«Вопросы коррекционно-развивающего использования игры. Игры с детьми с ОВЗ» |
Занятия с детьми | |||
Автор: Тришина Татьяна Григорьевна | |||
19.01.2022 19:23 | |||
«Вопросы коррекционно-развивающего использования игры. Игры с детьми с ОВЗ» Тришина Т. Г., учитель-логопед ГБДОУ детский сад №11 Калининского района Санкт-Петербурга Одной из категорий ОВЗ являются тяжелые нарушения речи (ТНР), таким детям характерно недоразвитие всех аспектов речевой деятельности – грамматики, лексики, фонетики, ограничением образного восприятия и речевых обобщений, проблемами с произношением звуков, сложностями при овладении чтением и письмом. Такие дети с трудом строят речевые конструкции – фразы, предложения. Некоторым из них сложно общаться с людьми, что приводит к трудностями с социализацией.
Если вовремя не принять меры и не исправить тяжелые нарушения речи у детей, то это может отразиться на дальнейшем обучении в школе. У детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи, также наблюдается отставание во всех сферах познавательной деятельности. Речь – это особый вид психической деятельности, который тесно связанный с коммуникативными особенностями человека. Она активно развивается в раннем и дошкольном возрасте, поэтому в ФГОС выделена отдельная образовательная область «Речевое развитие». Согласно ФГОС содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на обучение связной речи, грамоте, знакомство с книжной культурой, детской литературой, обогащение словаря. Ежедневная организация жизни и деятельности детей осуществляется с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка и в соответствии с возрастными особенностями детей через игру. Ведущим видом деятельности ребенка является игра, которая позволяет более активно и эффективно развиваться во всех направлениях. Игра — это потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, сообразительность, находчивость, инициатива. Влияние игры на речевое развитие ребенка с ОВЗ бесценно. В активной деятельности ребенка – игре — развиваются все компоненты речевой деятельности. Игры для развития лексико-грамматического строя речи Игра «Расскажи, какие, какая, какой». (Цель: активизация словаря за счет прилагательных) Ход игры: Дети стоят в кругу. Логопед стоит в центре круга, бросает мяч и спрашивает детей: Помидор какой? Лук какой? Капуста какая? Дети подбирают прилагательные к фрукту (Сочный, круглый, красный, гладкий, мягкий и т.п.) Игра «Что из чего?» (Цель: образование относительных прилагательных) Ход игры: Дети стоят в кругу. Логопед стоит в центре круга, бросает мяч и спрашивает детей: Салат из моркови – Дети образовывают прилагательные от существительных: морковный, из капусты ---, из лука? Суп из картошки –картофельный, из свеклы – свекольный и т.д. Игра «Сколько листьев в осеннем букете» (Цель: согласование числительных два и пять с существительными): Перед детьми на столе картинки листьев с разных деревьев. Логопед просит сосчитать и назвать количество листьев (овощей и т. п.): два березовых листа, пять дубовых… Можно провести игру с мячом. Логопед просит сосчитать: один огурец – ребенок продолжает -два огурца, пять огурцов, один помидор –., и т.д. Игра «Что сделал повар?» (Цель: употребление предложно-падежных конструкций с предлогами «С», «БЕЗ», «За», «В», «Под», «НА», «У», и дифференциация предлогов «НА», «В», «ИЗ».) Ход игры: Перед детьми на столе картинки и муляжи продуктов, детская посуда. Логопед предлагает ребёнку совершить действие с предметами. Остальные дети говорят, что сделал этот ребенок по его действиям. Положил сыр на хлеб. Выбросил чайник без носика, уронил сковороду без ручки, разбил чашку, налил в чашку чай, положил салфетку под тарелку, хлеб около тарелки. Игра «Лото фрукты» (Цель: согласование существительных с местоимениями) Ход игры: Перед детьми на доске картинки фруктов. Логопед спрашивает: «Чьё яблоко?» – ребенок отвечает: «Мое яблоко», чья груша — …, чей виноград — …, чей апельсин. Можно провести игру с мячом. Игра «Что где лежит?» (Цель: упражнять детей в словоизменении и словообразовании) — Ход игры: Перед детьми на доске картинки по лексической теме: «Посуда» Логопед спрашивает: «Где лежит масло? Ответы детей – «в масленке», Логопед спрашивает «Где лежит соль?» Ответы детей — «в солонке» и т. п. Развитие связной речи, речевого общения. Игра «Сервировка стола к обеду». (Цель: составление распространенных предложений с предлогами, Составление предложений по демонстрации действий) Ход игры: Перед детьми на детском столике игрушечная посуда. Логопед совершает действие с предметами или предлагает ребёнку совершить действие с предметами. Остальные дети говорят, что сделал этот ребенок по его действиям. (справа от тарелки положил нож и т.д.) Игра «Загадки -- описания» (Цель: составление загадок с помощью схем – символов) Ход игры: Перед детьми на столе картинки Ведущий описывает детям предмет по его признакам. Если игрок отгадал загадку, то он забирает карточку с его изображением себе. Выигрывает тот, кто больше отгадает загадок. Игра «Эрудит» (Цель: составление распространенных предложений) Ход игры: Перед детьми на столе картинки по лексической теме. Ребенок выбирает картинку, например, с изображением растения, и рассказывает все, что он знает об этом растении (описывает внешний вид, рассказывает о распространенности, пользе (вреде), которую приносит человеку и т.д.). Игры на развитие фонематических представлений, навыков анализа и синтеза Игра «Поймай звук» — (Цель: закрепление умения выделять заданный звук в слоге, слове) Ход игры: Логопед называет звуки, слоги, слова. Ребёнок, услышав «Т» должен хлопнуть в ладоши. Игра «Подушечка-кирпичик» — (Цель: дифференцировать твёрдые и мягкие, согласные звуки «К» — «КЬ») Ход игры. Логопед называет слова, услышав «К» в словах дети складывают ладошки в кулачок, при произнесении «КЬ» дети складывают ладошки вместе и кладут под щёчку. Игра «Разложить картинки Биму и Бому» — (Цель: дифференцировать твёрдые и мягкие, согласные звуки «Б» — «БЬ») Перед детьми на доске картинки — белка, береза, бегемот, бусы, буквы, будка, бык и т.п. Клоуны – Бим в зелёном костюме, Бом — синем костюме. Логопед предлагает детям разложить картинки клоунам. Игра «Сколько звуков ты слышишь» — (Цель: определить количество звуков в словах и словах, выполнить звуковой анализ слогов, слов) – Ход игры: Логопед называет звуки, слоги, слова ОБ, БИ, БА, УБ Бим, БОБЫ и т.п. Дети определяют количество звуков в словах и словах, выполняют звуковой анализ слогов, слов. Игра «Угадай слово» (Цель: определить первый звук в слове, дифференцировать твёрдые и мягкие, согласные звуки «Б» — «БЬ») Ход игры: Логопед называет слова, без первого звука:..елка,...улка,...оль,...ольшой,...рат,...ант,...анка,...оке,...отинки,...ра,... аран,... рошка,... арабан,... рюки. Дети должны подставить [б] или [б"] в начале слова. Игра «Шифровка» (Цель: выделить только первый звук; последний звук; первый слог в слове и составить новое слово) Ход игры: Логопед называет слова: морковь, утка, кошка, арбуз – Дети составляют слово -МУКА Логопед называет слова лук, дупло, букет – Дети составляют слово КОТ Логопед называет слова: машина, лисица, народ – МАЛИНА. (Можно использовать картинки) Игра «Паровоз». (Цель: определить заданный звук в словах) Ход игры: Логопед предлагает Рассадить зверей по вагонам: 1 – в названии которых есть звук Л, во 2 – со звуком Ш, в 3 – со звуком С, Игры на развитие просодической стороны речи Игра «Ветер и ветерок» (Цель: развитие силы голоса, речевого дыхания) Ход игры: Логопед показывает детям, как дует сильный ветер – длительно и громко пропевает звук [У], а потом как веет легкий ветерок – тихо и долго пропевает звук [ у ]. Затем предлагает детям поиграть в игру «ветер и ветерок». Для этого дети встают в круг, изображая деревья, и поднимают вверх руки – ветви. Когда логопед скажет: «Ветер дует, задувает – листья с дерева срывает», дети начинают сильно раскачивать руками – ветвями и громко произносить звук [У]. После слов «подул легкий ветерок» дети лишь слегка покачивают руками, тихо напевая звук [у]. Игра «Телеграф» (Цель: формирование ритмичности движений) Ход игры: Дети стоят в кругу. Логопед предлагает детям стать на недолгое время телеграфистами: «Я буду передавать вам сообщение по телеграфу, а вы принимайте». Логопед отхлопывает различные ритмичные рисунки, дети по очереди должны за ним повторить. Хочется отметить, что данный перечень вариантов развивающих игр далеко не ограничен, поэтому призываем педагогов и родителей творчески подходить к развивающим занятиям с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, стараясь использовать возможности дидактических пособий с максимальной эффективностью. Игра «Капли» (Цель: нормализация темпа речи) Ход игры: Дети стоят полукругом, логопед – перед детьми. Логопед рассказывает о том, что когда на улице идет дождь, по стеклу бегут маленькие дети дождя – капли. Послушайте наше правило: «Внимательно слушай, другим не мешай и вместе со мною потом повторяй». (Логопед и дети повторяют правило.) Дети вместе с логопедом проговаривают текст (предварительно логопедом дается образец): Капля – раз, капля – два. Медленно Капля медленно сперва: постепенно Кап-кап-кап-кап. Убыстряя Стали капли поспевать, до среднего Капля каплю догонять: и быстрого Кап, кап, кап… Игра «Эхо» (Цель: развитие силы голоса) Ход игры: Детей распределяют по группам. Одна из групп – «эхо». Первая группа детей громко произносит вместе с логопедом гласные звуки (а, о, у) или сочетания гласных (ау, уа, оа, уи). Вторая группа ( «эхо») вместе с логопедом тихо повторяет. Затем группы меняются ролями. Игра «Лесенка» (Цель: развитие силы и высоты голоса) Материал: картинка нарисованной лесенкой или макет лесенки, картинки животных (собака, кошка, петух, жук, комар). Ход игры: Перед детьми на доске картинка с нарисованной лесенкой или макет лесенки. По ходу игры логопед ставит на каждую перекладину фигурку определенного животного. Дети вместе с логопедом произносят звукоподражания, изменяя высоту и силу голоса. Логопед начинает рассказ: «На дворе стоит лесенка. На ней пять ступенек. На нижнюю ступеньку прыгнула собака и залаяла (дети вместе с логопедом произносят низким и громким голосом: ав-ав-ав.). На вторую ступеньку прыгнула кошка и замяукала (дети вместе с логопедом произносят более тихим и высоким голосом: мяу-мяу-мяу). На третью ступеньку вскочил петух и громко запел (дети произносят громким и высоким голосом: ку-ка-ре-ку!). На четвертую ступеньку прилетел жук. Сел и зажужжал: ж-ж-ж-ж (дети произносят низким и тихим голосом: ж-ж-ж-ж). на пятую ступеньку сел комар и запел свою песенку: з-з-з-з (дети произносят тихим и высоким голосом)» Одним из видов работы специалиста является обучение родителей обыгрывать любую текущую ситуацию. Они должны научиться воспринимать игру, как жизненную необходимость для своего ребенка. Ведь это основной источник знаний, навыков и хорошего настроения. Литература 1. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки СПб.: Издательство «Лань», 1999. С.15 2. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В. Лопатина, Серебрякова Н.В.
*
|