«Применение Кубика Блума на занятиях по финансовой грамотности». |
Занятия с детьми | |||
Автор: Степанова Ирина Сергеевна | |||
18.01.2023 12:06 | |||
«Применение Кубика Блума на занятиях по финансовой грамотности». ВВЕДЕНИЕ: Анализ современного состояния образования в России, в особенности его начального звена – дошкольного и младшего школьного возраста, свидетельствует о нарастающем разрыве между собственно жизнью (социокультурной средой) и системой образования, сводимой к передаче знаний, умений, навыков воспроизводящего характера. Многократное увеличение информационного потока вынуждает образовательные учреждения все интенсивнее искать новые способы работы с детьми. Многие педагоги уже понимают, что необходимо организовывать работу с ребенком таким образом, чтобы он умел работать с любыми информационными полями, обладал развитым воображением и критическим мышлением и имел навыки работы с творческими задачами. Только при наличии этих качеств можно гарантировать полноценную подготовку подрастающего человека к будущей жизни.
Критическое мышление – это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить. Ребёнок нуждается в критическом мышлении, оно помогает ему жить среди людей. Цель критического мышления – научить ребёнка использовать метод исследования в обучении, ставить перед собой вопросы, искать на них ответы и стараться, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя Задачи критического мышления:
Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. Работая в режиме данной технологии, педагог перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Среди множества технологий и методик развития критического мышления выбрала один популярный приём, который разработал американский ученый и психолог Бенджамин Блум «Кубик Блума». Актуальность данной технологии развития критического мышления состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления. Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы. Кубик представляет собой объёмную (можно бумажную, тканевую) фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа: Работа с кубиком строится следующим образом: Формулируется тема и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии. Ребенок бросает кубик и отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить. Форма данной разработки основывается на требованиях ФГОС ДО. Цель: Расширить представления детей о функциях и свойствах денег. Задачи: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Методы и приёмы: создание проблемной ситуации, наглядно-зрительный и словесный, исследовательский методы, игровой метод и метод моделирования. Форма организации: Коллективная. Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие. Практическое применение кубика в работе с детьми дошкольного возраста. Первое знакомство с кубиком: дети рассматривают грани кубика, читают надписи самостоятельно или с помощью педагога. Работа с кубиком строится по определенному алгоритму:
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Варианты использования «Кубика Блума» на занятиях «Кубик Блума» универсален. Возможны два варианта: - Вопросы формулирует сам педагог. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком. - Вопросы формулируют сами воспитанники. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка. Затем на занятии они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы других детей. Рекомендации: Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы. «Кубик Блума» можно использовать на всех этапах занятия любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы. Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы детям нужно будет формулировать вместе. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды. Формулировки для детей грани кубика можно упростить, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности. Пособие по финансовой грамотности "Кубик Блума" адаптировано для детей дошкольного возраста (имеет на гранях не только вопросы, но и картинки для не читающих детей). ПОСОБИЕ ЯВЛЯЕТСЯ
Данный прием педагогической техники Бенджамина Блума может быть использован при изучении любой темы, преимущественно на занятиях в технологии проблемного обучения. Желательно, чтобы дети/ребенок умел читать. Тогда пособие, возможно, использовать ребенком самостоятельно. Если ребенок не читает, то в помощь картинки или пояснения педагога. Инструкция Дети/ребенок/пара самостоятельно или сам воспитатель (родитель) бросают кубик. Зачитывают слово, обозначенное на грани кубика. Самостоятельно/при помощи взрослого формулируют вопрос к теме занятия, беседы. Таким образом, использование приёма «Кубик Блума», является инновационной практикой, которая помогает в работе с детьми сформировать не только элементы критического мышления, что очень важно при формировании у детей мягких навыков, но и позволяет систематизировать полученные знания, сфокусировав внимание на всех сторонах заданной проблемы.
|