Разработка дидактических игр В группе раннего возраста |
Занятия с детьми | |||
Автор: Васильева Евгения Игоревна | |||
04.12.2015 09:25 | |||
Разработка дидактических игр В группе раннего возраста Составила: Васильева Евгения Игоревна Воспитатель группы раннего возраста ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ 1----"Узнай игрушку" Цель: учить находить названную игрушку в разном окружении, действовать с ней по словам взрослого (покатай, потанцуй) Ход игры: Воспитатель прячет игрушку (мяч, куклу, погремушка) в группе. Перед тем, как спрятать игрушку все вместе разглядывают ее.
Дети ищут игрушку по всей игровой комнате. Кто нашел, имеет право выполнить действия по словам взрослого. Например: "Кукла Таня сбежала. Катя, Катенька, найди (имя ребенка, которая водит игру) Поискать ее нам надо, С нашей куклой Попляши (или покатай в коляске) Ребенок выполняет действия с игрушкой, а дети хлопают в ладошки. 2---Игра звукоподражания "Как говорит собака и кошечка?" Цель: учить воспроизводить голоса собаки и кошки, находить их на рисунках среди других животных, называть их упрощенными словам "гав-гав", "мяу-мяу", "киса". Вариант 1: Взрослый показывает детям разные игрушки (или рисунки) животных: собачку, курочку и т.д. Перед ребенком стоит небольшая ширмочка, где скрываются все звери. Затем взрослый показывает по очереди игрушку, а ребенок в соответствии звукоподражает голосом этих животных и называет животное. Вариант 2: Взрослый имитирует голосом звуки кошки и собачки, просит найти среди игрушек (рисунков) тех, чей голос прозвучал находит зверька: "Кто это?" "Кошка" "Как она кричит?" "Мяу-мяу" 3-- "Задание" Цель: учить действовать за словесными обозначениями взрослого и выполнять эти действия (открой, закрой, цвет, размер) Ход игры: Взрослый показывает ребенку игрушку или предметы, предлагает назвать их, рассказать, какого они цвета, размера. Затем предлагает ребенку такие задачи:
- маленькому щенку подари синий мячик. По окончании игры взрослый просит ребенка убрать на место игрушки "Где лежит мячик?", "В какой коробке лежит щенок?". Следить за использованием глаголов "положить", "закрыть", поставить". 4-- "Кто как кричит?" Цель: учить воспроизводить голоса собаки и кошки, петушка и курочки. Ход игры: Вам нужны указанные игрушки (собака, кошка, петушок, курочка). Воспитатель читает и показывает соответствующие игрушки. "Ку-ку-ре-ку, кур разбужу. Ко-ко-ко, я яичко снесу. Мяу-мяу-мяу, я с яичком поиграю. Гав-гав-гав, я на кошечку полаю". Прочитав стихотворение, воспитатель задает вопрос: "Как петушок кричит?" Как курочка кудахчет?". 5-- "Покормим куколку" Цель: учить детей простейшим действиям с сюжетными игрушками и словами, которые сопровождают эти действия. Оборудование: кукла, стол, стул, столовая посуда. Ход игры: Воспитатель: - Дети, скоро наша куколка вернется (или пожалует в гости) с прогулки, она долго играла и проголодалась. Давайте приготовим ей чай. Что нужно для этого? Дети: ставят стол, накрывают скатертью, расставляют блюдца и чашечки и ждут возвращения куколки. Потом, когда вернется куколка, вместе с куколкой и детьми "налить чай". - Куда нальем чай? - Зачем? - Кто поможет куколкам пить из чашки чай? Тема. " Я и мое имя " 1-- "Кукла Маша наряжается" Цель. Закреплять навыки детей соотносить названия предметов одежды. Учить последовательности в одевании, вызвать желание детей помогать воспитателю и друг другу. Ход игры. Воспитатель говорит: " Дети, сегодня к нам пришла кукла Маша. Посмотрите, как она хорошо одета! Какое у нее платье, ботинки, бант, шапочка!". Затем воспитатель вызывает нескольких детей и по очереди просит показать где у куклы ботинки, платье, шапочка. Затем воспитатель предлагает кукле подойти к детям и посмотреть, какие у них ботинки, платья, рубашки. После этого воспитатель предлагает одеть куклу, побуждая при этом детей произносить названия одежды. Затем воспитатель еще раз повторяет с детьми последовательность одевания куклы. 2-- "Собери пирамидку" Цель: Учить составлять пирамидку, ориентируясь на размер колец. Ход игры. Воспитатель на глазах у детей составляет пирамидку, приговаривая: "Возьму самое большое кольцо (надевает его на стержень), теперь возьму немного меньше кольцо, теперь меньше этого". Предлагает детям составить башенку и при этом тоже говорить. Если ребенок ошибается, можно посоветовать ему приложить одно кольцо к другому, обвести пальцем, выбрать нужное. Такой способ самоконтроля доступен детям на конец 2-го — начала 3-го года жизни. 3-- "Подружи матрешек" Цель. Учить детей разбирать и складывать трёхместную матрешку, ориентируясь на размер. Формировать умение подбирать имя каждой матрешки. Ход игры. Воспитатель предлагает рассмотреть матрешек. Одна большая, другая — меньше, а третья — самая маленькая. Затем дети раскрывают матрешек, располагают их части одна под другой. Это помогает им соотнести детали при дальнейшем составлении предмета. 4-- "Угадай, кто это?" Цель. Формировать представление о том, что в группе есть девочки и мальчики, способствовать запоминанию детьми имен сверстников и воспитывать желание играть вместе. Обращать внимание на различие предметов одежды. Ход игры. Дети сидят на стульчиках перед столом, на котором разложены игрушки (кошечка, собачка, коза и др..) Воспитатель подходит к одному из детей и спрашивает, как его зовут. Ребенок называет имя. Если ребенок молчит, взрослый помогает ему: "Тебя зовут Саша?" Воспитатель просит назвать свои имена еще в нескольких детей, а потом спрашивает у 2 — 3 детей как зовут других. Например, — Девочку в красном платье, мальчика в белой рубашке. После этого воспитатель показывает детям куклу и говорит: " Эту куклу зовут Катя. Как ее зовут?" Дети отвечают. "А это кто?" — спрашивает воспитатель и показывает кошечку. " Кошечка" — говорят дети. Воспитатель говорит, что кошечку зовут Мурка. Дети повторяют имя кошечки. Затем воспитатель показывает других животных и предлагает им тоже дать имена. 5-- "Прокати мяч" Цель. Побуждать детей называть друг друга по имени. Ход игры. Дети с воспитателем стоят в кругу. Воспитатель держит в руках большой цветной мяч. Он поднимает его вверх и называет свое имя. Поворачивая туловище влево или вправо, катит мяч ребенку, называя имя (например, Катя — Маше). Ребенок, который получает мяч, поднимает его над головой, говоря свое имя и имя соседа, которому передает мяч. 6-- " К нашей бабушке в гости" Цель. Поддерживать желание детей в общении со взрослыми, побудить их к взаимодействий, участвовать в чтении игрушек. Ход игры. Воспитатель приглашает детей поиграть в интересную игру — хоровод. Дети встают в круг и берутся за руки. Воспитатель становится в круг и начинает напевать песенку, сопровождая действиями. У Маланьи, у старушки Дети движутся по кругу в одну сторону, Жили в маленькой избушке держась за руки. Пять дочерей, Останавливаются и с помощью Пять сыновей, жестов и мимики изображают Все без бровей. то, о чем говорится в тексте: С такими глазами, закрывают руками брови, С такими ушами, делают "круглые глаза", С такими носами, "большой нос" и т.д. С такими усами, С такой бородой... Ничего не ели, Присаживаются на корточки Целый день сидели. и одной рукой придерживают На нее (него) глядели, подбородок. Делали вот так... Повторяют за ведущим любое смешное движение. 7-- "Платочки для русской матрешки" Цель. Подбирать платок по цвету платья. Ход игры. Воспитатель говорит: - Дети, сегодня к нам пожаловали матрешки! Смотрите, какие они хорошие, в разноцветных платьях! Но матрешки почему-то расстроены. - Да, — говорят матрешки, — мы сегодня перепутали свои платки и не можем разобраться, где чей. - Дети, давайте поможем матрешкам и каждой найдем ее платок. После этого воспитатель вызывает поочередно детей, которые называют цвет платка и кладут рядом с матрешкой в платье такого же цвета. 8-- "Кто это?" Цель: Учить детей отличать людей по возрасту (картинки), закрепить знания о возрастные категории, касающиеся человека: ребенок, девочка, мальчик, подросток, девушка, парень, женщина, мужчина, дедушка, бабушка. Развивать воображение, память. Материал: 16 картинок с изображением людей разных возрастных категорий. Ход игры.
9-- "Парные картинки" Цель: Соотносить предметы по их внешнему виду; побуждать к правильному произношению слов-названий предметов одежды. Ход игры: Подобрать 7-8 пар картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложить их попарно перед ребенком в два ряда, например: сапоги-шнурки, шапка-ребенок, юбка-девочка и т.д. Предложить малышу разглядеть и запомнить все картинки. Особое внимание обратить на содержательную связь, которая существует между картинками каждой пары. Через 2-3 минуты закрыть карты одного ряда. Ребенок должен назвать каждой картинке пару. 10--"Узнай и назови" (одежда) Цель: Учить детей называть предметы одежды; и для кого он предназначен. Материал: Картинки с изображением одежды. Ход игры На столе лежат картинки на которых изображена одежда. Ребенок должен взять картинку и назвать одежду (например, юбка) и для кого она предназначена (штаны — дедушке, шапка — папе). 11--Строительно-конструктивная игра"Строим дорогу" Цель: учить детей размещать кирпичики пластом в одну линию; плотно прикладывая друг к другу коротким или длинным ребром. Развивать усидчивость. Ход игры. Воспитатель, обращается к детям и говорит, что сегодня они будут строить дорожку из кирпичиков красного цвета. Предлагает 3-4 детям повторить с чего они будут строить дорожку. Затем воспитатель показывает, как правильно строить дорожку: вот -беру один кирпичик к ней приставляю второй короткой стороной, еще одну беру кирпичик и также плотно приставляю короткой стороной и т.д. - Посмотрите, какая замечательная дорожка у нас с вами получилась. - А как вы думаете, это узкая дорожка ли широкая? - Узкая, по ней пойдет кукла Катя. - А для того чтобы получилась широкая дорожка, надо кирпичики приставлять друг к другу длинной стороной. По этой дорожке поедет машина. - А теперь стройте сами, кто которую хочет дорожку широкую и узкую. Дети строят, а воспитатель спрашивает какого цвета у него кирпичики, и какую дорожку ребенок строит. Если широкую, дает для обыгрывания машинку, узкую- куколку. 12-- "Кого не стало" Цель: Научить детей внимательности, наблюдательности, умения быстро ориентироваться и называть имя ребенка, который вышел. Ход игры. I-вариант. Дети сидят на стульчиках. Воспитатель предлагает детям рассмотреть соседей. А потом всем детям предлагается закрыть глаза ладонями, а один ребенок должен выйти в другую комнату. Когда дети раскроют глаза, должны отгадать кого не стало. II-вариант. Дети ходят по кругу. Затем закрывают глаза, а воспитатель выводит одного ребенка, когда дети раскрывают глаза-то должны будут отгадать "кого не стало". 13--Игра-развлечение "Колыбельная для Аленки". Цель: Развивать у детей творческие способности: пение во время укладки куклы спать, напевая колыбельную песню. Ход игры. Кукла очень хочет спать, но ей не на что лечь. -Дети, давайте принесем кровать для Алены (из другой комнаты заносят кровать- качалку). Застилают бельем, кладут куклу в кровать (перед этим последовательно раздевают, одевают пижаму, и начинают петь любую колыбельную: 14--Дидактическое упражнение "Кто это" Цель: учить детей различать пол людей, детей. Ход игры: Дети сидят на стульях или стоят полукругом. Воспитатель показывает картинку с изображением человека женщины или мужчины, а дети должны назвать кто это дедушка или бабушка, женщина или мужчина. Также можно показывать и детей — а дети называть, кто это — девочка или мальчик. В этой игре можно закреплять цвета на одежде или обуви, а также название одежды и обуви (юбка, рубашка, шляпа, сапоги, носки и т.д.).
|