Финансовая грамотность в ДОУ |
Занятия с детьми | |||
Автор: Кучеренко Наталья Александровна | |||
15.11.2021 19:40 | |||
Финансовая грамотность в ДОУ Слайд№1 Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста». Слайд№2 Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами. Слайд№3 Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
К сожалению, финансовой грамоте не обучали в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Слайд№4 Как всё-таки правильно познакомить ребенка с финансовой составляющей жизненных отношений? Для начала необходимо четко объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. То есть им нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца. Важно привить правильное понимание «необходимого» и «желаемого». Идя за покупками в магазин, объяснить детям, что хлеб – это необходимость, а мороженое – это желание. И нужно дать понимание того, что без «желаемого» можно обойтись. А без «необходимого» невозможно сохранить, к примеру, здоровье. Необходимо с помощью игр, рассказов, сказок, а так же практических занятий обучить дошкольников, следующему: что такое деньги, какие они бывают; что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»; что такое карманные деньги. Банковская пластиковая карта; как планировать свои расходы; техника безопасности использования банковских карт. Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово грамотным. Слайд№5 Работу по финансовой грамотности нужно проводить при взаимодействии с семьей (АНКЕТИРОВАНИЕ, КОНСУЛЬТАЦИИ, РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ, СОЗДАНИЕ И ОБОГАЩЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ОТКРЫТЫЕ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ) Слайд№6 Для работы в данном направлении мы используем: 1. ПРИМЕРНУЮ ПАРЦИАЛЬНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ. Воспитание финансовой грамотности дошкольников тема новая, полностью не исследована, поэтому мы познакомились с некоторыми дополнительными программами по финансовой грамотности: 2. На ее основе была разработана программа дополнительного образования «Школа гнома Эконома» для детей дошкольного возраста 4-7 лет. 3. Дополнительная общеразвивающая программа детей старшего дошкольного возраста «Маленький Экономист» Пестова Т.Г., Рубцова Г.В.; 4. Дополнительная программа по Познавательному развитию «Основы финансовой грамотности» Виноградова К.В.; 5. Дополнительная общеобразовательная программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Первые ступеньки в мир финансовой грамотности» Зимин Т.А., Исина Н.Ю.; 6. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «Финансовая грамотность дошкольников» Дрыгина Е.Н., Комардина Т.В., Долганова Е.Г. Материал программы представлен в четырех разделах – блоках: «Труд – продукт», «Деньги, цена, стоимость», «Реклама», «Полезные навыки и привычки в быту». В каждом блоке раскрываются педагогические задачи, содержание работы, основные понятия, методические рекомендации по созданию игровой и предметной среды. Не смотря на внутреннюю связь блоков, каждый из них может быть реализован автономно в виде мини – программы, поскольку содержит богатый материал для воспитательно – образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста. В некоторых частях программа дополняется методическими указаниями уточняющего характера, что не исключает разработки специальных методических указаний и наглядных пособий, соответствующих содержанию каждого блока программы. СЛАЙД №7, 8, 9, 10. Мы разделили их на 8 экономических блоков:
Программы рассчитаны на детей дошкольного возраста. Их целью является приобщение детей к миру экономических ценностей и воспитание этического поведения в предметном, вещном мире. СЛАЙД № 11 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:
Итак, финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами. А что представляют собой деньги? И как они возникли? Деньги – это средство обмена; люди принимают деньги в обмен на товар и услуги, которые они производят. У первобытных людей не было ни металла, ни бумаги, чтобы изготавливать деньги. А чем они могли расплачиваться? Сначала они меняли товар на товар. Намного позже появились металлические деньги: золотые, серебряные, медные. СЛАЙД № 12, 13 Металлические деньги называются монетами. Они разного размера, цвета и достоинства, т.е. стоят по-разному. Бумажные – банкнотами. Они тоже имеют разное достоинство. СЛАЙД № 14 Предусматривается чтение сказок, где говорится про деньги или золото как их эквивалент. (Р. н. с. «Курочка Ряба», «Муха – Цокотуха» К. Чуковского, «Сказка о золотой рыбке» А.С. Пушкина, «Золотой ключик или приключения Буратино» А.Н. Толстого). Дима и Совенок полезная сказка о финансах ЭДУАРДА МАТВЕЕВА КАК Сорока карту потеряла методическое приложение к программе ЭК. Восп-я. Так же знакомство с пословицами, загадками, Интересно поговорить о фразеологизмах – устойчивых словосочетаниях, что подразумевается под этими выражениями. Золотые руки – мастер искусный в своем деле. Золотое сердце – отзывчивый, добрый человек. Золотой дождь – богатство, много денег. Золотой голос– очень красивый певческий голос. СЛАЙД № 15, 16 Существует множество разнообразных игр направленных на формирование представлений об экономике и финансах. В процессе игровой деятельности нужно донести до детей что: — Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают деньги, и каким образ заработок зависит от вида деятельности. – Сначала зарабатываем – потом тратим. МАКЕТ БАНКОМАТА: Денежные купюры (картинки), карточки для банкомата (с геометрическими фигурами «Пин — код»). ИГРА «ХОЧУ – НАДО» Закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»; формировать умение дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы. Определять разницу между «хочу» и «надо». ИГРА «ГРУША- ЯБЛОКО» Формировать умение распределять ресурсы. Предложила детям нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок был закончен, предложила нарисовать на оборотной стороне листа, яблоко. Затем попросила вырезать и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объяснила, что конечно это невозможно. Потому что лист бумаги один и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами, их нужно планировать заранее. ИГРА «ДОХОД –РАСХОД» Развивать логическое мышление. Работа с сигнальными карточками «+» и «-». Папа получил зарплату (доход) «+»; Бабушка заболела (расход) «-»; Выиграли в лотерею (доход) «+»; Потеряли кошелек (расход) «-»; ИГРА «КТО КЕМ РАБОТАЕТ?» Расширять знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитывать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых. Дети берут картинки с изображение профессий. Должны составить рассказ при помощи схемы – картинок. ИГРА «НЕ ОШИБИСЬ» Собрать разрезные картинки с изображением сказочных героев. ИГРА «РАЗМЕН» Формировать умение считать деньги. Это игра- соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет предложенную банкноту мелочью, тот и победил. ИГРА В ТЕХНИКЕ «ФРОТТАЖ» Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Фроттаж» в переводе с фр. – натирание. Развивать мелкую моторику рук. Предложить детям рисовать восковым мелком, держа его плашмя к листу бумаги. Под бумагу подкладываем монетку, затем детали прорисовываем карандашом или фломастером. ЭКСКУРСИЯ К БАНКОМАТУ Познакомить детей с работой банкомата, правилами пользования пластиковой картой. ИГРА «МАГАЗИН» Дать возможность детям практически осуществить процесс купли- продажи; развивать умение «видеть» товар, цену (стоимость). ИГРА «БАНК» Расширять представление о банке, служащих банка и некоторых операциях, производимых в банке. Знакомство с правилами пользования банкоматом. ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМОВ: «Азбука финансовой грамотности», «Золушка» — Смешарики; «Райский остров»; «Благородное дело»; Фиксики: «История вещей – деньги», «Как делают деньги», «Деньги»; «Азбука денег. Уроки тетушки совы»; Три кота: «Поход в магазин»; «Простоквашино», «Муха – цокотуха»; «Жила –была царевна» — серия «Магазин» где рассказывается про самостоятельные покупки девочкой в магазине по просьбе мамы. Итог: Из всего этого можно сделать вывод Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности. СЛАЙД № 17 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
|