Методическое пособие по развитию речи детей раннего возраста «Цветоформик» |
Занятия с детьми | |||
Автор: Вторая Елена Васильевна | |||
08.01.2023 23:14 | |||
Методическое пособие по развитию речи детей раннего возраста «Цветоформик» ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ ГОРОД ЧЕРЕПОВЕЦ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 30» Воспитатели: Вторая Е.В.. г. Череповец, 2022 год Пояснительная записка. Данное методическое пособие представляет собой набор развивающих дидактических игр «Цветоформик», который состоит из нескольких игр: «Лото» (по цветам, по форме), «Чудесный мешочек», «Задорный шнурок» (по цветам, по форме), «Рулетка цветоформика», «Фразовый конструктор цветоформика». Развивающие дидактические игры «Цветоформик» могут использоваться в нескольких вариантах:
Вариативность набора игр «Цветоформик» позволяет использовать их в качестве обучающего пособия и настольных игр. Цель дидактического пособия: создание условий для формирования и закрепления у детей раннего возраста представлений о основных цветах (красный, желтый, зеленый, синий) и формах (прямоугольник, квадрат, круг, треугольник), развитие активного словаря. формирование способности подбирать существительные к прилагательным, обозначающему цвет или форму. Задачи:
Ход использования дидактического пособия. Данное методическое пособие представляет собой набор развивающих дидактических игр «Цветоформик», который состоит из нескольких игр: «Лото» (по цветам, по форме), «Чудесный мешочек», «Задорный шнурок» (по цветам, по форме), «Рулетка цветоформика», «Фразовый конструктор цветоформика». Материал и оборудование: 2 набора геометрика, льняной мешочек, шнуровки (5 штук), лото (8 штук), карточки, рулетка, карточки фразового конструктора. 1. Игра «Лото» (по цветам, по форме). Цель: создать условия для формирования и закрепления у детей раннего возраста представлений о основных цветах (красный, желтый, зеленый, синий) и формах (прямоугольник, квадрат, круг, треугольник), развитие активного словаря. Материал и оборудование: лото (8 штук), карточки. Ход игры: I вариант «Лото по цветам» Материал и оборудование: лото, карточки. Ход игры: детям (ребенку) раздается лото, педагог объясняет правила: «Я буду показывать вам картинки. Если на картинке изображен предмет красного цвета, то тот, у кого лото с красной кляксой, забирает картинку себе. То же самое и с другими цветами». Игра может повторятся несколько раз, с обменом лото на другую цветную кляксу. II вариант «Лото по формам» Материал и оборудование: лото, карточки. Ход игры: детям (ребенку) раздается лото, педагог объясняет правила: «Я буду показывать вам картинки. Если на картинке изображен предмет круглой формы, то тот, у кого лото с кругом, забирает картинку себе. То же самое и с другими формами». Игра может повторятся несколько раз, с обменом лото на другую форму. 2. «Чудесный мешочек» Цель: создать условия для формирования и закрепления у детей раннего возраста представлений о основных цветах (красный, желтый, зеленый, синий) и формах (прямоугольник, квадрат, круг, треугольник), развитие активного словаря, мелкой моторики. Материал и оборудование: льняной мешок, геометрические фигуры из набора «Геометрик». Ход игры: Педагог объясняет детям правила игры: «Ребята, в этом чудесном мешочке живут геометрические фигуры разных цветов. Вам нужно достать из мешочка любою фигуру и назвать ее форму и цвет». Игра может повторяться несколько раз. 3. «Задорный шнурок» (по цветам, по форме) Цель: создать условия для формирования и закрепления у детей раннего возраста представлений о основных цветах (красный, желтый, зеленый, синий) и формах (прямоугольник, квадрат, круг, треугольник), развитие активного словаря. Ход игры: I вариант Материал и оборудование: шнуровки (4 штук), геометрические фигуры из набора «Геометрик». Ход игры: педагог объясняет детям правила игры: «Ребята, у нас есть 4 шнурка разного цвета. Шнурок красного цвета необходимо продеть во все фигуры красного цвета. То же самое необходимо сделать с другими цветами: синий шнурок продеть в детали синего цвета, зеленый – зеленого цвета, желтый – желтого цвета». В ходе игры дети (ребенок), нанизывая детали на шнурок, должны озвучивать свой выбор, называть цвет и форму (ответ: красный треугольник, красный квадрат и т.д.). Игра может повторяться несколько раз. II вариант Материал и оборудование: шнуровка, геометрические фигуры из набора «Геометрик». Ход игры: педагог объясняет детям правила игры: «Ребята, у нас есть шнурок. Вам необходимо продеть его в фигуры одной формы (выбрать либо круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). В ходе игры дети (ребенок), нанизывая детали на шнурок, должны озвучивать свой выбор, называть цвет и форму (ответ: красный треугольник, синий треугольник и т.д.). Игра может повторяться несколько раз. 4. «Рулетка цветоформика» Цель: формирование способности подбирать существительные к прилагательным, обозначающему цвет или форму, расширять словарь прилагательных, закреплять названия основных цветов и форм, развивать воображения у детей. Материал и оборудование: рулетка. Ход игры: Воспитатель крутит рулетку, которая указывает либо на цвет, либо на форму. Педагог называет прилагательное, обозначающее цвет или форму, а ребенок называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Например: красный — мак, огонь, флаг; желтый — цыпленок, солнце, лимон; зеленый — огурец, трава, лес; синий — колокольчик, море, карандаш; круглый – шар, мяч; квадратный – стол, ковер и т. д.. 5. «Фразовый конструктор цветоформика» Цель: формирование способности подбирать прилагательные к существительным, обозначающие цвет или форму, расширять словарь прилагательных. I вариант Материал и оборудование: карточка фразового конструктора №1 (вопрос, цвет, форма), карточки с предметами, карточки с цветами, формами. Перед проведением игры предварительно ребенку объяснялось, что если какой-нибудь предмет красного цвета, то он красный, а если круглой формы, то он круглый и т.д. Ход игры: перед ребёнком лежит фразовый конструктор и карточки с изображением цветов и форм, педагог показывает картинку с изображением предмета (например — синий мяч). Педагог задает ребенку вопросы:
После педагог просит ребенка описать мяч, опираясь на фразовый конструктор (ответ: «мяч синий и круглый»). II вариант Материал и оборудование: карточка фразового конструктора №2 (цвет, вопрос), карточки с формами (круг, прямоугольник, квадрат, треугольник)). Ход игры: перед ребёнком лежит фразовый конструктор и карточки с изображением форм, педагог показывает картинку с изображением формы (например — квадрат). Педагог предлагает ребенку раскрасить квадрат разными цветами, опираясь на фразовый конструктор и назвать его (ответ: красный квадрат, желтый квадрат, синий квадрат и т.д. III вариант Материал и оборудование: карточка фразового конструктора №2 (цвет, вопрос), карточки с предметами в черно-белом варианте. Ход игры: перед ребёнком лежит фразовый конструктор и карточки с черно-белым изображением предметов. Педагог показывает картинку с черно-белым изображением (например — ракета). Педагог предлагает ребенку раскрасить ракету разными цветами, опираясь на фразовый конструктор и назвать её (ответ: красная ракета, желтая ракета, синяя ракета и т.д.) IV вариант Материал и оборудование: карточка фразового конструктора №3 (форма, вопрос), карточки с цветами. Перед проведением игры предварительно ребенку объяснялось, что если какой-нибудь предмет красного цвета, то он красный, если синего цвета, то он синий и т.д. Ход игры: перед ребёнком лежит фразовый конструктор и карточки с изображением цветов, педагог показывает картинку с изображением цвета (например — синий). Педагог предлагает ребенку раскрасить в синий цвет все формы, опираясь на фразовый конструктор и назвать их (ответ: синий треугольник, синий круг и т.д.)
|