Использование бережливых технологий для организации образовательного пространства ДОУ |
Занятия с детьми | |||
Автор: Клёнова Марина Николаевна | |||
02.01.2023 16:08 | |||
Использование бережливых технологий для организации образовательного пространства ДОУ Бережливость — моральное качество, характеризующее заботливое отношение людей к собственности, к материальным благам. Но бережливость – это ещё и умение правильно распоряжаться своими душевными силами. Бережное использование, бережливое отношение, рациональное применение, все эти словосочетания давно на слуху. Ресурс нашей планеты не бесконечен, как и ресурс человеческих возможностей. Пора задуматься над тем, как мы можем не в ущерб жизнедеятельности, не теряя производительности и получая высокие показатели на выходе обеспечить человеку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания и навыки, научить использовать их в повседневной жизни. Конечно, начинать нужно с малого, с корней. И детский сад, как один из первоисточников знаний и умений человека должен принимать в этом процессе непосредственное участие.
Всё большее число детских садов встаёт на бережливый путь развития, ориентированный на непрерывное сокращение всех видов потерь посредством простых и продуктивных нововведений, повышающих производительность труда и формирующих «бережливое мышление» как у сотрудников, так и у воспитанников. Применение инструментов Lean-технологий становится основой для повышения эффективности деятельности детского сада, поскольку позволяет оптимизировать процессы, протекающие в образовательной организации, за счёт использования её внутренних возможностей. В процессе внедрения принципов бережливых технологий в образовательную деятельность дошкольных образовательных организаций по-новому организуется рабочее пространство кабинетов, групп, разрабатываются инструкции по работе с электронными ресурсами для воспитателей, педагогов – специалистов и родителей. Основными ценностями бережливых технологий являются:
Традиционной для каждой организации является функция организации труда. Использование инструментов Lean-технологий в рамках организации труда позволяет устранить потери в профессиональной деятельности сотрудников, повысить реализацию их потенциала, и тем самым добиться более успешных показателей деятельности детского сада. К потерям в профессиональной деятельности педагогических работников дошкольной образовательной организации можно отнести:
Увидеть и устранить вышеперечисленные потери помогают простые решения, основанные на использовании инструментов бережливого производства: стандартизации и визуализации, картировании потока создания ценности, методах «5 почему», организации рабочего пространства (5S) и других. Основным методом работы, является картирование процесса – схема (алгоритм, изображающая каждый этап движения материальных и информационных потоков с целью выявления возможностей совершенствования текущего процесса и его приближения к идеальному состоянию. Задачи картирования — визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Визуализация образовательного пространства нужна и там, где используется большой спектр учебно-игрового оборудования и дидактических материалов, и там, где «рабочим материалом» является учебно-методическая информация; с помощью визуализации можно с одного взгляда понять, насколько удалось оптимизировать пространство Одним из инструментов бережливого производства является «Кайдзен» технология, принцип — 5S. Эта система организации и рационализации рабочего места, разработанная в Японии, обязательна к внедрению и в детском саду. Система 5S позволяет создать оптимальные условия для выполнения операций при организации образовательной деятельности. Стандартизацией обеспечивается фиксация достигнутых улучшений и предотвращается возврат к исходной ситуации. В зависимости от выполняемых педагогическими работниками трудовых функций на основе методов бережливого производства выявляются необходимые для оптимизации процессы. Так, в деятельности воспитателя детского сада ключевой риск – потери времени при подготовке к образовательным мероприятиям и задержка проведения режимных моментов – может возникнуть из-за нерациональной организации рабочего места педагога. При этом основными проблемами становятся:
Причинами данных видов потерь являются, во-первых, большое количество накопленных и бессистемно хранящихся учебно-методических материалов и средств обучения; во-вторых, нерациональное хранение дидактических материалов и инвентаря; в-третьих, отсутствие единых правил хранения учебно-методических материалов и средств обучения; в-четвёртых, отсутствие визуализации. Применение «Кайдзен» технологии позволяет добиться значительного (на 65%) сокращения времени протекания процесса поиска нужных учебно-методических материалов и средств обучения, а также их возврата на свои места за счёт:
В этих целях разрабатывается стандарт рабочего места воспитателя, включающий: перечень материалов и порядок их размещения в ящиках рабочего стола; перечень файлов и их размещение на «рабочем столе» (мониторе) компьютера; перечень учебно-методических материалов порядок их размещения в шкафах; перечень средств обучения и порядок их размещения на полках в шкафах. Далее проводится сортировка бумажных учебнометодических материалов, компьютерных файлов, инвентаря; ненужные объекты исключаются из рабочей зоны, временно размещаются в так называемой «зоне карантина» или совсем удаляются. Затем производится систематизация объектов в зонах хранения (дидактических средств и инвентаря – в контейнерах на полках шкафов; учебно-методических материалов – в папках) и визуализация зон хранения объектов Использование инструментов бережливых технологий в дошкольной образовательной организации способствует:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ:
|