«Подвижные игры на прогулке» |
Занятия с детьми | |||
Автор: Козаревская Ирина Константиновна | |||
08.08.2021 20:57 | |||
«Подвижные игры на прогулке» Прогулка — одна из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Это благоприятное время для подвижных игр и игровых упражнений. Для дошкольников значение подвижных игр очень велико, ведь благодаря им происходит всестороннее развитие ребенка, нравственные качества- умение приходить на помощь, уступать. Играя все вместе в подвижные игры, дети учатся ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с остальными играющими, выполнять необходимые действия, не мешая при этом другим участникам. Для дошкольников подвижные игры становятся прекрасной возможностью сдружиться, ведь ничто не сближает детей, как полученные совместно хорошие эмоции и проявления в игре взаимовыручка. Подвижные игры являются отличным способом направить энергию детей в мирное русло, научив их при этом действовать согласованно. Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Классификация подвижных игр По возрасту: для младшей, средней и старшей возрастных групп; По видам движений: с ходьбой, прыжками, бегом, с элементами лазания, метания.
По степени подвижности: средней и высокой подвижности, как бег и прыжки. Игры средней подвижности включают в себя движения относительности спокойного характера: ходьба, передача предметов. В играх малой подвижности движения в медленном темпе. По форме организации: линейные (когда играющие делятся на группы, построенные шеренгами одна против другой, круговые (в которой играющие располагаются по кругу, врассыпную (в которой дети расходятся или разбегаются в любом направлении по площадке). По содержанию: сюжетные «Зайцы и волки», Медведь и пчелы», бессюжетные «Найди себе пару», хороводные, игры –аттракционы, игры- забавы «Коза рогатая», народные игры; По пособиям, использующимися в игре: игры с мячом, лентами, обручами и т.д. Игра во всех возрастных группах проводится на прогулке ежедневно. Игру можно проводить в начале, в середине и в конце прогулки в зависимости от того, какое предшествовало прогулке и каков ее общий план. Подвижные игры отбираются в соответствии с задачами воспитания и возрастными особенностями детей. Во время проведения игр во внимание принимается: место проведения, климат, состояние погоды. В холодную и сырую погоду не рекомендуется планировать игры с речитативом и пением (с целью охраны речевого аппарата). Во время игры детей необходимо хвалить и подбадривать. Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисование, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера «Рыбы и акула», «Гуси лебеди». После физкультурных музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности «Заморожу», «Кто самый внимательный». В план должны включаться и малоподвижные «Сделай фигуру», «Змея», «Узнай, кто позвал». Также на прогулке с детьми необходимо проводить игры соревновательного характера. С использованием хорошо знакомых детям основных движений. Это способствует закреплению материала, изучаемого на физкультурных занятиях. В играх эстафетах дети учатся заботятся не только о своих личных результатах, но и о результатах всей команды, проявлять взаимопомощь, дружеские и доброжелательные отношения друг к другу. У детей младшей группы кругозор еще не велик, мышление не конкретно, внимание не устойчиво, поэтому им даются игры с простым, несложным сюжетом: например птицы летают и возвращаются домой, автомобили едут останавливаются по сигналу. Движения, которые входят в игры детей младшей группы, просты и разнообразны- это преимущественно основные, жизненно необходимые движения: ходьба, бег, подлезание. При этом все дети выполняют одни и те же движения. В играх малышей отсутствует элемент соревнования. Правила игры должны быть просты, игры сопровождаются словами, они являются сигналом для тех или иных действий, помогают выполнению правил. ( «Солнышко и дождик», «Поезд», «Пузырь», «Самолеты», У медведя во бору» и т.д.) С детьми средней группы проводятся игры более разнообразные по содержанию, чем с малышами. Вносятся элементы соревнования, сначала индивидуального, а затем и коллективного. Движения детей средней группы более координированы и подчинены контролю сознания, поэтому в игры включаются движения, которые требуют выдержки, ловкости. В играх с бегом увеличивается расстояние, дается бег на скорость, в игры включаются метание, прыжки через препятствия. Правила в играх усложняются: вводятся ограничение действий- убегать в определенном направлении, пойманным отходить в сторону. Предъявляются требования к более точному выполнению правил. В некоторых играх вводится распределение ролей между детьми. (Хитрая лиса», «Рыбаки и рыбки»,» Найди себе пару» и т.д.) В старших группах увеличивается количество игр, в которых нет образов: даются разного рода «Ловишки», игры с мячом и т.д. Игры детей этого возраста также построены на основных движениях-беге, прыжках, метании, лазании. Но к детям предъявляются большие требования в отношении качества движений, правильности и точности их выполнения. Правила в старших группах усложняются. Иногда. Перед тем как начать игру, воспитатель может провести коротенькую беседу. Эта беседа поможет насторожить детей на данную тему (желательно, чтобы игры, по возможности, увязывались с текущей работой и темами, прорабатываемыми в данный отрезок времени, направить их внимание на игру. Имеются ряд игр, которые требуют от педагога не только словесного объяснения, но и личного показа, например: «Ровным кругом» и др. Руководитель должен показывать движения правильно, четко, красиво. Концовка игры имеет большое педагогическое значение, подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведение в игре. Необходимо приучать воспитанников оценивать свое поведение и поведение товарищей, говорить о достижениях в этой игре всей группы или определенных детей или о тех ошибках, которые были допущены в игре и, которых нужно избегать. Это способствует более осознанному выполнению правил игры и формированию положительных взаимоотношений в процессе активной двигательной деятельности. Таким образом, правильно организованное и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей дошкольного возраста.
|