Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Занятия с детьми
Автор: Бунина Ирина Александровна   
29.09.2022 08:56

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Воспитатель: Бунина Ирина Александровна МБДОУ Детский сад № 17 «Сказка»

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Полноценное владение родным языком в этом возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей в наиболее благоприятный, сензитивный период развития. Однако в последние годы наблюдается значительное снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей, что, так или иначе, сказывается на их развитии. В речевые нарушения детей входят: грамматически неправильное построение фразы, фонетико – фонематическое несовершенство, нарушения звукопроизношения.

В нашем детском саду сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании и развитии связной речи детей дошкольного возраста. При разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи. В нашей группе мы постоянно побуждаем детей к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и т. д.

 

Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценированные какого-либо сюжета, — так называемые игры-драматизации. Хороводные игры, и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобные игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений. В процессе игры дети берут на себя роли взрослых людей, и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношение между ними.

Организовываем игры, в которых участвуют все дети группы. Например, такие игры как, "День рождения куклы", где все дети танцуют и поют; "Поезд", где все дети—пассажиры и на остановках они что-то рассматривают, собирают. В игре "Магазин игрушек" дети, "купив" игрушку, затем играют с ней; причем получает игрушку тот, кто правильно попросит ее у "продавца". В указанные игры дети вовлекаются постепенно. Наряду с сюжетно-ролевыми играми в дошкольном возрасте активно вводятся развивающие игры с правилами. К ним относятся дидактические, подвижные игры, игры-драматизации и т. д.

Исходя из опыта работы, мы предлагаем рассмотреть:

- Сюжетно-ролевую игру «Магазин». Строим магазин. Его конструкция может быть любая – коробка, дом из конструктора и т.д. Рассказываем, какие магазины бывают (продуктовый, магазин игрушек, магазин мебели). Ставим на витрину товар. Знакомим детей с работой продавцов, кассиров, грузчиков. Товар можно взять из игрушек детей, или слепить из пластилина. Обращаем внимание на культуру общения между покупателем и продавцом. Вводим новые слова: касса, чек, витрина. Расплачиваемся за товар деньгами. Знакомим с ролью -заведующий магазина. Заведующий принимает на работу, делает заявки на получение товара, следит за качественной работой. Дети рисуют ценники возле каждого товара. Покупатель должен дать такое же количество «денег» за товар, сколько указано на ценнике, (например квадратиков). В это время мы закрепляем названия геометрических фигур и цветов. Например, ценники могут быть разной формы. Деньги – вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры. Они должны совпасть. Беседуем: сколько заплатили, сколько привезли товара, как разместили (выше, ниже). Еще один вариант – покупка по описанию. Чтобы купить какой-либо товар в магазине, дети должны описать продавцу желаемую покупку, например: этот предмет круглый, у него есть стрелки и цифры.

- Сюжетно-ролевую игру «Больница». В начале игры проводим беседу с детьми о профессии врача. Читаем Чуковского «Айболит». Строим в нашем городе больницу, аптеку, поликлинику. Мишка заболел, у него болит горло. Он идет на прием к врачу. Врач осматривает больного, назначает лечение, пишет рецепт. Называем инструменты врача – статоскоп, шприц. Рассказываем о роли медсестры (она выполняет указания врача, помогает ему). Мишка идет в аптеку. Вводим новые слова – фармацевт, кассир. Он покупает там лекарства. Если Мишка сильно болен, то врач его кладет в больницу. Там его лечат. Вместе с детьми обсуждаем, почему он попал в больницу, как этого можно было избежать. Рассказываем о профессии санитарки. В следующий раз у Зайки заболел зуб. Он объелся конфет. Беседуем с детьми о различных медицинских специальностях врача – терапевт, окулист, стоматолог, хирург. Скорая помощь, отвозит тяжелобольных в больницу.

- Сюжетно-ролевую игру «Автомобильный транспорт». Знакомство с разными видами автомобильного транспорта. Загадываем загадки для детей о транспорте. Говорим о профессии водителя. Строим дороги, ставим дорожные знаки. Берем игрушечные машины: «Скорая помощь», «Милиция», «Почта», «Хлеб» и т.д. Они все едут по своему назначению. Обращаем внимание на пешеходный переход, светофор, дорожные знаки. Вот мы едем, а светофор не работает. Здесь знакомим с новыми словами — «регулировщик». Чтобы на дорогах был порядок, существуют сотрудники ГИБДД. Новые слова – полицейская фуражка, палочка, радар, водительское удостоверение. Машина ехала-ехала и поломалась. Она едет на СТО (сервис технического обслуживания). На СТО можно не только ремонтировать машину, но и помыть. Строим большой гараж, оборудуем место под мойку автомашин, выбираем сотрудников, обслуживающий персонал. Знакомим детей с новой рабочей специальностью – слесарем по ремонту машин. Чтобы машина могла ехать, ей нужен бензин. Рассказываем про АЗС. Говорим о работе оператора, который отпускает бензин. Обогащаем с словарь новыми словами — бензоколонка, диспетчер, топливо.

- Сюжетно-ролевую игру «Строительство». Знакомим ребенка со строительными профессиями. Строительный материал может быть разный – конструктор, кубики. Знакомим со строительными специальностями – плотник, крановщик, сварщик, каменщик. Говорим о том, что на стройке нужен подъемный кран. Он поднимает тяжелые блоки и кирпичи вверх. Им управляет крановщик. Распределяем роли – водители привозят строительный материал на стройку, строители – строят дом. Приезжает машина цементовоз (говорим о том, для чего). Можно строить гаражи для игрушечных машинок. Они должны быть разного размера. По окончанию постройки проводим математическую игру – «Каждая машина в свой гараж». На гаражах можно повесить номера. Таким образом, дети закрепляют знание про цифры и порядковый номер.

Результаты нашей работы свидетельствуют об эффективности использования сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи детей: наполняется словарный запас, рассказывание детей становится самостоятельным и целенаправленным, речь носит активный и ролевой характер и т. д.

Организация сюжетно-ролевых игр в логопедических группах с ОНР оказывает помощь в преодолении речевых, психофизических нарушений, развивает у детей творчество, фантазию, память, мышление, формирует инициативность, самостоятельность и гармоничное развитие личности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год