Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Лэпбуки, как средство формирования любознательности у детей старшего дошкольного возраста
Занятия с детьми
Автор: Белова Вера Александровна   
30.12.2022 21:36

Лэпбуки, как средство формирования любознательности у детей старшего дошкольного возрастаЛэпбуки, как средство формирования любознательности у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация: Данная статья рассказывает о изучении новых подходов и идей в своей педагогической деятельности посредством использования метода «лэпбука», о роли «лэпбука» в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленной на формирование любознательности детей в процессе совместной деятельности.

Ключевые слова: ФГОС ДО, любознательность, ребенок дошкольного возраста, лэпбук, познавательная деятельность, развитие творческого по-тенциала.

Целевые ориентиры федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования характеризуют ребенка к концу дошкольного периода как инициативного, самостоятельного в различных видах детской деятельности, проявляющего любознательность.

 

Разные авторы изучали проблему любознательности детей дошкольного возраста: форма познавательной активности (А. А. Абдуллаев, М.Ф. Беляев, Н.Ф. Добрынин, С.Л. Рубинштейн); ступень формирования познавательных интересов (М. Ф. Морозов, И.М. Подберезин, И.И. Цветков); интегративное качество личности (Н. Т. Лобова). Разноплановость исследований по проблеме формирования любознательности у детей старшего дошкольного возраста показала, что любознательность детей остается недостаточно изученной. Любознательность — это общая познавательная направленность личности ребенка, которая является основой возникновения устойчивого познавательного интереса, направленного на определенный предмет или определенную деятельность; направленность ребенка на познавательный материал приводит к любознательности; все это помогает и позволяет ребенку углубить и расширить представления и понимание окружающего его действительности. Этому мнения предерживаются многие педагоги и психологи, А так же, что особенностью любознательности она может быть условием успешной активной умственной деятельности, которая способствует снижению утомляемости и повышает работоспособность ребенка. В связи с этим стано-вится актуальным поиск педагогами новых средств формирования любозна-тельности у детей старшего дошкольного возраста. Одним из таких иннова-ционных средств формирования любознательности ребенка дошкольного возраста является использование в деятельности оригинальных методических пособий, которые называются «Лэпбук».

Данный термин происходит от английского слова «lapbook», что до-словно переводится как наколенная книга. Лэпбук представляет собой не-большую самодельную папку, которую ребенок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть все ее содержимое.

Первые «наколенные книги» были созданы американцами. Лэпбук – это книжка-раскладушка с разными карманами, в виде дверок, окошек, гар-мошек, с выдвижными и подвижными деталями. В этой папке размещены материалы: дидактические игры, загадки, разукрашки, картинки с заданиями и т.д. на одну тему. Все эти кармашки, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, собрать и подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Отличный способ для закре-пления определенной темы с детьми, является работа с лэпбуком, что позво-ляет осмыслить содержание книги, а также провести исследовательскую ра-боту, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Практическое использование пособия лэпбука в работе с детьми обес-печивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, в том числе и с особыми образовательными потребностями, что способствует развитию творческой одарённости.

Систему образовательной работы в данном направлении можно пред-ставить тремя взаимосвязанными и взаимообусловленными блоками: обеспе-чение активности и разнообразия мыслительной и практической деятельно-сти; развитие логического мышления, познавательной активности, самостоя-тельности, инициативности; фиксация системы работы по итогам создания «Продукта».

Структура работы над лэпбуком включает в себя несколько этапов. Для начала необходимо определиться с темой. Тема может быть любая – насекомые, планеты, динозавры, композиторы, писатели, мультфильмы, времена года, праздники, исторические события. При этом можно взять за основу какое-либо литературное произведение и изучить его с разных сторон. Например, на основе сказки про Золушку можно изучать тыквы, мышей, Францию и французский язык, традиции королевских семей Европы, обсуждать такие качества характера как зависть, терпение или трудолюбие, предложить написать современный вариант сказки и т.д. Далее необходимо перейти к плану, продумать, что он будет включать в себя — задания, раскрывающие тему. На третьем этапе следует продумать, как будут представлены пункты плана. Следует отталкиваться от фантазии детей. Элементы заданий могут быть размещены в книжках-гармошках, вращающихся кругах, блокнотиках, мини-книжках, кармашках, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д.

Исходя из этого, лэпбук является собирательным образом плаката, книгой и раздаточным материалом, который направлен на развитие у дошко-льников творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креа-тивно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения по-ставленной проблемы. Большой плюс еще и в том, что создание лэпбука мо-жет носить как индивидуальный характер, так парный или групповой, что так важно использовать при работе с дошкольниками.

Для формирования любознательности у детей старшего дошкольного возраста нами был создан лэпбук «Зимушка – зима» с целью систематизации и закрепления знаний детей о зиме как времени года (ее признаках), харак-терных изменениях в природе, расширения знаний детей о диких животных и птицах в зимней период, научить различать следы домашних и диких живот-ных. Известно, что культурные практики сформированные в детстве, остают-ся на всю жизнь, поэтому одной из важных особенностей лэпбука, как сред-ства формирования любознательности детей старшего дошкольного возраста является пробуждение стимула к получению новой информации с целью развития и расширения кругозора.

Структурированный Лэпбук представляемый нами состоит из не-скольких разделов:

-материалы устного народного творчества: пословицы, поговорки, за-гадки, стихи. «Признаки зимы», «Алгоритм зима в картинках», «Зимние месяцы» (пословицы и поговорки) стихи о зиме, загадки, игра “Закончи по-словицу”.

-раздел посвященный животному миру. «Как звери зимуют?», «Зи-мующие птицы», «Птичья столовая», «Чьи следы?», «Кто, чем питается?»

-раздел посвященный жизни людей «Зимние забавы», «Зимняя одеж-да», «Зимние виды спорта», «Безопасность», игра «Одень куклу, игра «Найди пару»

-раздел направлен на формирование любознательности. Составь рас-сказ по картине, игра «Найди отличия», игра «Разгадай ребус», «Чья тень?», «Лабиринты», разнообразные пазлы с различными соединениями, фланеле-граф «Художник», для развития фантазии ребенка на заданную тему, рас-краски — были подобраны так, чтобы дети после закрашивания сюжетной картинки могли составить рассказ, игра «Построй снежинку из палочек».

Использование лэпбука в воспитательно-образовательном процессе позволило разнообразить работу и повысить любознательность детей. Они были увлечены и выполняли даже сложные задания, самостоятельно дости-гали результата. Дети с удовольствием открывали кармашки, в которых на-ходились различные задания в доступной для них форме, рассматривали картинки, книжки-раскладушки, «варежки», а больше всего понравилось одевать куклу на прогулку (мальчик и девочка). Наш лэпбук находится в свободном доступе (Уголок природы), поэтому можно использовать его в самостоятельной деятельности детей.

Таким образом, что лэпбук — это средство индивидуализации дошко-льного образования, сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержки инициа-тивы детей в различных видах деятельности, партнерства с семьей, приобще-ния детей к социокультурным нормам, формирования любознательности. Это игра, познание и творчество!

Список использованной литературы

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошко-льников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-синтез, 2008. 112 с.
  2. Винокурова В.Г., Лашина Л.И. Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения / [Электронный ресурс]. URL: https: //nsportal. ru/detskiy-sad/raznoe/2017/10/08/lepbuk-kak-innovatsionnaya-tehnologiya-doshkolnogoobucheniya
  3. Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI меж-дунар. науч. конф. (г. Пермь,
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год