Детская мультипликация, как средство решения наиболее актуальных задач возрастного развития дошкольников. |
Занятия с детьми | |||
Автор: Дубровская Татьяна Владимировна | |||
25.05.2019 12:32 | |||
Детская мультипликация, как средство решения наиболее актуальных задач возрастного развития дошкольников. Дубровская Татьяна Владимировна МБДОУ №104, г. Томск Педагог – психолог В нашем детском саду работает студия мультипликации для ребятишек подготовительной группы. На занятиях дети сами придумывают и снимают мультфильмы. Это очень разносторонняя деятельность. Процесс создания мультфильмов не только увлекательный творческий процесс, он развивает и воспитывает детей. Ребята знают, что они хотят сделать, и четко представляют, для чего рисуют, лепят, мастерят. Занятия мультипликацией помогают увидеть привычное по-новому, понять красоту окружающего мира и человеческих отношений. Они формируют эстетический вкус, помогают приобрести технические знания, воспитать любовь к труду. На этих занятиях развиваются творческие способности, воображение, чувство цвета, ритма, восприятие и умение передавать пропорции, объем, движение. А это пригодится человеку любой профессии, в любом виде деятельности, которым он будет заниматься в жизни.
Мульттерапия по сравнению с другими арт-терапевтическими методами работы с детьми имеет ряд значимых преимуществ: - Позволяет решать возникающие проблемы с мотивацией детей. Мультфильмы с ранних лет становятся для ребенка дверью в мир культуры, ценностей и смыслов, художественных образов, символов, эмоций. Возможность участвовать в создании мультфильма, включение результатов его деятельности в общий список достижений, повышает самооценку ребенка, его значимость, вызывая ощущение сопричастности к чему-то важному и интересному. Герои мультфильмов, даже отрицательные, сохраняют детские черты и потому не могут вызывать полного негатива. Даже наоборот — этим героям сочувствуют, и тем самым снимается агрессия. Мультфильм, как правило, заканчивается позитивно. Он создает положительный эмоциональный настрой. - Главное достоинство мульттерапии – феномен оживления персонажей. Анимация (одушевление) свойственна детскому сознанию, однако всегда воспринимается ребенком как чудо, и вызывает неподдельный восторг и удивление, как у детей, так и у взрослых, делающие первые шаги в анимации. - Особую важность имеет достаточно быстрое получение готового продукта – мультфильма. Собственный рисунок может казаться ребенку некрасивым, но при его появлении на экране начинает восприниматься им совсем по-другому. Просмотр и обсуждение мультфильма дает возможность ребенку осознать себя автором. - Возможность использовать в работе современные технические средства (фотоаппарат, смартфон, компьютер), будучи не просто потребителем готовой продукции, а автором и создателем своего неповторимого проекта. Это один из ответов на актуальную проблему взаимодействия детей и «гаджетов». - Анимация или мультипликация создается при помощи фигур, которые могут быть изготовлены из любого материала (пластилина, бумаги, природных материалов и т.д.). Создание мультфильма в любой технике совместно с ребенком это хороший способ: расширения кругозора; развития мелкой моторики; помогает ребёнку творчески раскрыться, реализоваться; способствует формированию активной жизненной позиции; способствует развитию воображения, которое требует воплощения идей; преодоление эмоциональных нарушений и кризисных состояний. С чего же начинается, создание любого мультфильма? Конечно с интересной истории, которую мы придумываем вместе с детьми, становясь сценаристами.. Конечно же, можно предложить ребятам использовать уже готовую сказку или рассказ, или стихотворение и такой опыт у нас уже есть, и он бесспорно интересен. Но еще интереснее, на мой взгляд, придумать свою совершенно уникальную историю и экранизировать ее. Ведь все дети замечательные выдумщики и фантазеры. К этому возрасту, они уже накопили достаточный багаж знаний об окружающем мире и взаимоотношениях между людьми, что может стать основой интересного сюжета. Ребёнку, сочиняя сказку необходимо произвести в уме анализ известных ему сказочных сюжетов, а затем творчески синтезировать новое явление: новую композицию, образы сказочных героев, обстоятельства их жизни. А чтобы сказочную историю донести до зрителя ребёнок должен обладать богатым словарным запасом и умением выстраивать контекстное высказывание. Сочинение историй развивает не только фантазию, но и речь, мышление, воображение ребёнка, помогает в творческой форме закрепить имеющиеся у ребёнка знания, сплачивает детский коллектив и доставляет массу положительных эмоций, формирует у ребёнка чувство своей успешности. А задача педагога в этом процессе — создать эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. С чего же начинается, создание сценария любого мультфильма? – С обычного чистого листа бумаги, который берет в руки сценарист, кладет перед собой и начинает писать. – А что такое сценарий? – Это содержание будущего фильма с подробным описанием действия, с указанием порядка и времени появления всех персонажей. Это может быть рассказ, сказка, стихотворение. Но чаще всего это сказка. Сейчас мы с вами попробуем вместе написать маленькую сказку-сценарий. Вот некоторые советы, каким должен быть сценарий будущего фильма: – Сценарий должен быть написан ярко и выразительно. – Сценарий не должен быть скучным. В нем одна сцена должна сменять другую, все время должно что-то происходить. – Помните, что мультипликация – страна особая, в ней животные и вещи разговаривают, а волшебный лес держит на своих плечах небосклон, замки могут шагать и еще много чего может происходить. – Самое главное – ваш герой должен быть добрым, веселым, справедливым. Он борется со злом и всегда побеждает. Давайте попробуем. Жили-были… И далее ребята по цепочке придумывают историю. Устная речь требует быстрой реакции, умения на лету найти нужное слово, молниеносно ощутить его органичность в контексте и, если это необходимо, уточнить его или подобрать синоним. В устной речи нет времени для отбора слов, для серьёзного размышления над ними. Вот, что у нас получилось: В одном замке жили-были Принцесса и Тролль. Вместе они очень любили гулять в лесу неподалеку от замка. И вот однажды прогуливаясь по лесу, они встретили Медведя, который бродил один и был грустный. - Почему ты грустишь, Медведь? Спросили они - У меня совсем нет друзей и мне не с кем погулять. Ответил Медведь - Так давай дружить и гулять вместе. Предложили Принцесса и Тролль. Медведь, конечно же, с радостью согласился и рассказал и показал какие деревья, грибы и ягоды растут в его лесу. Потом они попрощались, и Принцесса и Тролль пригласили Медведя в гости в свой замок. На следующий день Медведь взял большую корзину и набрал в нее самых вкусных и спелых ягод. Потом он отправился в замок, а там его уже ждали хозяева. Из ягод Принцесса испекла вкусный пирог. И все вместе они пили чай с пирогом и играли. Вот такая простая, но очень добрая про дружбу история получилась у ребят. Именно она и стала сценарием для нашего мультфильма. Таким образом, в процессе совместной деятельности по созданию мультфильма мы убедились в актуальности проблемы дружеских взаимоотношений между детьми. Увидели, что дети хорошо понимают значимость и ценность дружбы, и взаимопомощи.
|