Воспитатель МДОУ «Детский сад»№96 г.Тверь Даутова Татьяна Ивановна Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. В интеллектуальном развитии ребенка большую роль играют дидактические игры. Игры оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Игра – ведущая деятельность. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.
Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности. Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики. В игре решаются задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления. Я хочу предложить простую дидактическую игру, которая поможет вам и вашему ребенку развить умение выделять из множества предметов, обладающий одним или двумя заданными свойствами (цветом, формой, цветом и формой); развитие представлений о моделях и знаках для классификации предметов, умения объяснять логику своих действий. Для игры Вам потребуется изображение Чудо-дерева с вырезанное по контуру, с прорезями или липучками. Набор изображений овощей и фруктов разной формы и цвета (красного, синего, желтого, зеленого). Таблица (письмо) с условными знаками, обозначающими цвет и форму предмета. Игрушки: заяц, еж, медвежонок. Ход игры: Вы начинаете рассказывать: «На большой лесной поляне в своих домиках жили друзья: заяц, Еж и Медвежонок. У каждого был свой огород, где росли, как вы уже догадались, овощи, и небольшой садик с фруктовыми деревьями. Друзья ходили друг к другу в гости и поэтому хорошо знали, какие деревья есть у каждого. Но однажды Еж принес на своей спинке вместе с грибами семечко. Было оно очень большое, шершавое и почему-то мягкое. «Давайте его выбросим», - сказал Медвежонок. «давайте отдадим вороне», - предложил Заяц. «Может быть, лучше посадить его в землю?» - робко предложил Еж. И друзья посадили семечко и разговаривали с ним. Очень скоро появился толстый зеленый росток. Ежик поздоровался с ним, как с другом, и неожиданно услышал: «Привет». Каждое утро Ежик здоровался со своим ростком, который очень быстро толстел и еще быстрее рос. Сначала он стал выше крапивы, потом выше куста малины, выше домика, даже выше березы. Настал день, когда на дереве (росток, конечно же превратился в дерево) появились сначала почки большие, потом – цветы. Цветы были желтые, синие, красные и зеленые. Утром следующего дня Дерево громко объявило: «Из моих цветов может появиться то, что вы попросите. Надо только написать письмо – вот так». И звери стали писать письма. Ежик написал письмо. И на землю мягко упал синий кубик. Заяц тоже написал письмо.
Как ты думаешь, что подарило ему Дерево? (желтый мяч, репу, конфету, пирожное и т.д.) Медвежонок написал так:
Что он получил? Расскажи об этом предмете (о его цвете, форме) и о том, что медвежонок будет с ним делать? (это яблоко, оно круглое по форме, красного цвета. Его можно есть, варить компот, варить варенье). Упражнение 2 Вопрос: как ты думаешь, если «написано красный круглый то, что это может быть? Съедобное или несъедобное? (и то и другое) Посмотри, у меня есть два знака
Это открытый ротик и закрытый Если предмет можно есть, я ставлю знак «открытый ротик», а если есть нельзя, то ставлю знак «закрытый ротик» Упражнение 3 Предлагается знак обозначающий размер Упражнение 4 Добавить в таблицу (письмо) еще один столбец с указанием количества предметов, которые дети просят у Дерева. Дидактические игры вызывают у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество. Дидактические игры формируют основные новообразования, подготавливающие переход дошкольника к следующему возрастному этапу - младшему школьнику.
|