Дидактические игры для детей дошкольного возраста, теория и практика использования |
Занятия с детьми | |||
Автор: Ушакова Екатерина Борисовна | |||
16.11.2018 18:36 | |||
Дидактические игры для детей дошкольного возраста, теория и практика использования Автор: Ушакова Екатерина Борисовна. Воспитатель. ГБДОУ детский сад № 90 Красносельского района г Санкт-Петербурга Игра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Малыши и четвёртого, и седьмого года жизни играют, доступным им образом воссоздавая и проживая ситуации из жизни, готовясь ко встрече с реальным миром людей, с отношениями в нём, желая занять своё место в этом мире.
Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей. Дидактические игры – это игры, предназначенные для обучения. Дидактические игры в педагогическом процессе играют двоякую роль: во-первых, они являются методом обучения, во-вторых, — самостоятельной игровой деятельностью. Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура — это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры: 1) дидактическая задача; 2) игровая задача; 3) игровые действия; 4) правила игры; 5) результат (подведение итогов). В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознаётся. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог — участники одной игры. Нарушается это условие — и педагог становится на путь прямого обучения. Таким образом, дидактическая игра — это игра только для ребёнка. Для взрослого она — способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры. Предметные игры – это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой природным материалом. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д. Эти игры развивают цвета, величины, формы. Настольно–печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.) Настольно печатные игры разделены на несколько видов: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики, игры типа «Лабиринт» для старших дошкольников Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Структура дидактической игры, ее задачи, игровые правила, и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития многих качеств социальной активности. Таким образом, в дидактической игре ребенок имеет возможность конструировать свое поведение и действия. Методика организации дидактических игр. Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дид. игры, её проведение и анализ. В подготовку к проведению дидактической игры входят:
Проведение дидиктических игр включает:
Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Кроме того анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и,значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. "Дидактические игры детей дошкольного возраста" Дидактическая игра «Звуки-буквы» Задачи: -способствовать развитию звуко — буквенного анализа; развитию фонематического слуха.
Материал: большие карточки – схема слова, маленькие карточки красного (гласные звуки, зеленого (мягкий согласный) и синего цвета (твердый звук). Ход игры: детям раздаются большие и маленькие карточки. Воспитатель произносит слово. Дети определяют где в слове находится нужный звук, какой он (гласный –согласный (твердый- мягкий)) и определяют место звука в схеме слова на большой карточке. Дидактическое пособие. Панно «Звуки-буквы». Задачи:
Данное дидактическое пособие может использоваться как на занятии, так и в самостоятельной игровой деятельности детей. Дидактическая игра «Умные машинки». Цель: повысить эффективность педагогического процесса; способствовать развитию памяти, логического мышления у детей. Задачи:
Оборудование: карточки с цифрами-колесами; карточки с машинками Ход игры: дети берут карточку-машинку, далее они подбирают колеса, которые показывают нужный состав числа. Литература:
|