Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Финансовая грамотность в ДОУ
Занятия с детьми
Автор: Кучеренко Наталья Александровна   
15.11.2021 19:40

Финансовая грамотность в ДОУФинансовая грамотность в ДОУ

Слайд№1

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема моего выступления: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».

Слайд№2

Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.

Слайд№3

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

 

Скачать конспект

К сожалению, финансовой грамоте не обучали в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Слайд№4

Как всё-таки правильно познакомить ребенка с финансовой составляющей жизненных отношений?

Для начала необходимо четко объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. То есть им нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца.

Важно привить правильное понимание «необходимого» и «желаемого». Идя за покупками в магазин, объяснить детям, что хлеб – это необходимость, а мороженое – это желание. И нужно дать понимание того, что без «желаемого» можно обойтись. А без «необходимого» невозможно сохранить, к примеру, здоровье.

Необходимо с помощью игр, рассказов, сказок, а так же практических занятий обучить дошкольников, следующему:

что такое деньги, какие они бывают;

что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»;

что такое карманные деньги. Банковская пластиковая карта;

как планировать свои расходы;

техника безопасности использования банковских карт.

Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово грамотным.

Слайд№5

Работу по финансовой грамотности нужно проводить при взаимодействии с семьей

(АНКЕТИРОВАНИЕ, КОНСУЛЬТАЦИИ, РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ, СОЗДАНИЕ И ОБОГАЩЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ОТКРЫТЫЕ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ)

Слайд№6

Для работы в данном направлении мы используем:

1. ПРИМЕРНУЮ ПАРЦИАЛЬНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ.

Воспитание финансовой грамотности дошкольников тема новая, полностью не исследована, поэтому мы познакомились с некоторыми дополнительными программами по финансовой грамотности:

2. На ее основе была разработана программа дополнительного образования «Школа гнома Эконома» для детей дошкольного возраста 4-7 лет.

3. Дополнительная общеразвивающая программа детей старшего дошкольного возраста «Маленький Экономист» Пестова Т.Г., Рубцова Г.В.;

4. Дополнительная программа по Познавательному развитию «Основы финансовой грамотности» Виноградова К.В.;

5. Дополнительная общеобразовательная программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

«Первые ступеньки в мир финансовой грамотности» Зимин Т.А., Исина Н.Ю.;

6. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «Финансовая грамотность дошкольников» Дрыгина Е.Н., Комардина Т.В., Долганова Е.Г.

Материал программы представлен в четырех разделах – блоках: «Труд – продукт», «Деньги, цена, стоимость», «Реклама», «Полезные навыки и привычки в быту». В каждом блоке раскрываются педагогические задачи, содержание работы, основные понятия, методические рекомендации по созданию игровой и предметной среды.

Не смотря на внутреннюю связь блоков, каждый из них может быть реализован автономно в виде мини – программы, поскольку содержит богатый материал для воспитательно – образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста. В некоторых частях программа дополняется методическими указаниями уточняющего характера, что не исключает разработки специальных методических указаний и наглядных пособий, соответствующих содержанию каждого блока программы.

СЛАЙД №7, 8, 9, 10.

Мы разделили их на 8 экономических блоков:

  1. ЭКОНОМИКА
  2. ПОТРЕБНОСТЬ
  3. ТРУД И ПРОФЕССИИ
  4. ТОВАР, ТОВАРООБМЕН
  5. ВЫГОДА И УБЫТОК
  6. ДЕНЬГИ И БЮДЖЕТ СЕМЬИ
  7. РЕКЛАМА
  8. БИЗНЕС И КАПИТАЛ

Программы рассчитаны на детей дошкольного возраста. Их целью является приобщение детей к миру экономических ценностей и воспитание этического поведения в предметном, вещном мире.

СЛАЙД № 11

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:

  1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
  2. Сначала зарабатываем – потом тратим. Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», — соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
  3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.
  4. Деньги любят счет. Приучаем считать сдачу и вообще деньги, быстро и внимательно.
  5. Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.
  6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса. Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.
  7. Не все покупается. Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.
  8. Финансы – это интересно и увлекательно!

Итак, финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами.

А что представляют собой деньги? И как они возникли?

Деньги – это средство обмена; люди принимают деньги в обмен на товар и услуги, которые они производят.

У первобытных людей не было ни металла, ни бумаги, чтобы изготавливать деньги. А чем они могли расплачиваться? Сначала они меняли товар на товар.

Намного позже появились металлические деньги: золотые, серебряные, медные.

СЛАЙД № 12, 13

Металлические деньги называются монетами. Они разного размера, цвета и достоинства, т.е. стоят по-разному.

Бумажные – банкнотами. Они тоже имеют разное достоинство.

СЛАЙД № 14

Предусматривается чтение сказок, где говорится про деньги или золото как их эквивалент. (Р. н. с. «Курочка Ряба», «Муха – Цокотуха» К. Чуковского, «Сказка о золотой рыбке» А.С. Пушкина, «Золотой ключик или приключения Буратино» А.Н. Толстого).

Дима и Совенок полезная сказка о финансах ЭДУАРДА МАТВЕЕВА

КАК Сорока карту потеряла методическое приложение к программе ЭК. Восп-я.

Так же знакомство с пословицами, загадками, Интересно поговорить о фразеологизмах – устойчивых словосочетаниях, что подразумевается под этими выражениями.

Золотые руки – мастер искусный в своем деле.

Золотое сердце – отзывчивый, добрый человек.

Золотой дождь – богатство, много денег.

Золотой голос– очень красивый певческий голос.

СЛАЙД № 15, 16

Существует множество разнообразных игр направленных на формирование представлений об экономике и финансах. В процессе игровой деятельности нужно донести до детей что: — Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!

Объясняем, как люди зарабатывают деньги, и каким образ заработок зависит от вида деятельности. – Сначала зарабатываем – потом тратим.

МАКЕТ БАНКОМАТА:

Денежные купюры (картинки), карточки для банкомата (с геометрическими фигурами «Пин — код»).

ИГРА «ХОЧУ – НАДО»

Закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»; формировать умение дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы. Определять разницу между «хочу» и «надо».

ИГРА «ГРУША- ЯБЛОКО»

Формировать умение распределять ресурсы.

Предложила детям нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок был закончен, предложила нарисовать на оборотной стороне листа, яблоко. Затем попросила вырезать и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объяснила, что конечно это невозможно. Потому что лист бумаги один и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами, их нужно планировать заранее.

ИГРА «ДОХОД –РАСХОД»

Развивать логическое мышление.

Работа с сигнальными карточками «+» и «-».

Папа получил зарплату (доход) «+»;

Бабушка заболела (расход) «-»;

Выиграли в лотерею (доход) «+»;

Потеряли кошелек (расход) «-»;

ИГРА «КТО КЕМ РАБОТАЕТ?»

Расширять знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитывать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Дети берут картинки с изображение профессий. Должны составить рассказ при помощи схемы – картинок.

ИГРА «НЕ ОШИБИСЬ»

Собрать разрезные картинки с изображением сказочных героев.

ИГРА «РАЗМЕН»

Формировать умение считать деньги.

Это игра- соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет предложенную банкноту мелочью, тот и победил.

ИГРА В ТЕХНИКЕ «ФРОТТАЖ»

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Фроттаж» в переводе с фр. – натирание. Развивать мелкую моторику рук.

Предложить детям рисовать восковым мелком, держа его плашмя к листу бумаги. Под бумагу подкладываем монетку, затем детали прорисовываем карандашом или фломастером.

ЭКСКУРСИЯ К БАНКОМАТУ

Познакомить детей с работой банкомата, правилами пользования пластиковой картой.

ИГРА «МАГАЗИН»

Дать возможность детям практически осуществить процесс купли- продажи; развивать умение «видеть» товар, цену (стоимость).

ИГРА «БАНК»

Расширять представление о банке, служащих банка и некоторых операциях, производимых в банке. Знакомство с правилами пользования банкоматом.

ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМОВ:

«Азбука финансовой грамотности», «Золушка» — Смешарики;

«Райский остров»; «Благородное дело»;

Фиксики: «История вещей – деньги», «Как делают деньги», «Деньги»;

«Азбука денег. Уроки тетушки совы»;

Три кота: «Поход в магазин»;

«Простоквашино», «Муха – цокотуха»;

«Жила –была царевна» — серия «Магазин» где рассказывается про самостоятельные покупки девочкой в магазине по просьбе мамы.

Итог:

Из всего этого можно сделать вывод

Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.

СЛАЙД № 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год