Игры с правилами в дошкольном возрасте |
Занятия с детьми | |||
Автор: Голубцова Марина Анатольевна | |||
18.02.2020 23:37 | |||
Игры с правилами в дошкольном возрасте «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего» Н. К. Крупская С точки зрения ребенка, игра — это получение максимального удовольствия от жизни. С точки зрения специалиста, игра- это ведущий в детском возрасте вид деятельности, который дает ребенку возможность развиваться. С точки зрения родителей, игра -это беспокойство, хлопоты и беспорядок в комнате. В чем воспитательная ценность игр с правилами? В исследовании Е. Е. Кравцовой (1996) определено, что игра с правилами учит детей договариваться, уступать друг другу, продолжать действие, начатое другим ребенком, вступать как в сотрудничество, так и соперничество с другими детьми. Такие игры способствуют становлению нормативной регуляции поведения – контролю выполнения правил, стремлению к успеху в достижении результата, способности «пережить неудачу» и принять успех сверстника (Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова, 1999).
В исследовании А. В. Третьяк (2006) доказано, что в играх с правилами происходит развитие взаимодействия детей старшего дошкольного возраста, которое характеризуется эмоционально-положительной направленностью, самостоятельностью организации в соответствии с правилами игры и нормами общения, творческой активностью. Играя, дети могут по-разному проявлять себя. Они взаимодействуют то в парах (с ведущим или партнером), то в тройках или четверках, то со всей группой. Игры создают особое пространство, в котором дети получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные, телесные, интеллектуальные способности, готовятся к новым жизненным требованиям, и в том числе школьным. Почему детям важно научиться играть в игры с правилами? В чем особенность игр с правилами? Сущность данного вида игр составляет наличие открытых правил, состязательных отношений между играющими и результата – выигрыша. В самостоятельной деятельности детей игра с правилами появляется к старшему дошкольному возрасту, но основа для нее закладывается гораздо раньше. В образовательном процессе детского сада используются следующие игры с правилами: Настольные Подвижные Игры-состязания Командные (коллективные) Типы игр с правилами игры с правилами «на удачу», в которых выигрыш не зависит от умственной или физической компетентности ребенка (по типу лото, гусёк); игры с правилами, основанные на умственной компетентности ребенка (например, игры-головоломки, лабиринты); игры с правилами, основанные на физической компетентности ребенка (например, подвижные игры соревновательного типа); Какие существуют виды правил?
Структура игры Выбор игры (выбор воспитателя, по желанию детей) Сбор детей на игру (по условному сигналу, с помощью «зазывалок», с помощью посыльных) Обсуждение правил игры Установка на выигрыш (постановка задачи) Распределение функций между участниками (очередность, жеребьевка, считалка) Игровой цикл (ход игры) Завершение цикла игры, определение выигравшего; Переход к новому игровому циклу. Общая схема процесса развертывания игры с правилами
Распределение функций между участниками Виды жеребьёвок: Метка Палка На кулачках С предметом (-ами) Виды считалок:
Этапы формирования игры с правилами 1. этап: начальный этап, осваиваемый ребёнком в младшем дошкольном возрасте — реализация поочерёдного взаимодействия со сверстником, например, катание машинки друг другу. Средством формирования на этом этапе является образец, продемонстрированный взрослыми. На этом этапе ребёнок добровольно подражает образцу, ему предложенному, и в этом заключается соблюдение правила. 2. этап: освоение детьми специфической характеристики игры с правилами-установки на выигрыш. Средством формирования на этом этапе служит совместная игра взрослого с детьми, включающая уже полную схему игры с правилами. Играя с детьми, взрослый отчётливо выделяет для детей принципиально важные моменты построения игры: реализация цикла, фиксация выигрыша, переход к следующему циклу и т. д. 3. этап: создание условий для придумывания детьми правил самостоятельно, и соглашения относительно их соблюдения, с сохранением при этом всех специфических черт игр с правилами (выигрыш, цикличность и т. д.). Становление совместных игровых действий по правилу у детей 2,5 – 4 лет. Задачи формирования игры: - формировать общие схемы взаимодействия, умение произвольнодействовать по 1-2 простым правилам. Стратегия поведения взрослого: -втягивать детей в игру выступая заинтересованным участником, задающим образец действий и одновременно ведущим игру, подающим сигнал к действию. Тип игры с правилами:
игры с поочерёдными простыми результативными действиями с игровым предметом. Эффективная тактика формирования игры с правилами в работе с детьми 2,5 — 4 лет:
усиливающие привлекательность игры для ребёнка. Неподходящая тактика- - включать всех детей группы во фронтальную игру как в обязательное занятие;
- использовать только вербальные объяснения правил игры без демонстрации игрового поведения. Освоение общей схемы игры с правилами детьми 4 – 5 лет. Задачи формирования игры: -формировать представление о выигрыше, установку на него, умение использовать правила определения выигрыша, умение взаимно контролировать соблюдение правил в игре. Стратегия поведения взрослого: - выступать заинтересованным участником игры, равноправным партнером демонстрируя стремление к выигрышу, задавая образец контроля за соблюдением правил. Тип игры с правилами: - настольные игры на удачу, максимально освобождённые от сюжетного контекста (лото, «гусёк»); - игры с результативными действиями на ловкость с элементами удачи, где легко сопоставляются результаты участников для определения выигрыша. Эффективная тактика формирования игры с правилами с детьми 4,5 — 5,5 лет:
- в каждой новой игре специально подчёркивать правила установления выигрыша, акцентировать момент определения результата (кто выиграл, кто проиграл) в каждом коне игры;
-в игре с детьми использовать при перераспределении функций между циклами главным образом правило: «Кто выиграл, тот... (ходит первым, становится ведущим и т. п.)», подчёркивая тем самым значимость выигрыша для дальнейшей игры, используя его как внутренне присущую игре с правилами награду победителю, дающую ему преимущественные права в следующем коне. Неподходящая тактика: - занимать позицию лишь организатора игры, предоставляя детям лишь игровой материал; - вводить представление о выигрыше, используя сразу смешанные типы игры с правилами, требующие физической и умственной компетенции;
считая это достаточным и предоставляя их самим себе; - в ходе перераспределения функций при переходе от одного цикла игры к последующему предлагать детям только правило очерёдности ( «Все будут ведущими по очереди» или «Сейчас Петя ходит первым, а в следующий раз Маша будет первой» и т. п.), снижая тем самым установку на выигрыш и его ценность для детей. Пути усложнения игры с правилами у детей 5 – 7 лет. На 6 г.ж. у детей повышается значимость выигрыша, формируется умение придумывать новые правила игры и согласовывать их. Взрослый, участвуя в игре, демонстрирует детям, как можно изменять игровые правила. Необходимость в изменении правил появляется тогда, когда в наборе для настольной игры отсутствует один из необходимых элементов (например, кубика, при помощи которого определяется количество шагов фишки в играх гусёк). Для стимулирования правилотворчества детям может быть предложен новый незнакомый материал, при этом воспитатель занимает позицию «незнающего правил». Эффективным средством является объединение в одном наборе элементов разных игр (например, карточек от лото и кубика от игры гусёк). Придуманные детьми правила являются более ценными для них, чем готовые правила, усиливают взаимный контроль их соблюдения. В любом возрасте детям должен быть предоставлен материал и время для самостоятельных игр с правилами без непосредственного участия взрослого. Критерием эффективной организации игр с правилами выступает нарастание детской самостоятельности в них, возможности взаимодействовать со сверстниками и организовать свой досуг. В процессе создания новых игр существуют средства:
Использовать в игре с правилами новые формы организации ее участников;
Систематическая работа по формированию игры с правилами, не только способствует общему развитию детей, но и существенно облегчает их подготовку к обучению в школе, где становятся особенно важными, с одной стороны, умения подчиняться обязательным нормам и правилам, с другой – проявлять творческую активность, а также умение принимать временную неудачу, не отказываясь от попыток достичь успеха в дальнейшем. Литература: 1. МихайленкоН. Я., КоротковаН. А «Игры с правилами в дошкольном возрасте» Академический Проект Москва 2002г 2. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателя дет. сада / под ред. Марковой Т.А. — М.: Просвещение, 1982. -128с. 3. Козак О.Н. «Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет» — СПб.: Издательство «Союз», 2002. -336 с. 4. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1983. -192 с. 5. Калинченко, А. В., Микляева, Ю. В., Сидоренко, В. Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 112 с. 6. Скоролупова, О. А., Логинова, Л. В. ИГРАЕМ?. ИГРАЕМ! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: Издательство «Скрипторий», 2006. – 110 с.
|