Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Формирование социально-активной позиции дошкольника через обогащение игровой культуры и предметно-игровой среды»
Занятия с детьми
Автор: Егорова Инна Анатольевна Трифонова Ольга Владимировна Сымолкина Анастасия Геннадьевна   
26.02.2022 20:10

Проект «Формирование социально-активной позиции дошкольника через обогащение игровой культуры и предметно-игровой среды»Проект «Формирование социально-активной позиции дошкольника через обогащение игровой культуры и предметно-игровой среды»

Управление образования администрации города Чебоксары Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 204» «Лапландия» города Чебоксары Чувашской Республики

Составили: воспитатель МБДОУ «Детский сад № 204»

  • Егорова Инна Анатольевна
  • Трифонова Ольга Владимировна
  • Сымолкина Анастасия Геннадьевна

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10 – 15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают. Их интересы ограничены, а игры однообразны. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не творцы.

 Скачать конспект

Если говорить о современных детях, прежде всего нужно сказать, дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связано с целым рядом причин.

Во-первых, современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Все стремятся детей научить как можно раньше – читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность ребенка дошкольника – игровая.

Именно через игру в этом возрасте можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать. Без этого важного “игрового” периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развития целой полноценной личности.

Во-вторых, дети современных детей сами принадлежат к неиграющему поколению, их детство тоже прошло без игр, тоже было насыщено обучающими элементами. Именно поэтому родители не играют со своими детьми, они очень часто не умеют этого делать. И третья причина – отсутствие возможности передавать игровой опыт от более старших детей к более младшим.

Современные дети, как правило, играют в обучающие игры по правилам взрослых, часами просиживают у телевизоров, проигрывая вместе с героями сериалов взрослую жизнь, с трудом отрываются от компьютерных монстров, выплескивая свою энергию и агрессивность в безопасное пространство.

И как следствие, малыши не через игру узнают мир, плохо усваивают систему отношений в обществе, мало развиваются и не учатся премудростям, а значит не формируются как личности. А ведь именно игра позволяет скорректировать возникающие проблемы и сложности в отношениях.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА – это ориентировочная (условная) деятельность; действия в ней связаны с предметами-заместителями, и ребенок принимает их условно за настоящие. Сущность игр вой деятельности заключается не только в технике выполнения действий, сколько в переходе от практического к умственному действию. Дошкольник видит один и тот же предмет с разных позиций (камушек — это мел, хлеб, сахар и др.), сам переходит с одной позиции на другую (изменение ролей в игре).

Увлекательные по сюжету, богатые по содержанию игры вызывают желание объединяться, формируют интерес к совместным играм, заставляют использовать наиболее рациональные приемы для разрешения возникающих трудностей и устанавливать правильные взаимоотношения. Но как бы ни увлекала детей игра, они не теряют чувство реальности. Становясь участником совместной игры, ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с товарищами, подчиняться тем правилам, которые устанавливаются в игре и до игры.

Ребенок постепенно начинает выделять “смысловое и руководящее значение правил”, вместо личных побуждений выступают общественные: Игра своим содержанием определяет степень повышения уровня организованности детей и уровень взаимоотношений совместных игр.

Компьютерные игры – это прообраз нового языка, на котором научились говорить дети, но не захотели говорить взрослые. Он похож на язык кино, только более мощный. Их общая черта – хороших вещей мало, а посредственных много.

Поэтому менять необходимо всё – уделять больше внимания тем играм, которые раньше возникали стихийно, помогать детям развивать сюжеты, которые им понятны, ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него, помогать детям знакомиться с входящими в нашу жизнь техническими средствами коммуникации, обучения и развития. Воспитание детей в большинстве случаев сводится к процессу обучения их тому, в какие игры они должны играть. В этом и состоит культурное значение игры.

Говоря о социальном воспитании ребёнка, прежде всего имеют в виду формирование зрелой, социально активной личности. При этом у ребёнка необходимо сформировать следующие умения:

  • Ориентироваться в конфликтах и адекватно их разрешать;
  • Получать, обрабатывать, оценивать нужную информацию;
  • Принимать самостоятельные решения;
  • Предвидеть последствия чужих, учиться на своих ошибках;
  • Брать на себя ответственность за совершаемые поступки.

Для формирования данных качеств наиболее удачным методом является ролевая игра.

Ролевая игра как форма передачи социального опыта появилась одновременно с человеком, а возможно, и задолго до него. Воспроизведение в игре социальных ролей является необходимым условием и для развития ребёнка. Уже в раннем возрасте ребёнок начинает играть в ролевые игры, примеривая на себя ту или иную роль. В возрасте четырёх дети играют, моделируя знакомые им социально – ролевые взаимодействия, в “дочки-матери”, “магазин”, “приём гостей”. В семь лет ребёнок играет в “школу”, “путешествия”. Необходимость игры объясняется потребностью взрослых происходит попытка примерить на себя в игре социальные роли взрослых. Ролевые игры в детском возрасте возникают спонтанно, и роли распределяются по принципу “чур, я буду”. У ребёнка не всегда хватает знаний, мало жизненного опыта, чтобы построить адекватную социальную модель, и он постигает жизнь через игру.

С помощью игры мы можем показать самому ребёнку адекватную реакцию социума на его поведение, решения, поступки в реальной, ощутимой для подростка форме, но не травмируя его личность.

Игра необходима для полноценного развития каждого индивида, в игре можно приобрести новые навыки, с её помощью можно опробовать новые способы взаимодействия с окружающими, которые потом можно применять в жизни.

Исходя из выше сказанного, в школу приходят дети, не готовые к пониманию самой организации школьной жизни. Они плохо ориентируются в отношениях между людьми, смутно представляют их социальные роли, не знают, когда, как и с кем можно разговаривать, путают деловое и дружеское общение. Некоторые вообще не понимают, кого надо слушаться – учителя или соседа по парте. Таким детям не просто найти место в коллективе, включаться в учебный процесс.

Мы определяем, для того, чтобы дети имели возможность проявлять творчество в сюжетных играх, чтобы эти игры были привлекательными, обучающими, необходимо:

  • Чтобы содержание игр соответствовало интересам и возможностям детей, особенностям детской субкультуры;
  • Чтобы педагогическое сопровождение сюжетных игр строилось с учётом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребёнка;
  • Чтобы предметно-игровая среда детского сада была динамично – изменяющейся, а в её создании должны принимать участие дети — этим определена актуальность этого проекта.

В этой связи целью нашего исследования стало: формирование социальной позиции и социально адаптивного поведения дошкольника, включающего себя усвоенные социально допустимые нормы поведения средствами сюжетно – ролевой игры.

Предмет исследования: социально значимые навыки; формирование социально активной позиции дошкольника и социально адаптивного поведения дошкольника, включающего себя усвоенные социально допустимые нормы поведения.

Объектом исследования, как мы предположили, может стать: процесс специально организованных занятий, игр, способствующих формированию социальной активной позиции дошкольника.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что социально – активная позиция дошкольника будет сформирована при условии:

  • Систематическом проведении игр – занятий, бесед, наблюдений,
  • Консультаций для родителей,
  • Создании “проблемных” игровых ситуаций, предполагающих в своем разрешении усвоение социально допустимых норм поведения.
  • Составления и внедрения в образовательную практику ДОУ новых дополненных сюжетно – ролевых игр, имеющих социально-нравственную основу.

Предмет, цель, гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

  1. Составить теоретико-аналитическую характеристику, дающую определение факторов, влияющих на формирование социально- активной личности дошкольника и определить критерии социально активной личности дошкольника, формирующейся в системе дошкольного образования.
  2. Проанализировать содержание и выявить наиболее эффективные формы, методы и современные технологии обучения и воспитания, использующиеся в процессе развития социально-активной личности дошкольника представленные в различных обучающих программах учреждений образования в образовательном пространстве страны для детей дошкольного возраста (выявить и описать наиболее эффективные методы организации сюжетно-ролевой игры в работе с детьми дошкольного возраста).
  3. Определить роль педагога при организации взаимодействия учреждений образования и социально-культурной сферы с семьей в развитии социально активной личности дошкольника.
  4. Обосновать необходимость в совместной социально-культурной и игровой деятельности взрослых и детей в формировании социально активной личности дошкольника, определив при этом:
  • Социально-значимые навыки дошкольника
  • Социально-значимые качества ребенка для успешного обучения в школе и принятия активной жизненной позиции.

Позитивный результат: овладение дошкольниками социально-значимых навыков и качеств.

Негативный результат:

  • Отсутствие материальной базы.
  • Нежелание родителей включиться в процесс специально организованных занятий, игр, способствующих формированию социальной активной позиции дошкольника.

Практическая ценность проекта:

  1. Создание картотеки новых дополненных сюжетно-ролевых игр, имеющих социально-нравственную основу с учетом тематики основной программы ДОУ и возрастных особенностей детей.
  2. Создание фотоальбома сюжетно-ролевых игр;
  3. Пошаговое описание создания новых атрибутов для предметно-игровой среды, необходимой для проигрывания новых дополненных сюжетно – ролевых игр, имеющих социально-нравственную основу
  4. Создание информационной копилки (текстов консультаций), с целью обогащения опыта родителей и воспитателей по формированию педагогических знаний и развитию игровых умений дошкольников, воспитателей.
  5. Разработка перспективного плана по формированию сюжетно – ролевой игры с детьми II младшей группы.
  6. Разработка и апробация методики проведения игры с правилами для детей II младшей группы.
  7. Разработка картотеки игр на развитие восприятия с детьми 3-4 лет.
  8. Разработка сюжетно-ролевых игр с детьми II младшей группы.

 

Этапы прохождения проекта

Этап

Сроки прохождения

Мероприятия

I. Организационный этап.

Октябрь 2021

1. Выбор темы и разработка исследовательского проекта.
2. Составление перспективных планов по реализации проекта.
3. Изучение прогрессивного опыта по данной теме.
4. Организация развивающей среды.

5. Теоретически обосновать целесообразность использования новых атрибутов для предметно – игровой среды, необходимой для проигрывания новых дополненных сюжетно – ролевых игр, имеющих социально-нравственную основу

6. Подготовить информационную копилку (текстов консультаций), с целью обогащения опыта родителей и воспитателей по формированию педагогических знаний и развитию игровых и социально адаптивных умений дошкольников.

7. Разработать перспективный план по формированию посредством сюжетно – ролевой игры социально значимых норм поведения с детьми II младшей группы.

8. Разработать и апробировать методики проведения игры с правилами для детей II младшей группы.
9. Разработать картотеку игр на развитие восприятия с детьми 3 – 4 лет.
10. Разработать сюжетно – ролевые игры с детьми II младшей группы.

11. Подготовить развивающую игровую среду необходимую для внедрения сюжетно – ролевых игр, имеющих социально-нравственную основу с учетом тематики основной программы МБДОУ и возрастных особенностей детей в практику работы МБДОУ.

II. Диагностический этап.

В течении прохождения проекта.

1. Выявить уровень развития сюжетно-ролевой игры во II младшей группе.
2. Диагностика игровой деятельности во II младшей группе.

III. Основной этап.

Декабрь

2021 г.

– Март 2022 г.

1. Составление перспективного плана по формированию сюжетно – ролевой игры во II младшей группе.
2. Разработка методики формированию игры с правилами во II младшей группе.
3. Составление картотеки игр на развитие восприятия у детей дошкольного возраста (с детьми 3 – 4 лет).
4. Разработка сюжетно – ролевых игр во II младшей группе.
5. Подборка консультационного материала для педагогов:

- “Учим играть детей раннего возраста” (руководство игрой с 1г. 6мес. до 3 лет).
- “Игра – путь к познанию предметного мира” (руководство по всем возрастным группам).
- “Предпосылки сюжетно – ролевой игры” (ранний возраст).

6. Составление консультационного материала для родителей:

- “Игра в творчество”.
- “Влияние занятий на игру и поведение детей”.
- “Играем в сюжетные игры”.
- “Современные дети, современные игры”.
- “Сюжетно – ролевая игра”.
- “Родителям об играх и игрушках” .

IV.

Обобщающий этап.

Апрель

– 2022 г.

1. Подведение итогов работы с детьми, показ сюжетно-ролевой игры “Поликлиника”, “Аптека”.

V. Презентативно-внедренческий этап.

Ноябрь

– 2022 г.

1. Изготовление фотоальбома по сюжетно-ролевым играм: “Игра и жизнь маленьких “звёздочек”.

2. Выступление на семинаре для педагогов: “Формирование социально-активной позиции дошкольника в процессе обогащения предметно - игровой среды и игровой культуры”.

 

  

Используемая литература

  1. Краснощёкова Н. В. “Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста”.
  2. Михайленко Н., Короткова Н. “Организация сюжетной игры в детском саду”.
  3. Программа “Истоки” - Л. А. Парамонова, Т. Н. Алиева, А. Н. Давидчук и др.
  4. Парциальная программа развития творческих способностей детей средствами театрального искусства.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год