Чигаева Светлана Григорьевна Воспитатель 1К МБДОУ №23 "Голубок" г.Междуреченск Кемеровская область
Цель: дать детям знания и представления о Великой Отечественной войне через интеграцию образовательных областей. Задачи: 1. Область «художественное творчество». Развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства. 2. Область «познание». Расширят знания о мужестве советских воинов в годы Великой Отечественной войны; 3. Область «социализация». Приучать чтить память павших бойцов. Возложить цветы к памятнику; 4. Область «социализация». Воспитывать чувство гордости за советских людей; 5. Область «музыка». Учить эмоционально откликаться на воздействие художественного образа, понимать содержание произведений. Материалы к занятию: репродукции картин художников-ветеранов, запись музыки советских лет на аудиокассете. Активизация словаря: партизаны, политработники, корреспонденты, композиция, траншея.
Ход занятия: На стенах размещены репродукции картин художников. Звучит музыка, написанная в начале Великой Отечественной войны – «Священная война». - Ребята, о чем говорится в песне, которую мы только что с вами прослушали? (ответы) - Откуда мы ещё можем узнать о войне? (ответы) - Война коснулась каждого советского человека. С первых дней войны на фронт ушли многие художники. Они были простыми солдатами и офицерами, танкистами и летчиками, партизанами и разведчиками, политработниками и корреспондентами. Многие из них не вернулись с войны. Навечно высечены их имена на мемориальных досках, установленных в Домах художников. Они отдали свои жизни во имя Победы. Те, кто вернулся считают своим долгом дать потомкам художественные свидетельства мужества и героизма нашего народа. При помощи картин мы узнаем документальную точность и правдивость изображения. Давайте рассмотрим первую картину Шалико Майсурадзе «Москва. 7 ноября 1941 года». Картина возвращает нас к самым тяжелым дням начала войны, когда враг стоял у стен больницы. Здесь изображен парад войск. Отсюда, с Красной площади, уходили солдаты на фронт, громить врага. Здесь показана решимость бойцов одержать победу. Перейдем к следующей картине – «Артразведчики». Её автор – Герой Советского союза Григорий Савельевич Московченко. На этой картине один из эпизодов военного прошлого. На опушке зимнего леса группа бойцов ведет наблюдение за противником. С большой теплотой нарисовал художник, бывший во время войны командиром полковой разведки, своих друзей тех лет. А вот бойцы со знаменем в руках, поднявшиеся в атаку – герои полотна «За Родину!» Михаила Ананьевича Ананьева. В центре композиции группа солдат дана крупным планом. Художник показывает мужественные лица солдат, патриотизм советских людей, их стойкость и убежденность в победе. Художник Виктор Константинович Дмитриевский в картине «Горячий снег» изобразил один из эпизодов грандиозной войны. Заснеженное поле, только что закончившегося сражения обагрено кровью тысяч и тысяч людей. Лежат у орудия погибшие советские солдаты, в дали ещё дымятся подбитые вражеские танки. Всё говорит о жестокости схватки. Следующая картина рассказывает о битве на Волге. Двести дней и ночей продолжалась эта битва. Её героям посвятил картину художник Белов А. «Сталинградской победе – салют!» На фоне Дома Павлова, единственного здания, уцелевшего в разрушенном городе, небольшая группа воинов салютует Победе. Давайте вспомним стихи замечательного поэта – фронтовика Ю. Друниной: Тяжелый попался малый, Сил тащить его больше нет… (Санитарочке той усталой Восемнадцать сравнялось лет…) Картина М. Самсонова «Сестрица» - это как бы живописный вариант стихотворения, памятник тем скромным героям – санитаркам, которые под пулями перевязывали и выносили с поля боя раненных бойцов. Победа над немцами была бы невозможной без работников тыла. Фронт и тыл были едины в великой борьбе. Этой теме посвящено полотно К. Финогенова «Ради жизни на земле.» В названии картины – высокий смысл героического труда рабочих, приближавших День победы. Трудная и жестокая война наконец окончена. Победа застала художников – воинов на разных фронтах. По-разному они запомнили это историческое событие. Взгляните на картину-зарисовку В. Астафьева «Берлин. Брандербуржские ворота 6 мая 1945 г.» Очень остро ощущается грандиозность только что закончившихся боев. Память о них хранят разрушенные здания, мосты, ещё дымящиеся руины. Перенесемся при помощи картины В. Щербань «Воспоминания» в наше время. У заросшей травой траншеи, сидит погрузившийся в свои нелёгкие мысли, мужчина в костюме с галстуком. Но даже если бы не было ордена на груди и палочки в руке, всё равно бы мы узнали бывшего фронтовика, приехавшего на памятное ему место. Здесь он когда-то сражался и похоронил друзей. И все эти мысли вызывает художник у зрителей, создавший убедительный образ солдата Великой Отечественной войны. О «Памяти моих товарищей-художников» напоминает картина Л. Карнаухова. Посмотрите, ребята, на стене мастерской над рабочим столом, уставленном стаканами с красками и кистями, приклеены фотографии мужчин и фронтовые письма – треугольники. Их давно нет в живых, но каждое утро, принимаясь за работу, художник вспоминает их, видит перед собой – это придает ему новые силы, смысл всему, то он делает. Давайте, ребята, и мы будем чтить память павших бойцов, гордиться тем, что мы русские – самые мужественные люди в мире! Мы закончили знакомство с творчеством художников-ветеранов, но Ходит по земле Босая память – маленькая женщина Она идет! Покинув свой уют. Не о себе – о мире беспокоюсь. И памятники честь ей отдают И обелиски кланяются в поясе. Е. Исаев «Суд памяти» Дети ставят цветы в вазу у репродукции картины.
|