Статья «Авторские дидактические игры из эко — материалов в работе с детьми со сложной структурой дефекта» |
Занятия с детьми | |||
Автор: Землянская Ирина Борисовна | |||
10.11.2021 22:16 | |||
Статья «Авторские дидактические игры из эко — материалов в работе с детьми со сложной структурой дефекта» Землянская Ирина Борисовна воспитатель высшей квалификационной категории ГБДОУ ЦРР детский сад № 23 Красносельского района Санкт — Петербурга Дети со сложной структурой дефекта — это дети с множественными нарушениями, в том числе ведущими — двигательными и чувственными (сенсорными) растройствами. Развитие мелкой моторики и координация движений являются одним из важнейших аспектов развития детей дошкольного возраста. Руки участвуют во всех рабочих движениях ребёнка. Развитию мелкой моторики следует уделять специальное внимание. Развитие мелкой моторики положительно влияет на становление детской речи, повышает работоспособность ребёнка, внимательность, повышает активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Мелкая моторика — одна из сторон двигательной сферы. стимулируя мелкую моторику, мы активизируем различные зоны речи. В дальнейшем эти навыки ребёнку потребуются для использования движений (рисовать, писать, одеваться и т. д.) Развитие мелкой моторики — дело не одного дня. Благодаря тренировкам, движения становятся уверенными, более точными, а пальчики подвижными и выполняются детьми активнее. Основной задачей в группе детей со сложной структурой дефекта является развитие сенсорики, мелкой моторики и координации движений. Хорошими помощниками в развитии мелкой моторики в нашей группе являются дидактические игры, которые я изготовила сама. Предлагаю вашему вниманию свои авторские дидактические пособия:
Дидактическая игра "Цветные втулки" (ярусное конструирование) Цель: упражнять детей различать цвета, упорядочивать цветные втулки по схеме или по подражанию (одноцветные или с чередованием цветов) в один или несколько ярусов. Материал: игра изготовлена из картонных втулок из — под туалетной бумаги покрашенных в цвета: красный, синий, зеленый, желтый. Карточка — схема с четырьмя кружками по углам (одноцветные или с чередованием цветов) Ход игры: ребенку предлагается подобрать цвет втулки соответствующий цвету круга на схеме и поставить втулку на круг совместив количество втулок и кругов на схеме (1 ярус). Вариант II: первый ярус собранный ребенком накрывается следующей схемой и ребенку предлагается продолжить выстраивать ярусы по образцу — схеме. Дидактическая игра "Коврики с узором" Цель: учить детей подбирать пару (полоску) с одинаковым узором; формировать навык застегивания и растегивания пуговиц; развивать зрительное восприятие. Материал: коврики сшиты из однотонной льняной ткани, на левой стороне коврика нашита полоска из ткани с узором, на правой стороне пришита пуговица совпадающая по цвету с тканью с узором; отдельно сшита вторая полоска из ткани с узором таким же как на коврике, на полоске прорезь для пуговицы. Ход игры: перед ребенком выкладываются коврики с одной полоской и отдельно полоски с узором. Ребенку предлагается подобрать полоску с узором как на коврике и пристегнуть ее на пуговицу на правой стороне коврика. Вариант II: педагог предлагает ребенку коврики с пристегнутой полоской на которой узор не совпадает с узором на коврике, ребенок должен исправить ошибку, отстегнуть полоску с неправильным узором и пристегнуть полоску с узором который изображен на коврике. Дидактическая игра "Вкладыш светофор" (объемный) Цель: развивать мелкую моторику путем захвата втулки одной или двумя руками одновременно; закреплять названия цветов (красный, желтый, зеленый); учить выкладывать втулки в нужном порядке. Материал: игра изготовлена из картонной коробки из — под обуви размером 30х40х10, в основании коробки сделаны два ряда отверстий по три в каждом ряду, отверстия соответствуют втулке — вкладышу, который изготовлен из картонных втулок из — под туалетной бумаги (6 штук). Ход игры: ребенку предлагается подобрать цвет сигнала светофора (втулка — вкладыш) и расположить его на макете светофора (прорезь для вкладыша) в нужном месте. Сюжетное панно "Лето" Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук путем пристегивания на пуговицу элементов сюжетного панно; развивать пространственную ориентировку и творческое воображение; учить соотносить события в реальном мире с изображением на панно. Материал: панно сшито из приятных на ощупь мягких тканей, оно состоит из поля с нашитыми на него ориентирами (небо, земля, дерево) и пуговицами; отдельно изготовлены элементы с прорезями для пуговиц (листики, ежик, грибочки, цветочки, облака, солнышко, озеро, уточки, камыши, домик, заборчик). Ход игры: ребенку предлагается по подражанию пристегнуть элементы на указанное педагогом место. Вариант II: ребенок самостоятельно определяет место нахождения элемента сюжетного панно. Вариант III: "Чего не бывает?" Педагог предлагает ребенку сюжет с неправильным расположением элементов (грибок на небе, ежик в озере), ребенок должен определить что не верно и исправить, отстегнув элемент оттуда, где ему не место и пристегнуть в нужное место. Дидактическая игра "Цветной заборчик" Цель: учить детей натягивать на шпатель втулку — резинку с учетом и без учета цвета; развивать мелкую моторику пальцев рук путем продолжительного движения вдоль всей длины шпателя; учить детей действовать одной и двумя руками одновременно. Материал: деревянный брусок на котором вертикально установлены деревянные шпатели разных цветов, втулки — резинки по количеству шпателей и соответствующие цветам шпателей. Ход игры: ребенку предлагается по подражанию натянуть резинку — втулку на шпатель без учета цвета. Вариант II: ребенку предлагается натянуть резинку — втулку на шпатель с учетом цвета. Вариант III: ребенку предлагается натянуть резинки — втулки (2) на шпатели (2) действуя двумя руками одновременно без учета и с учетом цвета. Литература 1.Браун С. Игры, поделки и обучающие развлекалки для вашего малыша своими руками. — Ростов — на — Дону: феникс 2006. 2. Гаврина С. Е. Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. — Ярославль, Академия развития, 1997. 3. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. — Санкт — Петербург, Лань, 1996.
|