Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Мастер – класс «Устранение предпосылок оптической дисграфии в дошкольном возрасте»
Занятия с детьми
Автор: Панова Наталья Владимировна   
23.09.2022 16:19

Мастер – класс «Устранение предпосылок оптической дисграфии в дошкольном возрасте»Мастер – класс «Устранение предпосылок оптической дисграфии в дошкольном возрасте»

Для современной общеобразовательной школы характерна буквально катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. У многих детей в самые первые дни пребывания в школе возникают специфические трудности письма, которые свидетельствуют о наличии у ребёнка так называемой дисграфии. Под этим термином понимаются стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием грамматических правил, обусловленные недоразвитием или частичным повреждением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма и чтения. Это явление далеко не случайное. Причины его уходят своими корнями в дошкольный и даже более ранний возраст.

Диагностическое обследование показывает, что трудности в обучении связаны в значительной мере с несформированностью зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, нарушением моторных координаций, неточных представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитием памяти, пространственного восприятия, трудностями оптико-пространственного анализа.

 

В свою очередь данные трудности обусловлены недоразвитием оптических речевых систем в головном мозге, что является предпосылкой к формированию оптической дисграфии у школьников. Таким образом, если у ребёнка к началу школьного обучения ещё не сформировались зрительно-пространственные представления и зрительный анализ и синтез, то он не сможет полноценно усвоить начертания букв, и неизбежно будет путать их на письме. Нарушается формирование зрительного образа буквы. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определёнными звуками. Вследствие неточности зрительного восприятия, буквы смешиваются на письме. Наиболее часто наблюдаются смешения следующих рукописных букв: о-а, и-у, м-л, ш-и, б-д, п-т. В ряде случаев имеет место зеркальное письмо, когда слова буквы, элементы букв пишутся справа налево. Также наблюдается искажённое воспроизведение букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, недописывание элементов букв, лишние элементы букв). Данную предпосылку очень важно своевременно выявить и обязательно постараться устранить до начала обучения ребёнка грамоте, чтобы он просто «не успел» усвоить неправильные начертания букв и тем более ввести их в «моторную память руки».

Главным разделом работы по устранению предпосылок оптической дисграфии в дошкольном возрасте является развитие оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

Различение человеком пространства формируется на основе восприятия им собственного тела. Процесс формирования схемы тела у ребёнка связан с развитием дифференцирующей работы коры головного мозга. Главным средством познания пространственных признаков и отношений между предметами внешнего мира становится активное осязание руками вместе со зрением.

Традиционные логопедические занятия имеют достаточно узкую направленность и в меньшей степени затрагивают базовые предпосылки, поэтому наряду с формированием психологической базы речи, зрительного и слухового анализа и синтеза, моторных координаций и оптико – пространственного анализа в совместную деятельность с детьми я ввожу «Гимнастику для мозга», упражнения на межполушарное взаимодействие.

Как известно, наш мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. Главное отличие левого полушария от правого в том, что только в нем расположены речевые центры. Левое как бы дробит картину мира на части, на детали и анализирует их. Правое же полушарие, в котором нет центров речи, схватывает картину мира целостно.

Мозжечковая стимуляция и межполушарное взаимодействие необходимы для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Развитие межполушарного взаимодействия регулирует работу полушарий, улучшает память, внимание, речь, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, работоспособность, активизирует интеллектуальные и познавательные процессы, развивает зрительно-моторную координацию. Мозжечковая стимуляция — система упражнений, направленная на совершенствование функций мозжечка и структур мозга, активно участвующих в процессе формирования речи и поведения ребенка.

Самый благоприятный период для интеллектуального развития — это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Вот почему очень важно включать в работу с дошкольниками кинезиологические упражнения.

Поэтому для меня было важно в своей работе использовать коррекционно – логопедические, развивающие игры и упражнения, которые имеют комплексный научный нейро — подход, и в тоже время могут быть доступны в использовании многими специалистами: логопедами, психологами, а также и родителями.

Цель: профилактика оптической дисграфии.

Задачи: Развивать зрительно-моторную координацию, проприоцептивные ощущения, кинестетические ощущения, психологическую базу речи.

Способствовать усвоению графического образа буквы для успешного обучения чтению и письму.

Традиционный подход:

  • обведи контурные изображения букв, раскрась их.
  • обведи буквы по точкам и назови их.
  • дорисуй буквы. Назови их.

Развивать умение узнавать печатные буквы в усложнённых условиях:

  • назвать схематично изображённые на картине предметы;
  • назвать предметы, изображённые пунктиром;
  • назвать предметы, наложенные друг на друга;
  • назвать зашумлённые буквы Игра «Шифровальщик»
  • назвать недорисованные буквы;
  • назвать буквы, изображённые пунктиром;
  • назвать недописанные буквы;
  • назвать наложенные друг на друга буквы;
  • назвать необычно расположенные в пространстве буквы
  • назвать правильно написанные буквы в ряду правильно и зеркально изображённых.

Нетрадиционный подход:

  • Игра «Фонарик»
  • Карточки «Найди и раскрась букву»
  • Пазлы «Собери букву»
  • Игра «Мемори» ( «Найди пары букв»)
  • «Наколи букву по контуру (с поролоновой губкой)»
  • «Сенсорные коробочки» (найди букву и найди место букве). Развивать кинестетические ощущения и зрительную координацию.
  • Тактильные карточки «Чудесные мешочки» Стимуляция тактильных ощущений, оптико – пространственной координации.
  • Игра «Живые буквы» Развивать проприоцептивные ощущения, которые дают человеку возможность воспринимать изменения положения отдельных частей тела в покое и во время совершаемых движений. Информация, поступающая в мозг, позволяет ему постоянно контролировать позу и точность произвольных движений, что в свою очередь формирует оптико – пространственные представления для закрепления образа буквы.
  • Арт – техника «Изготовление буквы с сыпучими материалами».

Хочу ещё раз обратить внимание, что профилактическую работу с детьми нужно начинать не с букв, а с формирования нарушенных, более элементарных функций. Представленные мной игры и упражнения направлены на закрепление образа буквы.

Таким образом, обучение грамоте — ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас, нашего терпения, доброжелательности, творчества и научного подхода к проблеме. Пусть ребёнок от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя.

Литература:

  • Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. — Спб., «Речь», 2003.
  • Лурия Р. И. Очерки психофизиологии письма. — М., Издательство АПН РСФСР, 1950.
  • Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. Под ред. Волковой Л. С. –М., «Владос», 2007.
  • Парамонова Л. Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. — Спб., «Детство-пресс», 2006.
  • Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. — М., «Российское педагогическое агенство», 1997.
  • Ястребова А. В., Бессонова Т. П. Обучаем читать и писать без ошибок. — М., «Аркти», 2007.
  • Хомякова С. Е. Коррекция оптической дисграфии: профилактика оптической дисграфии в раннем детстве и в дошкольном возрасте (часть 1) // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №1. — С. 135-139. — URL https: //moluch. ru/th/1/archive/49/1759/ (дата обращения: 14. 12. 2019
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год