Лэпбуки, как средство формирования любознательности у детей старшего дошкольного возраста |
Занятия с детьми | |||
Автор: Белова Вера Александровна | |||
30.12.2022 21:36 | |||
Лэпбуки, как средство формирования любознательности у детей старшего дошкольного возраста Аннотация: Данная статья рассказывает о изучении новых подходов и идей в своей педагогической деятельности посредством использования метода «лэпбука», о роли «лэпбука» в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленной на формирование любознательности детей в процессе совместной деятельности. Ключевые слова: ФГОС ДО, любознательность, ребенок дошкольного возраста, лэпбук, познавательная деятельность, развитие творческого по-тенциала. Целевые ориентиры федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования характеризуют ребенка к концу дошкольного периода как инициативного, самостоятельного в различных видах детской деятельности, проявляющего любознательность.
Разные авторы изучали проблему любознательности детей дошкольного возраста: форма познавательной активности (А. А. Абдуллаев, М.Ф. Беляев, Н.Ф. Добрынин, С.Л. Рубинштейн); ступень формирования познавательных интересов (М. Ф. Морозов, И.М. Подберезин, И.И. Цветков); интегративное качество личности (Н. Т. Лобова). Разноплановость исследований по проблеме формирования любознательности у детей старшего дошкольного возраста показала, что любознательность детей остается недостаточно изученной. Любознательность — это общая познавательная направленность личности ребенка, которая является основой возникновения устойчивого познавательного интереса, направленного на определенный предмет или определенную деятельность; направленность ребенка на познавательный материал приводит к любознательности; все это помогает и позволяет ребенку углубить и расширить представления и понимание окружающего его действительности. Этому мнения предерживаются многие педагоги и психологи, А так же, что особенностью любознательности она может быть условием успешной активной умственной деятельности, которая способствует снижению утомляемости и повышает работоспособность ребенка. В связи с этим стано-вится актуальным поиск педагогами новых средств формирования любозна-тельности у детей старшего дошкольного возраста. Одним из таких иннова-ционных средств формирования любознательности ребенка дошкольного возраста является использование в деятельности оригинальных методических пособий, которые называются «Лэпбук». Данный термин происходит от английского слова «lapbook», что до-словно переводится как наколенная книга. Лэпбук представляет собой не-большую самодельную папку, которую ребенок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть все ее содержимое. Первые «наколенные книги» были созданы американцами. Лэпбук – это книжка-раскладушка с разными карманами, в виде дверок, окошек, гар-мошек, с выдвижными и подвижными деталями. В этой папке размещены материалы: дидактические игры, загадки, разукрашки, картинки с заданиями и т.д. на одну тему. Все эти кармашки, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, собрать и подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Отличный способ для закре-пления определенной темы с детьми, является работа с лэпбуком, что позво-ляет осмыслить содержание книги, а также провести исследовательскую ра-боту, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Практическое использование пособия лэпбука в работе с детьми обес-печивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, в том числе и с особыми образовательными потребностями, что способствует развитию творческой одарённости. Систему образовательной работы в данном направлении можно пред-ставить тремя взаимосвязанными и взаимообусловленными блоками: обеспе-чение активности и разнообразия мыслительной и практической деятельно-сти; развитие логического мышления, познавательной активности, самостоя-тельности, инициативности; фиксация системы работы по итогам создания «Продукта». Структура работы над лэпбуком включает в себя несколько этапов. Для начала необходимо определиться с темой. Тема может быть любая – насекомые, планеты, динозавры, композиторы, писатели, мультфильмы, времена года, праздники, исторические события. При этом можно взять за основу какое-либо литературное произведение и изучить его с разных сторон. Например, на основе сказки про Золушку можно изучать тыквы, мышей, Францию и французский язык, традиции королевских семей Европы, обсуждать такие качества характера как зависть, терпение или трудолюбие, предложить написать современный вариант сказки и т.д. Далее необходимо перейти к плану, продумать, что он будет включать в себя — задания, раскрывающие тему. На третьем этапе следует продумать, как будут представлены пункты плана. Следует отталкиваться от фантазии детей. Элементы заданий могут быть размещены в книжках-гармошках, вращающихся кругах, блокнотиках, мини-книжках, кармашках, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д. Исходя из этого, лэпбук является собирательным образом плаката, книгой и раздаточным материалом, который направлен на развитие у дошко-льников творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креа-тивно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения по-ставленной проблемы. Большой плюс еще и в том, что создание лэпбука мо-жет носить как индивидуальный характер, так парный или групповой, что так важно использовать при работе с дошкольниками. Для формирования любознательности у детей старшего дошкольного возраста нами был создан лэпбук «Зимушка – зима» с целью систематизации и закрепления знаний детей о зиме как времени года (ее признаках), харак-терных изменениях в природе, расширения знаний детей о диких животных и птицах в зимней период, научить различать следы домашних и диких живот-ных. Известно, что культурные практики сформированные в детстве, остают-ся на всю жизнь, поэтому одной из важных особенностей лэпбука, как сред-ства формирования любознательности детей старшего дошкольного возраста является пробуждение стимула к получению новой информации с целью развития и расширения кругозора. Структурированный Лэпбук представляемый нами состоит из не-скольких разделов: -материалы устного народного творчества: пословицы, поговорки, за-гадки, стихи. «Признаки зимы», «Алгоритм зима в картинках», «Зимние месяцы» (пословицы и поговорки) стихи о зиме, загадки, игра “Закончи по-словицу”. -раздел посвященный животному миру. «Как звери зимуют?», «Зи-мующие птицы», «Птичья столовая», «Чьи следы?», «Кто, чем питается?» -раздел посвященный жизни людей «Зимние забавы», «Зимняя одеж-да», «Зимние виды спорта», «Безопасность», игра «Одень куклу, игра «Найди пару» -раздел направлен на формирование любознательности. Составь рас-сказ по картине, игра «Найди отличия», игра «Разгадай ребус», «Чья тень?», «Лабиринты», разнообразные пазлы с различными соединениями, фланеле-граф «Художник», для развития фантазии ребенка на заданную тему, рас-краски — были подобраны так, чтобы дети после закрашивания сюжетной картинки могли составить рассказ, игра «Построй снежинку из палочек». Использование лэпбука в воспитательно-образовательном процессе позволило разнообразить работу и повысить любознательность детей. Они были увлечены и выполняли даже сложные задания, самостоятельно дости-гали результата. Дети с удовольствием открывали кармашки, в которых на-ходились различные задания в доступной для них форме, рассматривали картинки, книжки-раскладушки, «варежки», а больше всего понравилось одевать куклу на прогулку (мальчик и девочка). Наш лэпбук находится в свободном доступе (Уголок природы), поэтому можно использовать его в самостоятельной деятельности детей. Таким образом, что лэпбук — это средство индивидуализации дошко-льного образования, сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержки инициа-тивы детей в различных видах деятельности, партнерства с семьей, приобще-ния детей к социокультурным нормам, формирования любознательности. Это игра, познание и творчество! Список использованной литературы
|