Методика «говорящих стен» как система визуализации и индивидуализации знаний. |
Занятия с детьми | |||
Автор: Вишнякова Ольга Михайловна Савушкина Екатерина Александровна | |||
02.03.2022 16:33 | |||
Методика «говорящих стен» как система визуализации и индивидуализации знаний. Авторы:
В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования есть требования к организации и обновлению развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения. При реализации этих требований мы подобрали такую форму работы, которая затрагивает развивающее содержание сразу нескольких образовательных областей в одной форме работы.
Один из классиков отечественной педагогики утверждал, что «воспитывает всё»: и люди, и книги, и понятия. В дошкольных образовательных учреждениях могут воспитывать стены. История говорящих стен. Откуда пришла к нам методика «говорящих стен»? Если быть точными, то из далекой предыстории человечества: впервые человек дал камню «голос» и функцию посредника при передаче информации более 39000 лет назад, сделав первые наскальные рисунки, повествующие о правилах и особенностях охоты, о животных данной местности, о путешествиях и т.д. С появлением печати, ростом вербальной коммуникации и глобализацией информационного контента возникла необходимость уже не просто фиксировать всю новую и потенциально полезную информацию, но осуществлять ее смысловую (тематическую, по адресату и по степени важности, долгосрочности) фильтрацию, канализировать ее потоки. Так появились объявления (срочные), вывески (долгосрочные), мемориальные доски (не имеющие срока давности и оттого возвращающиеся к камню как носителю). Как и когда произошла революция «говорящих стен»? В 20м веке активнее стали использоваться виртуальные стены. Скажите, где вы видели такие стены? (верно, соцсети, по сути своей также являющиеся своеобразными стенами и привлекающие тематическим иллюстративным компонентом внимание). «Говорящие стены» могут включать (а могут не включать) пространства «над» (потолок) и «под» (пол). Эту проблему мы решили путем частичного переноса образовательного пространства из горизонтали в вертикаль. Основная идея методики «Говорящая стена» – трансформация среды пребывания детей в обучающую среду. Правильно организованная предметно-развивающая среда в группе предоставляет каждому ребёнку равные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития. Суть «говорящей стены» заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный ресурс. Ребенку важно видеть отражение своей личности и индивидуальности в пространстве, где он проводит так много часов каждый день. Ему хочется оставить «свои следы», воспоминания, видеть, как воплощались собственные и чужие замыслы, как они меняли пространство, делали его «своим». Говорящая стена – инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно — пространственную среду ДОУ, в своеобразный живой экран. Говорящая стена может включать все образовательные области
Цель работы «Говорящей стены» — создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям и реализации принципа индивидуализации с детьми дошкольного возраста. «Говорящая стена» помогает нам решать следующие задачи:
Говорящая стена даёт нам педагогам и детям совместно участвовать в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться. Развивающая стена – способ организовать самостоятельную деятельность детей. Для создания говорящей стены нами была оборудована магнитная доска с различными элементами: лесками, прищепками, наборным полотном и тканью с лентой-липучкой, вкладышами и небольшими металлическими пластинами. Вместо магнитной доски элементом развивающей стены может стать обычная стена с нарисованным сюжетом. В специальных кармашках на развивающей стене мы размещаем разнообразный материал: маркеры, цветная изолента, фишки, магниты и так далее. Для изготовления игр и пособий мы используем плёнки для ламинирования и магнитную плёнку. Большинство игр на магнитах производственного изготовления: буквы, цифры. Добавляем обязательное приложение к играм − образцы, схемы, карты-алгоритмы. Они особенно нужны старшим дошкольникам, которым трудно обойтись без помощи и подсказки. Как работать с интеллектуальной «говорящей» стеной выбор педагога. Мы выстраиваем работу на 10 – 30 минут в любой отрезок времени в течении дня. (Индивидуальную работу выстраиваем от потребностей детей.) «Говорящая стена» помогает ненавязчиво познакомить, изучить, закрепить и расширить полученный детьми опыт, сделать образовательную деятельность яркой и динамичной, при этом проявить педагогическое мастерство. Работу с «Говорящей стеной» начинаем с нового для детей материала. На организованно образовательной деятельности знакомим дошкольников с темой, размещаем наглядный материал, пособия. Работа проводится фронтально. Применяя наглядные, словесные, проблемно — поисковые методы изучаем материал. Затем, в свободном доступе остаются карточки, наглядный материал по теме. Дети в самостоятельной деятельности имеют возможность действовать с материалом, играть, исследовать. Используем игровые приёмы, когда герой просит помощи в создавшейся ситуации. Дети ищут решение самостоятельно или с нашей помощью. При работе со стеной можно делить детей по группам, также работа со стеной может проводиться индивидуально. На уровне глаз детей размещаем разнообразную информацию об их исследованиях и продуктах творчества. Информация представлена в доступной для детей форме, фотографии, выставки рисунков, поделок, схемы и карты, созданные вместе с нами или родителями. Вокруг доски на стене закрепляем прищепки, чем увеличиваем развивающее пространство группы и повышаем его вариативность. На прищепки мы прикрепляем картинки и схемы к занятиям, работы воспитанников, фотографии игр и экспериментов, детских достижений. Такой способ организации пространства стены позволяет разместить больше информации, что повышает развивающий потенциал игр и занятий. Дети рассматривают фотографии своих игр, занятий, рисунков, и это побуждает их возвращаться к ним снова и снова. Рассмотрев картинки, обсудив их, ребята выполняют задания. Затем помещаем на стену новые задания, схемы, карточки. Дети замечают изменения, догадываются, что можно использовать эти схемы для самостоятельной деятельности. Так происходит масштабное изучение любого тематического материала. Один из вариантов использования «Говорящей стены» как способ выставки детских работ, которые регулярно сменяются, что является показателем вариативности среды. Для воспитанников важно осознание нужности своего труда. Как правило, их рисунки после просушивания убираются в папки, вывешиваются в приёмной для родителей. Но в приёмной ребёнок и родитель проводят не более получаса в день. Основное время ребята находятся в группе, поэтому выставки детских работ мы размещаем на «говорящей стене» (не для родителей, а для детей). Когда они видят свои рисунки на «говорящей стене», у них есть возможность и время их рассматривать. Дети их обсуждают, обмениваются впечатлениями — так создаются условия для речевого и социально коммуникативного развития. Кроме того, осознание того, что твою работу разместят на выставке, дает ребенку дополнительную мотивацию. Чтобы его рисунок был достойным, он будет стараться сделать работу аккуратно и красиво. Дополняя и обновляя материалы по теме, мы создаём ситуацию «погружения» в тему недели. «Говорящая стена» позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребёнка, интересы. Самостоятельная деятельность детей не должна регламентироваться педагогом. Педагог должен не руководить ребенком, а уважать его интересы, индивидуальные особенности развития. Наблюдать, а не вмешиваться. Не определять темп выполнения, не предлагать способов решения, не оценивать шаги к его выполнению, не подталкивать к правильному решению, не предлагать его в случае затруднения. Только тогда, интеллектуальная «говорящая» стена выполнит функцию путеводителя по образовательным маршрутам, которые ребёнок выбирает самостоятельно. «Говорящая стена» отвечает требованиям безопасности предметно -пространственной среды, предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. Говорящая стена даёт нам основу для проведения «Утра улыбок», которое устанавливает атмосферу доверия, задает тон для благоприятного общения в течение дня, развивает умение обмениваться знаниями и опытом, мотивирует на получение новых знаний, устанавливает эмоциональный контакт между участниками беседы. Мы устраиваем «Утро улыбок» для того, чтобы дети почувствовали себя частью сплоченной команды, участие в мероприятии помогает осознать свою принадлежность к коллективу, учит уважительному отношению к сверстникам и старшим, а также развивает умение кооперативного взаимодействия. Дети обсуждают, чему они научились за неделю, обговаривают план действий на текущий день, договариваются, кто за что будет отвечать. Важно, что дети в ходе работы у «говорящей стены» и во время «Утра улыбок» учатся высказывать свое отношение к чему-либо, комментировать свои высказывания и действия, контролировать свое поведение, следовать установленным правилам, налаживать контакты со сверстниками. Во второй половине учебного года в группе старшего возраста мы организовываем работу на неделю. Каждый понедельник к детям приходит какой-нибудь сказочный герой с проблемной ситуацией и предлагает разрешить её в течение недели. Ребята выполняют задание в течение дня поочерёдно в ходе самостоятельной деятельности. Как правило, у стены собирается до пяти человек, в то время как другие дети заняты свободной игровой, продуктивной деятельностью. К пятнице задание выполнено, проблемная ситуация разрешилась. Если ребёнок испытывает затруднения, то мы с ним проводим работу индивидуально. Рекомендуется проводить эту работу не сразу и не около развивающей стены. Такой подход оградит ребят от чувства неуверенности в себе, негативного отношения к самостоятельной деятельности и дидактическому материалу. После индивидуальной работы мы готовим подобное задание, размещаем его в конверт, рядом с которым мы помещаем фотографию ребёнка. Дети, увидев свои фотографии, понимают, что конверты предназначены для них и выполняют задания. Игры и задания на развивающей стене затрагивают все образовательные области. Размещаются различные иллюстрации по теме недели, рассказы. Дети выбирают конвертики с заданиями по желанию, или предназначенные задания для них, увидев свою фотографию, выполняют задания, делятся полученными знаниями, спрашивают, помогают друг другу. При систематической организации детской деятельности на развивающей стене мы увидели положительную динамику развития самостоятельности у воспитанников. Кроме того, изменился тип взаимодействия с детьми, способы их мотивации. У детей развивается познавательная активность. Дети интересуются содержимым «Говорящей стены» с огромным интересом, выполняют задания, сами придумывают задания. У детей развиваются коммуникативные навыки. Дети предлагают выполнять задания другим детям, договариваются об этапах выполнения. Учатся контролировать своё поведение, выполнять простые правила, следуют алгоритму при общении в группе. Учатся сотрудничать со взрослыми и детьми. Список литературы
|