Семинар – практикум «Внедрение в практику работы педагогов технологий утреннего и вечернего сбора детей» |
Занятия с детьми | |||
Автор: Лыфарь Марина Александровна | |||
13.08.2021 22:57 | |||
Семинар – практикум «Внедрение в практику работы педагогов технологий утреннего и вечернего сбора детей» Цель: сформировать у педагогов представление о проведении утреннего и вечернего сбора детей. Задачи:
Тема семинара обусловлена необходимостью апробацией образовательной программы в разделе «Утренний круг». Введение: дети самостоятельно могут выбрать способ, призывающий их к началу занятия: это могут быть звуковые сигналы (звонок, хлопок, звучание музыкального инструмента, мелодия, стихотворение, начатое взрослым, и т.д.), это могут быть световые сигналы (мигание лампочки, показ определен-ного цвета колпачка на лампе и т.д.).
Для плодотворного обсуждения создается благоприятный психологический настрой. Включается спокойная легкая музыка: желательно одна и та же мелодия на определенный период времени. Дети по кругу передают друг другу какой-нибудь предмет, (мячик, колокольчик, ракушку, камешек) во время ответов на вопрос. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через 2-3 месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя. 1 часть. Утренний круг Цель: развивать у ребенка-дошкольника саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе. Задачи:
В детском саду день ребенка проходит по расписанию, по определенному регламенту, которое подолгу остается без изменений. Какое положительное влияние это оказывает на ребенка? (Подвести слушателей к мысли, что благодаря расписанию ребенок прочно и в естественной форме осваивает принятую в нашей культуре организацию дня (чередование видов деятельности) и те виды деятельности, которые повторяются изо дня в день). В программе нашего учреждения «От рождения до школы» расписание включает утренний и вечерний круги всей группы. Предложить всем сесть в круг. Как улучшить настроенье? Задание: Каждый участник с помощью различных средств и приемов по-старается улучшить настроение. - создать эмоциональную положительную обстановку — задача первой части утреннего сбора, для этого можно использовать разнообразные приемы:
Вопросы к аудитории: Что из перечисленного главное? Что делается систематически, а что периодически? (педагоги могут высказать самые разнообразные предположения). Давайте уточним методику проведения утреннего сбора Общие принципы:
Приглашение на утренний круг
Проводятся:
Обмен новостями. Один из любимых частей утреннего круга – обмен новостями, так как предоставляет возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Темы новостей могут носить различный характер. Чтобы избежать проблем по поводу, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей, предлагается коллегиально решить, какое количество и кого сегодня выслушать. Важно, что дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас, развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть. Новости принимаются как факт, поэтому не регламентируются (только по одной короткой новости), не селекционируются (только хорошие новости), не вытягиваются (мы еще не слышали твоих новостей), не запрещаются (об этом мы не говорим). На утреннем сборе происходит общий обмен информацией: календарь (погода/день недели/время года/праздник) и групповые (сколько сегодня всего детей/мальчиков/девочек, кто отсутствует, / сколько дней осталось до ближайшего дня рождения, /что сегодня нам предстоит, /что интересного заметили в группе). Здесь очень важно вводить различные критерии – кто и что будет рассказывать сегодня и следить, чтобы в течение недели каждый из детей поучаствовал. Можно использовать некоторые хитрости, например: сегодня новостями делятся только мальчики, или, те, у кого имена начинаются с гласных звуков. И, конечно предлагаем детям самим решать, кто сегодня будет рассказывать о новостях. Планирование, проблемные ситуации. Когда мы организуем детей в круг, мы способствуем активизации общения – все видят глаза друг друга, чувствуют настроение, ощущают степень участия и заинтересованности каждого из присутствующих. Важно создавать такие ситуации для размышления, высказывания своего мнения по вопросу, чтобы дети могли сообща подумать над разрешением ситуации. На данном этапе настраиваем детей на активное общение между собой, как вербальное, так и невербальное. В ходе этого этапа педагог сообщает воспитанникам информацию: о календарных событиях (времени года, дате, дне недели, изменениях погоды); об особом событии – дне рождения одного (или нескольких) из воспитанников; о плане деятельности на текущий день. Пример. Разберем тему: «Мой дом – детский сад» Вопросы могут быть следующими:
2 часть – Вечерний круг. Задается вопрос к аудитории: Какие задачи воспитатель решает на вечернем круге? Какие вопросы следовало бы обсуждать на вечернем круге? Методика проведения вечернего круга Задачи:
Из каких частей состоит вечерний круг? А) Подведение итога дня. Б) Оценка своей деятельности. В) План на завтра. Если требуют обстоятельства, например, в группе произошло ЧП, то «Рефлексивный круг» проводится еще раз, сразу после происшествия. Пример. Можно уточнить и закрепить знания о том: - Какой день недели сегодня? Какое число? Какой день недели завтра? - Какая часть суток сейчас? - Что вы делаете в это время в ДОУ? - Что делают в это время ваши близкие? - Что интересного сегодня вы узнали? Чем занимались? - Как выполнили свою работу? - Какие новые слова узнали? - Составление рассказов по опорным словам. Проводятся различные рефлексивные игры на разные темы. Таким образом, утренний и вечерний круги – это один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников. В ходе утреннего сбора дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется их словарный запас. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, толерантность, формируются нравственные представления и понятия для анализа норм и правил поведения, появляется уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть. Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в д/с, у детей формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в целом.
|