Гришина Елена Николаевна - Логопед МБДОУ «Сивинский д/с №1 «Малышок» Пермский край, Сивинский район, село Сива
«Хорошая игра похожа на хорошую работу….» А.С. Макаренко.
Игра – это ведущая деятельность дошкольника, поэтому именно игре принадлежит главная роль в воспитании, развитии, обучении детей. Большое значение игре придавал А.С. Макаренко. «У ребенка есть страсть к игре и надо ее удовлетворять. Надо не только дать время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».
Скачать конспект
Проявляя тонкую психологическую проницательность, К.Д. Ушинский так объяснял интерес детей к игре. «Для дитяти игра – действительность, и действительность, гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее, а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание….». Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, советский психолог Д.Б. Эльконин совершенно определенно делает вывод: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех психологических процессов, от самых элементарных до самых сложных». Игра стимулирует познавательную активность детей, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Помня слова А.С. Макаренко о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу», коррекционную работу с дошкольниками я провожу только через игру. Опыт показывает, что только играя проходит эффективное обучение малышей. Одно из основных средств развития познавательных процессов, речи, мышления является дидактическая игра. Особенно велика роль этих игр в обогащении словаря детей при работе над речью с целью коррекции ее различных дефектов. У детей с недоразвитием фонетической стороны речи часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного. Это ограничивает речевое общение детей. Поэтому передо мной стоит задача: через игру коррегировать звукопроизношение, расширять и уточнять словарь детей, работать над грамматикой, связной речью. Я создала картотеку дидактических игр по всем разделам. Многие дидактические игры я придумываю сама или варьирую готовые. Хочется отметить, что систематическое и каждодневное использование дидактических игр с одной стороны способствует формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, инициативы. С другой – решают определенную задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного. Таким образом, используя в своей работе игру и игровые моменты, я пришла к таким результатам: дети смогли преодолеть неуверенность в себе , научились высказывать не стесняясь свои мысли, мнения, стали свободнее общаться со своими сверстниками. Приведу пример одного занятия из цикла занятий по обучению грамоте. Фронтальное занятие в подготовительной группе. Вид занятия : Обучение грамоте. Тема: «Звук и буква «С». Задачи: - закреплять знания детей о согласном звуке, познакомить с буквой; - познакомить детей со «сложными» словами; - уточнять, расширять словарный запас; - учиться различать звуки по «твердости», «мягкости»; - развивать мышление; - развивать умение определять положение звука в слове. Оборудование: оформление настенной доски (нарисованная горка, санки, сугробы), карточки с предметными картинками в виде снежинок, карточки с обозначением «твердого», «мягкого» звука, карточка с буквой и картинкой, конверты с раздаточным материалом на каждого ребенка, ребус. Ход: 1. Логопед: - Я предлагаю начать наши занятия с игры «Назови предмет». Логопед называет признаки, а дети называют предмет. Зеленый, длинный, сочный (огурец). Новая, интересная, библиотечная (книга). Холодный, белый, пушистый (снег). 2. – А теперь к слову «снег» я добавлю слово «падает», соединю два слова и получится сложное слово «снегопад». Здорово, правда! Давайте еще попробуем. Сам + катится = самокат. Сам + варит = самовар. Снег + чистит = снегоочиститель. (словарная работа со словом снегоочиститель). Показ картинки: - Чем похожи все эти слова? (логопед проговаривает сложные слова, голосом выделяя звук «С»). - Правильно, начинаются все слова со звука «с». Сегодня мы будем играть с этим звуком и узнаем, какой он буквой означается. 3. Логопед вместе с детьми произносит звук «с»в ладошки, сложенные «чашечкой» и дети дают характеристику этому звуку (согласный, глухой, твердый «С», мягкий «СЬ»). 4. – Вспомните, какое последнее сложное слово мы назвали? (снегопад). А вы знаете, где прошел очень сильный снегопад? (в сказочной снежной стране). Хотите в ней оказаться? Дети закрывают глаза: 1-2-3- посмотри! Ура, вот и снежная страна! 5. Открывается доска, на ней прикреплены рисунки: снежная гора и санки. - Дети, вы любите кататься с горки? - Сейчас покатаемся, только эти санки волшебные, чтобы прокатиться, нужно назвать слово со звука «с» (начале, середине, конце слова). Молодцы! С ветерком покатались! 6. Физкультминутка. «Снег». Снег сегодня шел с утра (Движение «снег») Рада снегу детвора (Хлопаем в ладоши) Снег на ветках, на дорожках, (Упражнение «Дорожки») На носах и на ладошках. (Дотрагиваемся до носа. Показываем ладошки). 7. – Впереди два волшебных сугроба с обозначением твердости и мягкости согласного звука (на доске нарисованные два сугроба и предметные картинки в виде снежинок).
и т.д. - Кто догадался, как определить, какая снежинка, куда упадет? 8. – Ребята, вспомните, чем отличается звук от буквы? (звуки мы слышим, и произносим, а буквы мы пишем и читаем). - А вот за сугробом и буква «с». Логопед достает карточку с буквой «с» и читает стихотворение. Что за буква светится Старым ясным месяцем? 9. Дети выкладывают на столах из кружочков (имитация снежков) букву «С». 10. Пора нам домой. А чтобы вернуться в детский сад, необходимо отгадать ребус. Дети отгадывают ребус. Закрывают глаза. 1-2-3-4-5 – вот мы в садике опять! 11. Подведение итога занятия. В написании статьи была использована книга В.И. Селиверстова «Речевые игры с детьми». Изд. Москва «Владос» 1994г.
Гришина Елена Николаевна, учитель – логопед МДОУ №1 «Малышок». Адрес: Пермский край, Сивинский район, с. Сива
|