ФОРМИРОВАНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. |
Занятия с детьми | |||
Автор: Трофимова Анастасия Дмитриевна | |||
20.01.2022 17:10 | |||
ФОРМИРОВАНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Трофимова Анастасия ДмитриевнаФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 Аннотация. Рассмотрен потенциал применения игровых технологий при организации занятий хореографией с детьми дошкольного возраста. Отражена роль игры в становлении личности дошкольника. Обозначена роль хореографического искусства в жизни дошкольника, как возможность для полноценного эстетического совершенствования ребенка. Ключевые слова: Игровые технологии, дошкольник, основы хореографии, хореографические умения. Современный этап развития дошкольного образования характеризуется введением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, определяющих дошкольного образования как первую государственную форму, осуществляющую профессиональную образовательную и воспитательную работу с детьми, ориентированную на раскрытие творческого потенциала ребенка, актуализацию его способностей и индивидуальных возможностей. В Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) дошкольного образования, одной из форм образовательной деятельности являются «занятия», определённые, с учётом возрастных особенностей, как «занимательное дело», связанное с игрой.
Занятия хореографией являются одним из наиболее востребованных видов творческой деятельности детей дошкольного возраста, позволяющие объединить физическую активность с духовным и эстетическим развитием. При работе с детьми дошкольного возраста, педагоги-хореографы применяют различные способы и методы, при помощи которых осуществляется обучение и воспитание, однако в ФГОС отмечается, что обучение должно проводиться через игру, как наиболее доступный способ передачи информации детям дошкольного возраста. Педагогический потенциал игровых технологий изучался на протяжении многих лет и продолжает изучаться в настоящее время, в совокупности с активным интересом к хореографии как к средству многофункционального воздействия на всестороннее развитие дошкольника. Однако игровые технологии как средство формирования хореографических умений детей дошкольного возраста в настоящее время изучена в недостаточном объёме. В детских садах, как правило, функции педагога-хореографа выполняет музыкальный руководитель, не имеющий специального хореографического образования. В связи с этим, многочисленные методические рекомендации по организации музыкально-ритмических занятий с детьми дошкольного возраста написаны с точки зрения педагога-музыканта. И, как следствие, на сегодняшний день наблюдается недостаточно методического материала по работе с детьми дошкольного возраста для педагога-хореографа, что и определяет актуальность нашего исследования. Система образования современного общества ориентирована на воспитание свободной, активной, творческой, ответственной и толерантной личности и реализуется в концепции гуманизации дошкольного образования. Рождается новый подход к личности ребенка, основанный на идеи природосообразности, культуросообразности, на принципе индивидуально- личностного развития. В связи с этим наметился принципиально иной подход в понимании ребенка — дошкольника, находящегося в процессе его становления как целостного индивида, способного к культурному саморазвитию. Значительная роль в системе художественного воспитания подрастающего поколения принадлежит хореографическому искусству, искусству танца. Искусство танца обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я», влияя на его разум, чувства, волю, создавая «золотой запас впечатлений», утверждая нравственный идеал, возбуждая «умные эмоции» [3]. Под хореографическими основами мы понимаем систему ключевых (основных) знаний, умений и навыков, а именно: знания о видах хореографического искусства (бальный, народный, современный, классический танец); о выразительных средствах хореографии (движение, рисунок танца, музыка, костюм); о национальных особенностях танцев, их названии; о технике выполнения движения (правильном положении корпуса, рук, ног, головы); о технических особенностях исполнения движений. К хореографическим умениям и навыкам относятся ритмичность, координированность и пространственная организация движений, техничность, музыкальность и артистичность их исполнения, творческая интерпретация. Изучение различных аспектов хореографии подтверждает её многофункциональные возможности и целесообразность применения в системе воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Дошкольный возраст характеризуется в психологической литературе как сензитивный период в воспитании и развитии ребенка, когда происходит наиболее интенсивное психическое и физическое развитие детей, сопровождающийся морфофункциональной перестройкой органов и систем организма. Исследуя развитие психических процессов в онтогенезе, психологи Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др. определили, что дошкольный возраст является переломным в становлении психики ребенка. Именно в этот период у детей существенно возрастает сила и подвижность нервных процессов. Системы условных связей, сформированные в этом возрасте, отличаются значительной стойкостью и сохраняются на протяжении последующей жизни. Совершенствуется деятельность разных органов чувств, вторая сигнальная система становится ведущей в регуляции детского поведения, что способствует развитию самостоятельности детей во всех видах деятельности, в том числе и танцевальной. Происходят существенные изменения и в когнитивной сфере. Восприятие согласуется с практическими действиями и становится более целенаправленным, представления о предметах и явлениях расширяются и углубляются в соответствии с общепринятыми эталонами, что способствует осмыслению детьми семантики различных названий, в частности из области танцевального искусства. Особое значение в развитии детей приобретают различные виды памяти. Так, совершенствование двигательной памяти способствует формированию разнообразных навыков, что предполагает своевременное и доступное освоение детьми вариантов движений, в том числе и танцевальных. Развитие словесно — логической (смысловой) памяти дает ребенку возможность запоминать информацию, опираясь на смысловые (логические) связи. Однако запоминание любой информации зависит от эмоционального отношения и интереса к объекту [13]. По мнению Л. С. Выготского игра, с точки зрения развития, не является преобладающей формой деятельности, но является ведущей линией развития ребёнка в дошкольном возрасте. Постепенно развиваясь, во время каждого периода дошкольного возраста, ребенок придумывает и развивает собственную игру, правила которой служат основой для жизни в будущем. В дошкольном возрасте игра занимает особо важное место в жизненном пространстве человека. В дошкольном возрасте игра приобретает следующие функции: социализации, коммуникации, познания, развития, коррекции. Важно обратить особое внимание и на менее исследованные функции игры, которые оказывают огромное влияние на развитие личности ребенка, его психологического здоровья, связанные с удовлетворением его потребностей в самоутверждении, защищенности — функции самоопределения, самоодушевления, самореабилитации и др. К числу отмеченных выше функций игры, связанных со становлением «самости» ребенка, относятся и «аутотерапевтическая», самозащиты. Используя игру как средство аутопсихотерапии, ребенок чувствует себя защищенным, более комфортно в своем пространстве детства. Есть основание рассматривать охрану и сохранение психологического здоровья как основное назначение данной функции игры дошкольника [7]. По мнению ученых, развитие движений в дошкольном возрасте преобладает над развитием всех остальных функций. Уровень развития движений ребенка и их характер накладывают существенный отпечаток на личность в целом. Так, проявление эмоций во время выполнения движений, по мнению А.В. Запорожца, создает благоприятные условия для становления личности, «... движения и чувства, которые вызываются ими, представляют для ребенка большую ценность сами по себе и выступают для него непрерывным источником радости. Высокая двигательная активность проявляется не только в индивидуальной деятельности, но и в коллективных формах. Это способствует овладению элементарными формами взаимодействия в игровой, художественной и двигательной деятельности. [5] В современной педагогической практике имеются методики по музыкально-ритмическому развитию детей дошкольного возраста. Каждый автор по-своему трактует содержание и структуру занятия, но целью всегда остаётся одно — развитие творческих способностей ребенка, наряду с развитием личности. В дошкольном возрасте развитие происходит через игру, именно поэтому, для наиболее эффективного результата, важно использовать различные виды игр, чередуя их. Анализ методических пособий, которые применимы в работе с дошкольниками, позволяет констатировать, что на данный момент существует незначительное количество методической литературы по использованию игры как технологии обучения основам хореографии детей дошкольного возраста. При подготовке занятий игрового типа с детьми дошкольного возраста необходимо подобрать музыкальный материал, соответствующий характеру движений, а также близкий детям, ведь музыка и хореография — это комплекс, симбиоз. Музыкальные композиции не должны быть сложны по ритму, мелодии, а также ритм должен быть четко слышен. Музыка должна быть танцевальная, легко запоминающаяся. Музыкальный материал можно заимствовать в детских фильмах, мультфильмах, концертах, спектаклях, мюзиклах. Следует обратить внимание на то, что существующая сеть современных хореографических кружков и танцевальных объединений ориентируется, главным образом, на тиражирование образцов профессионального танцевального искусства, где натаскивание, муштра и режим тренировок преобладают над воспитанием эмоциональной культуры, над формированием творческого импровизационного мышления. Научными исследованиями доказано, что музыка вызывает у человека сокращение мускулатуры. Весь организм отвечает на действие музыки. Так как музыка и движение образуют неразделимое единство, то всё, что говорится о влиянии музыки на развитие эмоциональной культуры, в полной мере относится и к танцу. Безэмоционального искусства быть не может. Эмоции, вызванные искусством — особый вид чувствований — художественные эмоции. Танец всегда был, есть и будет неотъемлемым элементом духовной жизни. Однако, анализ современной методической литературы показывает, что слишком мало внимания уделяется развитию эмоциональной культуры ребёнка средствами искусства, в том числе и хореографического. Необходимо подбирать и использовать в процессе занятий специальные игровые задания импровизационного характера, этюды на выражение основных эмоций. Особое внимание отводится развитию умений эмоционального восприятия музыкальных произведений и на их основе развитию образного мышления. Следует отметить, что некоторые дети дошкольного возраста обходятся без всяких добавочных воздействий — без сказок, игр, игровых упражнений по поводу исполнения движений, без разговоров о том, какое настроение здесь преобладает. Такие дети приходят к восприятию музыкального произведения (танцам) уже готовым с развитой эмоциональной культурой. Но таких детей единицы — это особый дар. Но педагог должен знать индивидуальные особенности всех детей и через музыку, движение развивать внутренний мир каждого из них. Педагогу не следует останавливать себя на мысли: «сначала выучим движения, танец, а затем оттенки», т.е. сначала движение, а потом то, что за движением. Основной принцип обучения танцам, который должен быть основным — это опора на развитие образного мышления. Художественная активность ребёнка, его образное мышление должны должно систематически развиваться, как и освоение техники движения. Следует заметить, что на развитие эмоциональной культуры детей большое влияние оказывает импровизация. Для ребёнка импровизация есть игра, естественное высказывание движениями. Одним из существенных преимуществ импровизационного метода обучения является сохранение непосредственности и яркости творческого воображения. Если педагог не даёт детям возможности для импровизации, а только строго и последовательно учит их в традиционном плане, то скоро импровизационные возможности детей необратимо исчезают. При введении игры в хореографический урок, важно, чтобы педагог досконально знал её сам и мог объяснить детям. Если пренебречь данному условию, может возникнут проблема понимания педагога ребенком, а также пострадает учебный процесс в целом. Прежде всего, игра, вводимая в учебный процесс, должна соответствовать уровню развития дошкольников, их возрасту, понятной для детей, в игре должны присутствовать персонажи и образы, знакомые детям. В том случае, если игровой сюжет будет слишком сложен и непонятен дошкольникам, дети отвлекутся от урока. Нельзя забывать о принципах системности и последовательности, а значит, при разработке уроков для разных возрастных групп учеников одного коллектива необходимо разучивать упражнения, которые они смогут исполнить, и которые помогут им исполнить более сложные на следующем году обучения. Также стоит упомянуть о том, что нельзя чрезмерно увлекаться игрой, так как из-за этого пострадает процесс восприятия учебного материала дошкольниками. Если педагог чрезмерно увлекся игрой, следует резко поменять направление занятия, дать сугубо учебное задание для того, чтобы дети переключили внимание от игры на выполнение поставленной задачи. Не стоит пренебрегать игрой и использовать ее на протяжении всего занятия, а не только в начале или в окончании. При объяснении любого упражнения важно использовать образы, знакомые детям, чтобы они более чётко сформулировали характер движения. Если дошкольники во время занятия эмоционально устали, необходимо проведение музыкальных игр на эмоциональную разгрузку. Такие игры способствуют развитии координации движений, и, на ровне с этим, эмоционально заряжают детей для дальнейшей работы. Музыкальные игры (Приложение 1) также можно проводить в окончании занятий. Музыкальная игра является средством восприятия содержания и национальных особенностей движения и музыки, раскрытия музыкальных образов через движения: внимание детей направляется на содержание произведения, на его характер и на средства музыкальной выразительности. Также подобные игры соответствуют принципу позитивности, который направлен на систематическое и целенаправленное формирование мотивационной основы деятельности в процессе получения основ познавательной, коммуникативной, художественно-творческой деятельности. Также благодаря музыкальным играм, дети становятся раскрепощённые, более уверенными в себе, их объединяет сюжет, и они готовы вместе его доиграть, так реализуется принцип коллективизма. Необходимо разработать цикл определённых игровых упражнений, который будет развивать творческие и физические способности ребенка. Таким циклом может послужить обыкновенная «зарядка-разогрев», дополненная элементами игры. При введении игры в учебный процесс также можно использовать различную атрибутику: мячи, игрушки, палки, цветы, и так далее. Использование предметов привлечет внимание детей и повысит результативность работы. Также при работе с реквизитом, разрабатывается крупная и мелкая моторика, важная в развитии в дошкольном возрасте. Результаты анализа теоретических источников, в которых рассматриваются основные закономерности психического, физического, личностного и музыкально-двигательного развития дошкольников, собственный опыт работы с детьми в качестве педагога дополнительного образования, позволяют сделать вывод о том, что дети дошкольного возраста могут овладеть хореографическими основами. В том числе, нами были рассмотрены методические рекомендации и разработки по музыкально-ритмическому развитию детей дошкольного возраста. Также были приведены примеры интеграции игровых технологий в учебный процесс хореографических занятий с дошкольниками, в связи с этим, можно сделать вывод, что игровые технологии являются одним из эффективных средств формирования хореографических умений дошкольников. Список литературы
Сведенья об авторах: Трофимова Анастасия Дмитриевна, бакалавр НХК «Руководство любительским хореографическим коллективом», педагог дополнительного образования МБДОУ «Детский сад №10 «Малютка» города Тамбова, студентка магистратуры ТГУ им. Г.Р. Державина направления подготовки «Педагогическая инноватика». Приложение 1 Примеры музыкальных игр «Дети нарисовали». Цель: развитие у детей музыкальности, чувство ритма, координации движений, раскрепощённость в отношении друг к другу. Возрастная категория 4-7 лет. Характер игры – подвижный. Дети становятся в линии по 4 человека в каждой. Игра исполняется под песню музыкальной группы «Барбарики» «Дети нарисовали», которая обрезана после первого куплета и припева и данный фрагмент повторяется 4 раза, с каждым разом увеличивается темп. На слова «дети нарисовали» — делаем движение, будто бы мы рисуем мелком, «море» — рукой изображаем волну, «цветы» — совмещаем запястья обеих рук, делая из кистей рук «цветок», «и горы» — руки поднимаются и над головой складываются в «домик». «Дети нарисовали» — делаем движение, будто бы мы рисуем мелком, «очень весёлый город» — улыбаемся и разводим руки в стороны, «нет никаких печалей» — вытягиваем правую руку перед собой с выставленным указательным пальцем и машем им, «солнце всегда там светит» — двумя руками рисуем круг в воздухе перед собой, «дети нарисовали» — делаем движение, будто бы мы рисуем мелком, «и потому на свете» — вытягиваем правую руку перед собой с выставленным указательным пальцем. Припев: «Море синее» — показываем рукой волну, «платье в горошек» — изображаем руками юбочку, прижав их по бокам и подняв кисти рук, «солнце апельсиновое» — двумя руками рисуем круг в воздухе перед собой, «человек хороший» — обнимаем друга. «Небо ясное» – указываем на небо двумя руками над головой, «на глаза похоже» — совмещаем большой и указательный палец на обеих руках, остальные пальцы выпрямляем, изображая ресницы, получившимися «глазами» двигаем к лицу-от лица, «люди разные» — считаем пальцем перед собой «а человек хороший» — обнимаем друга; «Рыбки в море». Данная игра была разработана нами для грамотного развития музыкальности дошкольников и координации движений. Характер игры – подвижный. Возрастная категория 6-7 лет. Игра исполняется под песню группы «Волшебники двора» «А рыбки в море». Каждой фразе из текста песни соответствуют определенные движения, которые складываются в игру в целом. Дети выстраиваются в линии по 4-6 человек в каждой. На вступление по две «восьмёрки» изображаем сначала морские звёзды (ноги на ширине плеч, руки разведены в сторону, качаемся сначала вправо, затем влево), затем медуз (медленный поворот вокруг себя в право, руки перед собой поочередно двигаются вверх и вниз, изображая щупальца медуз). 1 куплет: На слова «Кто бывал у моря? Я!» — руки вытягиваем перед собой, «Да, конечно вы бывали» — показываем обеими руками на себя, «а если были,» — руки вытягиваем перед собой, «то наверное видали» — показываем обеими руками на себя, «Что в море очень много всяких жителей» — считаем перед собой, «А, ну ка, покажите нам морских любителей» — руки движутся на встречу по кругу и разводятся через верх в сторону. Припев: «А рыбки в море плавают вот так» — руками, согнутыми в локте поочередно, сначала правой, затем левой изображаем волну перед собой, ноги на ширине плеч делают пружинку на каждую сильную долю, «Волна морская двигается в такт» — руки, согнутые в локтях, локти прижаты к торсу, ладони развернуты «от себя», движения руками вправо-влево, в ногах продолжается «пружинка», «А волны покоряют высоту» — поднятая над головой правая рука машет в право-влево, в ногах продолжается «пружинка», «А мы с тобою видим красоту» — руками очерчиваем круг, при этом пальцы растопырены в стороны, кисти рук «дрожат». «А рыбки в море плавают вот так» — руками, согнутыми в локте поочередно, сначала правой, затем левой изображаем волну перед собой, ноги на ширине плеч делают пружинку на каждую сильную долю, «Волна морская двигается в такт» — руки, согнутые в локтях, локти прижаты к торсу, ладони развернуты «от себя», движения руками вправо-влево, в ногах продолжается «пружинка», «Жемчужина, что в ракушке живёт» — поднятая над головой правая рука машет в право-влево, в ногах продолжается «пружинка», «И вместе с нами песенку поёт» — руками очерчиваем круг, при этом пальцы растопырены в стороны, кисти рук «дрожат». 2 куплет: «Молодцы ребята!» — руки вытягиваем перед собой, «Дальше с вами продолжаем» — показываем обеими руками на себя, «И по морским глубинам» — руки вытягиваем перед собой, «весело шагаем» — показываем обеими руками на себя, «шаг вправо» — прыжок вправо, «шаг влево» — прыжок влево, «на месте все танцуем смело» — маршируем на месте, высоко поднимая колено, «и чтобы настроение было целый год» — продолжаем маршировать, «веселее хлопайте, народ!» — прыжки на месте и хлопаем в ладоши. Припев: «А рыбки в море плавают вот так» — руками, согнутыми в локте поочередно, сначала правой, затем левой изображаем волну перед собой, ноги на ширине плеч делают пружинку на каждую сильную долю, «Волна морская двигается в такт» — руки, согнутые в локтях, локти прижаты к торсу, ладони развернуты «от себя», движения руками вправо-влево, в ногах продолжается «пружинка», «А волны покоряют высоту» — поднятая над головой правая рука машет в право-влево, в ногах продолжается «пружинка», «А мы с тобою видим красоту» — руками очерчиваем круг, при этом пальцы растопырены в стороны, кисти рук «дрожат». «А рыбки в море плавают вот так» — руками, согнутыми в локте поочередно, сначала правой, затем левой изображаем волну перед собой, ноги на ширине плеч делают пружинку на каждую сильную долю, «Волна морская двигается в такт» — руки, согнутые в локтях, локти прижаты к торсу, ладони развернуты «от себя», движения руками вправо-влево, в ногах продолжается «пружинка», «Жемчужина, что в ракушке живёт» — поднятая над головой правая рука машет в право-влево, в ногах продолжается «пружинка», «И вместе с нами песенку поёт» — руками очерчиваем круг, при этом пальцы растопырены в стороны, кисти рук «дрожат».
|