«Эвристическая деятельность детей младшего дошкольного возраста» |
Занятия с детьми | |||
Автор: Барабаш Анастасия Александровна | |||
14.11.2018 10:48 | |||
«Эвристическая деятельность детей младшего дошкольного возраста» Автор: Барабаш Анастасия Александровна Воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад 14 «Весёлые звоночки» г. Озёры Московская область. В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?» Вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» указывается на то, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире — важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем — это его естественное состояние.
С утверждением ФГОС познавательно – исследовательская деятельность дошкольников вышла на новый этап развития. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано:
Одним из приоритетов работы нашего детского сада является — воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его. Цели и задачи основных нормативных документов, запросы современного общества подтолкнули меня на поиски новых инновационных форм и методов, позволяющих открыть новые широкие возможности для развития познавательной активности дошкольников. Изучив и проанализировав большой пласт научно – методической литературы, я воскликнула как Архимед: ооооо ЭВРИКА!!!, когда открыла для себя одну из форм развивающих технологий «Эвристическая деятельность дошкольников». Эвристическая деятельность дошкольника – творческая деятельность, в большей или меньшей степени организованная педагогом, в которой ребенок выступает в роли исследователя окружающего мира, направленная на достижение личностных новообразований (знаний, чувств, способностей, опыта – актуально для младшего и среднего дошкольного возраста) и создание им материализованных продуктов (гипотез, суждений, рисунков, макетов, поделок и тд — актуально для старшего дошкольного возраста). (А. В. Хуторской) Набрав малышей в возрасте от 1, 5 до двух лет передо мной встала задача: адаптация каждого ребенка должна стать успешной и наименее тяжелой. Как этого достичь? Конечно же через игру. Эвристическую игру – открывающую игру! Девиз эвристической игры: КТО ИГРАЕТ, ТОТ УЧИТСЯ. эвристическая игра для малышей – это:
Эвристическая игра дает детям (до 3-х лет) возможность свободно играть с бытовыми и природными объектами в контролируемой среде. Ключевой компонент эвристической игры – то, что главным является ребенок, а взрослые лишь оказывают ему поддержку, напрямую не вмешиваясь в происходящее. Я разработала и внедрила в практику работы с малышами 8 эвристических игр, которые разделены по блокам: открытия каждый день или подражаем взрослым (Дамская сумка, «Взрослая» работа, Накрываем стол для друзей, уборка, Каляки — маляки); исследуем мир вещей (Корзинка сокровищ, Опыт на подносе, Волшебные бутылки, Исследование звуков) Мною разработаны 4 основных правила для успешного проведения эвристической игры:
Конечно, внедрение эвристических игр детей повлекло за собой создание развивающей предметно – пространственной среды: Наша новая предметно – пространственная среда подчиняется следующим требованиям:
Материалы для эвристической игры следующие: Для осязания: вещи с гладкой и шероховатой поверхностью, различным весом, понятной и простой формы, или бесформенные. Для слуха: вещи, которые звенят, бренчат. А так же те, которые громыхают, трещат, дребезжат. Для зрения: вещи различных цветов, форм, яркости. Предлагаю использовать… Природные материалы: шишки, большие перья, большая галька, бутылочные пробки, большие каштаны, мячики из шерсти и т.д. Предметы из дерева: маленькие ящики, деревянные цилиндры, различные трещетки, кольца для салфеток, кубики, короткие деревянные бруски, кастаньеты, катушки, деревянные ложки, крупные деревянные бусинки и т.д. Щетки: маленькая обувная щетка, малярная щетка и т.д. Предметы из металла: маленькая сбивалка, связка колокольчиков, крышки для банок, маленькие воронки,, чайное ситечко, сигнальный свисток, металлические банки и т.д. Предметы из различных материалов: шерстяной мячик, маленький плюшевый мишка, резиновая трубка, кожаный кошелек, маленькая матерчатая кукла, маленькая кожаная сумка с застежкой молнией, резиновый мячик, хлопковая лента, маленький блокнот, маленькая картонная коробка и т.д. Безопасность: повседневные материалы для эвристических игр, разумеется, не изготовлены специально для детей. Поэтому материалы могут использоваться только под усиленным контролем взрослого. «Корзина сокровищ» – это основная и одна из первых эвристическаих игр для детей до 3 — х лет. Расскажу о ней подробнее. Заполненная безопасными домашними предметами (например, прищепка, деревянная ложка, фонарик, пластмассовый стаканчик) корзина предлагается ребенку, когда дети приходят в детский сад. Дети вынимают предметы, чтобы исследовать их, в то время как взрослый сидит рядом, чтобы обеспечить комфорт и безопасность или помочь по мере необходимости. Как только малыш познакомился с предметами, он начинает интересоваться тем, что можно с ними сделать. Детьми движет естественное любопытство и желание взаимодействовать с предметами. Эвристическая игра позволяет детям понять, как работают те или иные вещи Остальные игр описаны в картотеке разработанных эвристических игр, она имеет вид книжки — Гулливера. Это своего рода небольшое пособие для меня, а также обмен опытом с моими коллегами – педагогами, в книге представлено описание игр, а рядом расположены фотографии, которые являются иллюстрациями нашей деятельности с детьми. Для родителей (а они являются активными участниками в реализации данного опыта работы) на одном из родительских собраний я презентовала пособие для родителей книжку – Лиллипут, на развороте могут познакомиться с играми, оставить свои комментарии, предложения, впечатления, рисунки, и т.д. Такая форма работы с родителями оказалась, как показывает практика, очень интересной как для самих родителей, так и для меня, как воспитателя. Родители с энтузиазмом включились в эту работу и предлагали свои идеи, новые компоненты для игр, делились своими впечатлениями, спрашивали совета и т.д. Эвристическая деятельность меня захватила и увлекла, впереди интересная работа с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и конечно же я буду продолжать работать в этом направлении.
|