Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование бережливых технологий для организации образовательного пространства ДОУ
Занятия с детьми
Автор: Клёнова Марина Николаевна   
02.01.2023 16:08

Использование бережливых технологий для организации образовательного пространства ДОУИспользование бережливых технологий для организации образовательного пространства ДОУ

Бережливость — моральное качество, характеризующее заботливое отношение людей к собственности, к материальным благам. Но бережливость – это ещё и умение правильно распоряжаться своими душевными силами.

Бережное использование, бережливое отношение, рациональное применение, все эти словосочетания давно на слуху. Ресурс нашей планеты не бесконечен, как и ресурс человеческих возможностей. Пора задуматься над тем, как мы можем не в ущерб жизнедеятельности, не теряя производительности и получая высокие показатели на выходе обеспечить человеку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания и навыки, научить использовать их в повседневной жизни. Конечно, начинать нужно с малого, с корней. И детский сад, как один из первоисточников знаний и умений человека должен принимать в этом процессе непосредственное участие.

 

Всё большее число детских садов встаёт на бережливый путь развития, ориентированный на непрерывное сокращение всех видов потерь посредством простых и продуктивных нововведений, повышающих производительность труда и формирующих «бережливое мышление» как у сотрудников, так и у воспитанников. Применение инструментов Lean-технологий становится основой для повышения эффективности деятельности детского сада, поскольку позволяет оптимизировать процессы, протекающие в образовательной организации, за счёт использования её внутренних возможностей.

В процессе внедрения принципов бережливых технологий в образовательную деятельность дошкольных образовательных организаций по-новому организуется рабочее пространство кабинетов, групп, разрабатываются инструкции по работе с электронными ресурсами для воспитателей, педагогов – специалистов и родителей.

Основными ценностями бережливых технологий являются:

  • признание человеческого ресурса как главного источника создания ценности
  • снижение потерь.
  • применение современных педагогических методик с целью улучшения качества игровой деятельностью с детьми

Традиционной для каждой организации является функция организации труда. Использование инструментов Lean-технологий в рамках организации труда позволяет устранить потери в профессиональной деятельности сотрудников, повысить реализацию их потенциала, и тем самым добиться более успешных показателей деятельности детского сада.

К потерям в профессиональной деятельности педагогических работников дошкольной образовательной организации можно отнести:

  1. Перепроизводство. Данный вид потерь может рассматриваться как выполнение работы, не создающей ценности (ввод повторяющейся информации; дублирование учебно-методических материалов; сбор и хранение неиспользуемой в дальнейшем информации; подготовка ненужной документации);
  2. Лишние движения. Данный вид потерь рассматривается как нерациональное перемещение педагогов в течение дня за счёт неорганизованного рабочего пространства (излишние движения при подготовке необходимых дидактических средств);
  3. Лишние перемещения. Данный вид потерь имеет форму излишней транспортировки учебных материалов вследствие нерационального размещения оборудования и организации рабочих мест;
  4. Излишние запасы. Данный вид потерь рассматривается как ненужные запасы дидактических средств и расходных материалов, избыточные архивы учебной документации и учебно-методических материалов, устаревшие базы данных информации;
  5. Задержки. Данный вид потерь может рассматриваться как нерациональное использование рабочего времени, вследствие чего нарушается расписание образовательной деятельности (задержка времени проведения занятия), не соблюдается установленный режим дня (увеличение времени проведения одного образовательного мероприятия в ущерб другим видам образовательной деятельности);
  6. Дефекты. Данный вид потерь может иметь форму отклонений от заданных параметров свыше допустимых приделов (например, снижение результативности занятия за счёт непроизводительной затраты времени; нарушение требований СанПиН к продолжительности образовательной деятельности; неверно заполненная документация).

Увидеть и устранить вышеперечисленные потери помогают простые решения, основанные на использовании инструментов бережливого производства: стандартизации и визуализации, картировании потока создания ценности, методах «5 почему», организации рабочего пространства (5S) и других.

Основным методом работы, является картирование процесса – схема (алгоритм, изображающая каждый этап движения материальных и информационных потоков с целью выявления возможностей совершенствования текущего процесса и его приближения к идеальному состоянию. Задачи картирования — визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил в действии.

Визуализация образовательного пространства нужна и там, где используется большой спектр учебно-игрового оборудования и дидактических материалов, и там, где «рабочим материалом» является учебно-методическая информация; с помощью визуализации можно с одного взгляда понять, насколько удалось оптимизировать пространство

Одним из инструментов бережливого производства является «Кайдзен» технология, принцип — 5S. Эта система организации и рационализации рабочего места, разработанная в Японии, обязательна к внедрению и в детском саду.

Система 5S позволяет создать оптимальные условия для выполнения операций при организации образовательной деятельности. Стандартизацией обеспечивается фиксация достигнутых улучшений и предотвращается возврат к исходной ситуации.

В зависимости от выполняемых педагогическими работниками трудовых функций на основе методов бережливого производства выявляются необходимые для оптимизации процессы.

Так, в деятельности воспитателя детского сада ключевой риск – потери времени при подготовке к образовательным мероприятиям и задержка проведения режимных моментов – может возникнуть из-за нерациональной организации рабочего места педагога.

При этом основными проблемами становятся:

  • лишние движения при подготовке необходимых средств обучения;
  • длительный поиск нужных учебно-методических материалов и средств обучения при выполнении обязанностей отсутствующего работника;
  • дополнительные затраты времени при уборке учебно-методических материалов и средств обучения на свои места.

Причинами данных видов потерь являются, во-первых, большое количество накопленных и бессистемно хранящихся учебно-методических материалов и средств обучения; во-вторых, нерациональное хранение дидактических материалов и инвентаря; в-третьих, отсутствие единых правил хранения учебно-методических материалов и средств обучения; в-четвёртых, отсутствие визуализации.

Применение «Кайдзен» технологии позволяет добиться значительного (на 65%) сокращения времени протекания процесса поиска нужных учебно-методических материалов и средств обучения, а также их возврата на свои места за счёт:

  1. «Сортировки», подразумевающей четкое разделение вещей на нужные и ненужные и избавление от последних и систематизации бумажных учебно-методических материалов, компьютерных файлов, инвентаря;
  2. «Соблюдение порядка» – стандартизация размещения дидактических материалов и инвентаря, а также визуализация мест хранения (использование указателей, цветового кодирования), которая позволяет быстро и просто их найти и использовать;
  3. «Содержание в чистоте» – содержание рабочего места в чистоте и опрятности;
  4. «Стандартизация» – хранение учебно-методических материалов и средств обучения в ящиках рабочего стола и на полках шкафов, а также типизация «рабочего стола» на мониторах компьютеров;
  5. «Совершенствование" – воспитание привычки точного выполнения установленных правил, процедур и технологических операций.

В этих целях разрабатывается стандарт рабочего места воспитателя, включающий:

перечень материалов и порядок их размещения в ящиках рабочего стола; перечень файлов и их размещение на «рабочем столе» (мониторе) компьютера; перечень учебно-методических материалов порядок их размещения в шкафах; перечень средств обучения и порядок их размещения на полках в шкафах. Далее проводится сортировка бумажных учебнометодических материалов, компьютерных файлов, инвентаря;

ненужные объекты исключаются из рабочей зоны, временно размещаются в так называемой «зоне карантина» или совсем удаляются. Затем производится систематизация объектов в зонах хранения (дидактических средств и инвентаря – в контейнерах на полках шкафов;

учебно-методических материалов – в папках) и визуализация зон хранения объектов

Использование инструментов бережливых технологий в дошкольной образовательной организации способствует:

  • эффективной реализации федеральных государственных стандартов
  • улучшению образовательного процесса, оптимизации работы
  • повышению качества образования
  • обеспечению стандартизации и визуализации учебного процесса
  • сокращению временных и финансовых потерь
  • повышению трудоспособности сотрудников и сохранению человеческих ресурсов
  • развитию образовательной организации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ:

  1. Международный образовательный портал http: //www. maam. ru. 23. Социальная сеть работников образования http: //nsportal. ru
  2. Замятина, В. В. Воспитание бережливости / В. В. Замятина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019 г.
  3. Заскевич И. «Уроки бережливости». Журнал «Пралеска» № 3,2009
  4. Программа "Энергия жизни" воспитательно-образовательной деятельности по ресурсо- и энергосбережению (старший дошкольный возраст). https: //nsportal. ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/10/04/programma-energiya-zhizni-vospitatelno-obrazovatelnoy
  5. Степанова С. Программа по энергосбережению с детском саду «Мы живем экономно». http: //vscolu. ru/articles/my-zhivyom-ekonomno. html
  6. Сапун И.Н. Культура энергосбережения в образовательном процессе учреждения дошкольного образования. — Минск. АПО, 2012 г.
  7. Дворецкая Ж.Г., Ситникова И.А. Путешествие малышей по стране «Бережливость. — Витебск, 2010 г.
  8. http: //st-dou44. ru/metodicheskaya-kopilka-3/2019-12-26/konsultatciya-dlya-roditeley-berezhlivyy-detskiy-sad
  9. Формирование бережливой среды в образовательной организации: учебно-методическое пособие/ А.В. Шарина, Л.В. Сибирякова, А.Н. Новоселова – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2019
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год