«Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников» |
Занятия с детьми | |||
Автор: Шлеина Мария Юрьевна | |||
10.11.2021 07:52 | |||
«Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников» Финансы, экономика и ребенок лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Чем раньше дети узнают о роли денег в семейной, общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте. Цель — сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи:
Подтолкнуло к тому, чтобы серьезно заняться проблемой финансовой грамотностью игра «Я выбираю». Что же в нее входит? Это набор карточек «товары» (продукты, овощи, фрукты, игрушки, одежда.), карточек «деньги» (монеты по 1 и 2 рубля, банкноты по 5 и 10 рублей). С одной стороны, стоит цифра, а на обороте карточки число дублируется точками, для тех, кто не знает цифр. С помощью этой игры можно провести такие занятия: «Дорого – дешево», «Хочу» и «надо», «Что почем», «Запланированная покупка». Играя в настольно-печатные и дидактические игры ( «Кому что нужно для работы», «В какое время года», «Угадай, где продаётся»), дети упражнялись в узнавании и назывании профессий взрослых и предметов, необходимых для работы людей (парикмахера, продавца, портного, шофера, художника, учителя, повара, врача, бухгалтера и др.). А настольные игры «Монополия», «Миллионер» помогут закрепить экономические понятия. Дети знакомились с предприятиями города (хлебозавод, молзавод, мебельная фабрика, кожзавод и др.), которые выпускают товары, в ходе дидактической игры «Предприятия города». Цель этой игры: закрепить знания детей о профессиях, научить устанавливать зависимость между результатом трудовой деятельности и профессией человека, воспитывать интерес к людям разных профессий, уважительное отношение к ним. Дети также осваивали теоретические знания о следующих профессиях: визажист, стилист, мастер маникюра, официант, музыкант, каменщик, монтажник, маляр, фармацевт, ветеринар, педиатр, банкир, бухгалтер, личный финансовый консультант, кредитный эксперт и их практическое применение в сюжетно – ролевых играх ( «Салон красоты», «Ресторан», «Строители», «Ветеринарная клиника», «Банк»). Для поддержания у детей интереса по данной тематике разработаны лэпбуки, в которых через игровые ситуации раскрываются такие важные темы финансовой направленности, как «хочу» и «надо», «можно/нельзя купить за деньги», семейный бюджет, профессии и атрибуты профессий, история денег, валюта других стран. Знакомство детей с потребностями происходило в процессе образовательной деятельности, например: «Что такое потребность», «Как жили первобытные люди, и каковы их потребности», «Потребности современного человека». Также в ходе образовательной деятельности дети познакомились с монетами разного достоинства, с бумажными купюрами, рассмотрели, что на них изображено, что написано. Также узнали, как раньше люди обходились без денег, что служило им заменой. В ходе деятельности уделялось внимание вопросам бережливости и экономии, освещались такие вопросы, как экономия воды, сбережение электроэнергии, хождение пешком (вместо автомобиля), вторая жизнь вещам и создаем своими руками, а также сравнению цен и выбору по цене и качеству. Игра «Магазин» очень полезна для детского развития. Дети могут выступать и в роли продавца, и в роли покупателя. Необходимый атрибут для этой игры – это деньги. Монетки притягивают детей, и они любят с ними играть, а значит, это нужно использовать. Мы распечатали монеты по 1, 2, 5, 10 рублей. Игра «Магазин» учит принципу товарно–денежных отношений: чтобы приобрести какую – то вещь, нужно за нее заплатить. Объяснили детям значение слов «цена», «товар». Но игра «Магазин» не единственная игра, где наши дети используют деньги. Например, сюжетно – ролевая игра «Шоферы». Наши мальчишки с огромным удовольствием играют в эти машинки. Но порой игра заключалась лишь в гонках машин по группе. И тогда нам пришлось ввести определенные правила, ввели штрафы. Перед началом игры все шоферы получали определенное количество монет, обговаривали, на что они их могли потратить (на заправку машины, либо на посещение кафе). Если ребенок нарушает правила дорожного движения, ему выписывается штраф, и он отдает все свои монетки. Без денег машину заправить нельзя, значит для него игра закончена. Зато в следующий раз он уже задумается. Поэтому игры с монетами – это отличный инструмент, чтобы совместить приятное с полезным и научить ребенка важным вещам: понимать ценность денег, различать их номинал, складывать их и вычитать (по математике: начинаем решать задачи, знакомимся с составом числа). Познакомили детей с понятиями: «бюджет семьи», «доходы», «расходы». В мешочек сложили деньги, которые папа заработал, мама заработала, плюс еще бабушкина пенсия. Затем круг разделили на сектора. Это расходы, на что семья каждый месяц тратит деньги. (один сектор — это продукты, второй — одежда, третий — оплата за свет, воду, газ, за детский сад, четвертый – лекарства, если кто-то в семье заболел, у папы сломалась машина – на ремонт). Доставали из мешочка монетки и раскладывали их по секторам. А потом посмотрели, остались ли в мешочке еще деньги. Сделали вывод, что расходование финансов надо планировать. Бартер – это обмен одних товаров на другие. Как можно объяснить пятилетнему человечку о таком понятии как «бартер»? Очень легко, если призвать на помощь сказочных героев. Естественно, перед этой игрой детям читали сказки, обсуждали поведение героев. На столе появляется чудесный сундучок – хранитель сказок. Из сундучка достается горшочек из сказки «Горшочек каши» братьев Гримм (старушка за ягоды дала девочке горшочек). Следующий предмет из сундучка – скалочка из сказки «Лисичка со скалочкой». Следующие предметы: кувшинчик и дудочка. На примере этих сказок дети учились отличать равноценный (выгодный) бартер от невыгодного. Также знакомиться с экономическими понятиями нам помогал просмотр цикла серий обучающих мультфильмов: «Смешарики: Азбука финансовой грамотности», «Фиксики», «Азбука денег. Уроки тётушки Совы». В них раскрываются понятие денег, цены, семейного бюджета, финансового планирования, заработка, кредита и депозита, и структуры экономики. Помимо финансовых вопросов, мультфильм обращает внимание на то, что нужно для достижения богатства: образование, трудолюбие, смекалка, упорство и взаимодействие с окружающими. Копилка – это символ взросления и самостоятельности. Ребенку нужно иметь небольшую копилку и складывать в нее монеты, так он не только поймет цену денег, но и научится их хранить и экономить. У многих детей нашей группы есть копилки. Каждый поделился своей заветной мечтой, на что копит деньги. (Это и велосипед, и конструктор, и кукла, и ролики.) Реклама, как явление, прочно вошла в обыденную жизнь. Следует воспитывать правильное отношение к рекламе – невозможно купить всё, что рекламируется, потребности должны быть разумными, а желания и возможности совпадать. А почему бы не использовать интерес к рекламе в образовательных целях? Предложили детям сделать рекламу конфет. К созданию рекламы дети подключаются с большим энтузиазмом. «Играя» в рекламу, дети узнали, что такое реклама, для чего она нужна. Познакомились с профессиональной терминологией: рекламодатель, рекламный агент, художник-оформитель. Узнали о видах рекламы: печатная, радио- и видеореклама. Сделали вывод, что реклама нужна для получения информации о товарах, местах их продажи. Товары, хорошо рекламируемые, продаются быстрее. Дети – это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком. Поэтому формирование финансовой грамотности невозможно без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы. Мы провели анкетирование среди родителей по финансовой грамотности, в уголке разместили наглядно – текстовую информацию «Дети и деньги», провели консультации «Нужно ли детям знать о деньгах и как они появляются в семье?», «Надо или нет знакомить детей с понятием «бюджет»?» В результате целенаправленной работы в течение года по данному направлению изменились качественные показатели уровня сформированности знаний воспитанников. Увеличилось число детей с высоким уровнем на 36 %, а детей с низким уровнем развития снизилось на 22 %. Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике сформированности экономического мышления дошкольников.
|