Коррекционные игры и упражнения, направленные на преодоление сложностей у детей дошкольного возраста с ЭВС |
Занятия с детьми | |||
Автор: Рубанова Людмила Борисовна | |||
18.01.2019 21:05 | |||
Коррекционные игры и упражнения, направленные на преодоление сложностей у детей дошкольного возраста с ЭВС Развитие эмоционально — волевой сферы является важнейшим аспектом развития личности в целом. Развитие эмоционально — волевой сферы является не только предпосылкой успешного усвоения знаний, но и определяет успех обучения в целом, способствует саморазвитию личности. Нарушения эмоционально-волевой сферы чаще всего проявляются повышенной эмоциональной возбудимостью в сочетании с выраженной неустойчивостью вегетативных функций, общей гиперестезией, повышенной истощаемостью нервной системы. Ниже приведены игры и упражнения, которые могут быть использованы педагогическими работниками детских садов, как на специальных занятиях, так и при организации досуга детей. Игра «Два барана» Цель: снижение психического напряжения, агрессии и ослабление негативных эмоций. Игроки разбиваются на пары. Ведущий говорит: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Широко расставив ноги и наклонившись вперёд, дети упираются в ладони друг друга. Они должны противостоять друг другу, не сдвигаясь с места. Кто сдвинется – проиграл. При этом можно издавать звуки «Бе-е-е».
Игра «Добрая и злая кошка» Цель: коррекция поведения агрессивных детей; снижение психического напряжения, ослабление негативных эмоций. Взрослый предлагает детям сначала изобразить злых кошек, затем под спокойную музыку – добрых кошек (релаксация). Игра «Пожелание» Цель: коррекция эмоционально-личностной сферы психики и взаимоотношений детей; воспитание доброты, уважения к сверстникам. Дети сидят в кругу и бросают друг другу мяч, говоря добрые пожелания. Игра «Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи» Цель: коррекция эмоциональной сферы психики; снятие барьеров в общении, мышечного напряжения. Ведущий говорит детям: «Все мы – львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу «Рычи, лев, рычи!», начинайте громко рычать». Затем ведущий предлагает детям изобразить паровоз. Дети встают в шеренгу, положив друг другу руки на плечи. «Паровоз» едет в разных направлениях то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры происходит «крушение» и все падают на пол. Затем дети слушают спокойную музыку (релаксация). Игра «Есть или нет?» Цель: коррекция эмоциональной сферы; развитие внимания, быстроты реакции, умения подчиняться определённым правилам. Играющие встают в круг и берутся за руки. Ведущий находится в центре круга. Он просит детей выслушать его утверждение и решить, согласны они с ним или нет. Если согласны, то нужно поднять руки вверх и прокричать «Да!», если не согласны, опустить руки и прокричать «Нет!». Есть ли в поле светлячки? Есть ли в море рыбаки? Есть ли крылья у телёнка? Есть ли клюв у поросёнка? Есть ли двери у норы? Есть ли хвост у петуха? Есть ли ключ у скрипки? Есть ли рифма у стиха? Есть ли в нём ошибки? Игра «Комплименты» Цель: коррекция и развитие эмоциональной сферы психики, снятие психического напряжения, преодоление барьеров в общении. Дети берутся за руки и образуют круг. Глядя в глаза, дети по очереди говорят друг другу несколько добрых слов, за что-нибудь хвалят. Принимающий комплимент кивает головой: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу. Игра «Клубочек» Цель: развитие умения общаться, не стесняясь показывать свое отношение к окружающему; формирование сплоченности между детьми. Дети сидят в кругу, у ведущего в руках клубочек. Он обматывает нитку вокруг пальца и передает клубочек рядом сидящему ребенку. При этом ведущий спрашивает ребенка о чем-нибудь, например: «Как тебя зовут? Хочешь ли ты со мной дружить? Кого ты любишь и за что?» и т. д. Ребенок берет клубочек, тоже обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос и задает вопрос следующему игроку и т. д. Игра «В магазине зеркал» Цель: коррекция эмоциональной сферы; развитие уверенности в себе, раскованности. Взрослый предлагает детям посетить магазин зеркал. Один ребенок выбирается на роль обезьянки, остальные дети изображают зеркала. Ребенок, изображающий обезьянку, заходит в магазин и видит свое отображение в зеркалах. Он думает, что это другие обезьянки, и начинает д Игра «Азбука настроения» Цель: знакомство с разным эмоциональным состоянием окружающих людей, развитие способности понимать это состояние. Детям, сидящим за столом, ведущий дает набор карточек (6 штук), на каждой из которых изображены разные эмоциональные состояния персонажа. Ведущий просит детей найти карточки, на которых персонаж радуется, обижен, сердится и т.д. Дошкольники показывают соответствующие карточки. Затем взрослый просит детей рассказать случаи из своей жизни, когда они испытывали такие же чувства. Игра «Ветер дует на…» Цель: коррекция эмоциональной сферы; развитие чувства сплоченности, снятие барьеров в общении. «Ветер дует на…» — начинает ведущий и уточняет: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы». Все светловолосые дети собираются в одном конце комнаты. Ведущий продолжает: «Ветер дует на того, у кого есть сестра (кто любит животных, кто много плачет, у кого нет друзей и т.д.). Дети, которые относят себя к той или иной группе, собираются вместе. Упражнение «Доброе слово» Цель: коррекция взаимоотношений детей; развитие доброжелательных отношений между детьми, снятие барьеров в общении. Дети сидят в кругу. Смотря в глаза, каждый по очереди говорит что-то приятное своему соседу. Упражнение «Доброе животное» Цель: снятие напряжения, расслабление, снятие тревожности. Прошу вас выйти на середину комнаты и встать в круг. Давайте возьмемся все за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое, ровное сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад. Мы все берем дыхание и сердце этого животного себе. Упражнение «Ласковые лапки» Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым. Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
|