Проект «Формирование социально-активной позиции дошкольника через обогащение игровой культуры и предметно-игровой среды» |
Занятия с детьми | |||||||||||||||||||||
Автор: Егорова Инна Анатольевна Трифонова Ольга Владимировна Сымолкина Анастасия Геннадьевна | |||||||||||||||||||||
26.02.2022 20:10 | |||||||||||||||||||||
Проект «Формирование социально-активной позиции дошкольника через обогащение игровой культуры и предметно-игровой среды» Управление образования администрации города Чебоксары Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 204» «Лапландия» города Чебоксары Чувашской Республики Составили: воспитатель МБДОУ «Детский сад № 204»
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10 – 15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают. Их интересы ограничены, а игры однообразны. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не творцы. Если говорить о современных детях, прежде всего нужно сказать, дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связано с целым рядом причин. Во-первых, современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Все стремятся детей научить как можно раньше – читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность ребенка дошкольника – игровая. Именно через игру в этом возрасте можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать. Без этого важного “игрового” периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развития целой полноценной личности. Во-вторых, дети современных детей сами принадлежат к неиграющему поколению, их детство тоже прошло без игр, тоже было насыщено обучающими элементами. Именно поэтому родители не играют со своими детьми, они очень часто не умеют этого делать. И третья причина – отсутствие возможности передавать игровой опыт от более старших детей к более младшим. Современные дети, как правило, играют в обучающие игры по правилам взрослых, часами просиживают у телевизоров, проигрывая вместе с героями сериалов взрослую жизнь, с трудом отрываются от компьютерных монстров, выплескивая свою энергию и агрессивность в безопасное пространство. И как следствие, малыши не через игру узнают мир, плохо усваивают систему отношений в обществе, мало развиваются и не учатся премудростям, а значит не формируются как личности. А ведь именно игра позволяет скорректировать возникающие проблемы и сложности в отношениях. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА – это ориентировочная (условная) деятельность; действия в ней связаны с предметами-заместителями, и ребенок принимает их условно за настоящие. Сущность игр вой деятельности заключается не только в технике выполнения действий, сколько в переходе от практического к умственному действию. Дошкольник видит один и тот же предмет с разных позиций (камушек — это мел, хлеб, сахар и др.), сам переходит с одной позиции на другую (изменение ролей в игре). Увлекательные по сюжету, богатые по содержанию игры вызывают желание объединяться, формируют интерес к совместным играм, заставляют использовать наиболее рациональные приемы для разрешения возникающих трудностей и устанавливать правильные взаимоотношения. Но как бы ни увлекала детей игра, они не теряют чувство реальности. Становясь участником совместной игры, ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с товарищами, подчиняться тем правилам, которые устанавливаются в игре и до игры. Ребенок постепенно начинает выделять “смысловое и руководящее значение правил”, вместо личных побуждений выступают общественные: Игра своим содержанием определяет степень повышения уровня организованности детей и уровень взаимоотношений совместных игр. Компьютерные игры – это прообраз нового языка, на котором научились говорить дети, но не захотели говорить взрослые. Он похож на язык кино, только более мощный. Их общая черта – хороших вещей мало, а посредственных много. Поэтому менять необходимо всё – уделять больше внимания тем играм, которые раньше возникали стихийно, помогать детям развивать сюжеты, которые им понятны, ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него, помогать детям знакомиться с входящими в нашу жизнь техническими средствами коммуникации, обучения и развития. Воспитание детей в большинстве случаев сводится к процессу обучения их тому, в какие игры они должны играть. В этом и состоит культурное значение игры. Говоря о социальном воспитании ребёнка, прежде всего имеют в виду формирование зрелой, социально активной личности. При этом у ребёнка необходимо сформировать следующие умения:
Для формирования данных качеств наиболее удачным методом является ролевая игра. Ролевая игра как форма передачи социального опыта появилась одновременно с человеком, а возможно, и задолго до него. Воспроизведение в игре социальных ролей является необходимым условием и для развития ребёнка. Уже в раннем возрасте ребёнок начинает играть в ролевые игры, примеривая на себя ту или иную роль. В возрасте четырёх дети играют, моделируя знакомые им социально – ролевые взаимодействия, в “дочки-матери”, “магазин”, “приём гостей”. В семь лет ребёнок играет в “школу”, “путешествия”. Необходимость игры объясняется потребностью взрослых происходит попытка примерить на себя в игре социальные роли взрослых. Ролевые игры в детском возрасте возникают спонтанно, и роли распределяются по принципу “чур, я буду”. У ребёнка не всегда хватает знаний, мало жизненного опыта, чтобы построить адекватную социальную модель, и он постигает жизнь через игру. С помощью игры мы можем показать самому ребёнку адекватную реакцию социума на его поведение, решения, поступки в реальной, ощутимой для подростка форме, но не травмируя его личность. Игра необходима для полноценного развития каждого индивида, в игре можно приобрести новые навыки, с её помощью можно опробовать новые способы взаимодействия с окружающими, которые потом можно применять в жизни. Исходя из выше сказанного, в школу приходят дети, не готовые к пониманию самой организации школьной жизни. Они плохо ориентируются в отношениях между людьми, смутно представляют их социальные роли, не знают, когда, как и с кем можно разговаривать, путают деловое и дружеское общение. Некоторые вообще не понимают, кого надо слушаться – учителя или соседа по парте. Таким детям не просто найти место в коллективе, включаться в учебный процесс. Мы определяем, для того, чтобы дети имели возможность проявлять творчество в сюжетных играх, чтобы эти игры были привлекательными, обучающими, необходимо:
В этой связи целью нашего исследования стало: формирование социальной позиции и социально адаптивного поведения дошкольника, включающего себя усвоенные социально допустимые нормы поведения средствами сюжетно – ролевой игры. Предмет исследования: социально значимые навыки; формирование социально активной позиции дошкольника и социально адаптивного поведения дошкольника, включающего себя усвоенные социально допустимые нормы поведения. Объектом исследования, как мы предположили, может стать: процесс специально организованных занятий, игр, способствующих формированию социальной активной позиции дошкольника. Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что социально – активная позиция дошкольника будет сформирована при условии:
Предмет, цель, гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
Позитивный результат: овладение дошкольниками социально-значимых навыков и качеств. Негативный результат:
Практическая ценность проекта:
Этапы прохождения проекта
Используемая литература
|