Статья «Организация игровой деятельности дошкольников на разных возрастных этапах» |
Занятия с детьми | |||
Автор: Журавлева Марина Владимировна, Преснякова Валентина Петровна, | |||
29.11.2020 09:37 | |||
Статья «Организация игровой деятельности дошкольников на разных возрастных этапах» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 9 имени Героя Советского Союза И.Д. Ваничкина города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Звонкие голоса»
ГБОУ ООШ № 9 г.Новокуйбышевска структурное подразделение «Детский сад «Звонкие голоса» 2020г. Игра является самоценной формой активности ребёнка дошкольного возраста. По мнению Л.С. Выготского, О.М. Дьяченко, А.П. Усовой, замена игры другими видами деятельности обедняет воображение дошкольника, которое признано важнейшим возрастным новообразованием.
Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально — коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно — эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования. В пункте 2.7. ФГОС ДО определены особенности развития игровой деятельности ребенка:
Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирование социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6 ФГОС ДО): ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Существует несколько классификаций игр. Классификация игр детей дошкольного возраста (по Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой)
Самостоятельные игры: Игра – экспериментирование Самостоятельные сюжетные игры: сюжетно – отобразительные; сюжетно – ролевые; режиссёрские; театрализованные;
Игры обучающие: Сюжетно-дидактические; подвижные; музыкально-дидактические; Досуговые игры: игры – развлечения; интеллектуальные; празднично – карнавальные; театрально – постановочные;
Традиционные или народные Требования к проведению игры: В игре с детьми у взрослого может быть две основные стратегии. Взрослый может сам организовать игру на основании заранее продуманного общего направления сюжета и подготовленных предметно — игровых материалов, или он может присоединиться к уже играющим детям. Он участвует с детьми в игре на равных и может влиять содержание и общий ход игры теми же способами, что используют другие играющие. В сюжетной игре он может придумать сюжет игры, выступить с интересным предложением о её сюжетном продолжении, ввести в игру новый персонаж, создать проблемную ситуацию и т.д. Направления и задачи руководства игрой Обогащение содержания игры
Формирование предметных способов решения игровых задач 3. Обогащать развёрнутые игровые действия с игрушками разнообразным содержанием. 4. Своевременно формировать игровые действия с предметами — заместителями. 5. Побуждать использовать игровые действия с воображаемыми предметами. 6. Подводить к пониманию замены отдельных игровых действий словом. 7. Способствовать тому, чтобы для решения поставленных игровых задач дети использовали разнообразные предметные способы. Развитие самостоятельности 8. Развивать у каждого ребёнка самостоятельность в постановке разнообразных игровых задач. 9. Побуждать детей самостоятельно выбирать различные предметные способы для решения поставленных игровых задач. Побуждение к взаимодействию в игре 10. Поощрять интерес к играм сверстников. 11. Приучать играть, не мешая друг другу. К старшему дошкольному возрасту, игра ребёнка приобретает «политематизм». Игра становится самостоятельной деятельностью. Дети всегда сами определяют замысел игры или поддерживают предложение сверстников. Они самостоятельно ставят игровые задачи. Поскольку игровые способы отображения окружающего мира достаточно сформированы, то дети легко справляются с выбором наиболее приемлемых для конкретной игровой ситуации предметных и ролевых способов решения игровых задач. Ролевые действия в игре сопровождаются ролевой речью, на начальном этапе сюжетно — ролевой игры — ролевыми высказываниями (область «Речевое развитие», «Социально — коммуникативное развитие», ФГОС ДО). По мере обогащения жизненного опыта развитие звуковой и интонационной культуры речи ролевые действия становятся более разнообразными, что напрямую зависит от представления детей об окружающем мире. Специально обучать детей определённым игровым действиям не рекомендуется. Важно, чтобы дети сами придумывали, какие ролевые действия включать в игру, только в таком случае игра будет носить подлинно творческий характер. В старшем дошкольном возрасте игра становится самостоятельной деятельностью. Играющие стараются самостоятельно разрешать конфликты, возникающие по поводу игры. Усложнение задач руководства игрой Направления и задачи руководства игрой Обогащения содержания игры
Способы решения игровых задач 3. Поощрять за оригинальность, самостоятельность в использовании предметных способов решения игровых задач. 4. Усиливать эмоциональную выразительность и разнообразить ролевые действия, используемые для отображения взятой роли. 5. Побуждать к проявлению инициативы в общении со взрослыми и сверстниками по поводу игры, способствовать появлению ролевых высказываний и ролевой беседы Взаимодействие в игре 6. Побуждать ставить игровые задачи сверстникам. 7. Учить детей принимать игровые задачи, поставленные сверстниками, или тактично от них отказываться, договариваться по поводу игрового взаимодействия. 8. Поддерживать длительное взаимодействие в игре Самостоятельность 9. Продолжать развивать самостоятельность в выборе разнообразных, интересных замыслов и в постановке различных игровых задач для их реализации. 10. Поощрять выбор оригинальных предметных и ролевых способов претворения замыслов в игре. 11. Приучать самостоятельно договариваться со сверстниками в игре Планирование игры по видам деятельности в течение всего образовательного процесса может быть организовано следующим образом:
Организация предметно пространственной развивающей среды для организации игровой деятельности Одним из основных принципов дошкольного образования (ФГОС ДО), является амплификация (обогащение) условий развития дошкольников. Поэтому в третьем разделе Стандарта — «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, подчеркивается:
Это важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, что позволит педагогу достичь формирование целевых ориентиров, обозначенных в Стандарте. В требованиях ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде определено что:
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть отвечать требованиям Стандарта ДО. Социальный заказ государства системе образования сформулирован в основных нормативно-правовых документах а Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном государственном стандарте дошкольного образования — это воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Каждый вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности, так, игра способствует развитию активности и инициативы.
|