Дидактическая игра, как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста |
Занятия с детьми | |||
Автор: Светлана Анатольевна Маслова | |||
18.10.2014 17:09 | |||
Тема: Дидактическая игра, как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста. Старший дошкольный возраст – это тот возраст, в котором ребенок особенно много впитывает и познает окружающий мир , познает окружающую действительность, накапливает знания и умения. В этом возрасте заметно проявляется своеобразное мышление ребенка. Одни дети хорошо умеют рассуждать, другие очень поражают своей сообразительностью, другие восхищают своей изобретательностью, одни легко придумывают что-либо новое, любят пофантазировать. Поэтому старший дошкольный возраст является важным этапом в формировании мышления ребенка.
Мышление – это процесс познания человек действительности с помощью мыслительных процессов - анализа, синтеза, рассуждений. Выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Наглядно-действенное мышление интенсивно развивается в младшем возрасте. На основе этого мышления у детей формируется наглядно- образное мышление. В старшем дошкольном возрасте формируется словесно-логическое мышление, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Все виды мышления тесно связаны между собой. Если с детьми проводить специальные занятия, то развитие мышления будет проходить намного быстрее. Наиболее эффективным средством развития мышления является дидактическая игра. Игра способствует расширению представлений об окружающем мире, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также способствует опыту общения детей с взрослыми и сверстниками. Игра делает процесс обучения более легким, занимательным. Процесс игры вызывает интерес детей, возбуждает их активность, желание играть, способствует развитию детской инициативы. Работа по развитию мышления детей должна проводиться систематически, не только на занятиях, но и на прогулке, по дороге домой. Самое главное, чтобы ребенок получал от игры только положительные эмоции. Вот некоторые игры, которые будут способствовать развитию мышления ребенка : 1.Найди лишнее слово Количество игроков: любое Дополнительно: серии слов Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним". Примеры: Старый, дряхлый, маленький, ветхий; Храбрый, злой, смелый, отважный; Яблоко, слива, огурец, груша; Молоко, твогог, сметана, хлеб; Час, минута, лето, секунда; Ложка, тарелка, кастрюля, сумка; Платье, свитер, шапка, рубашка; Мыло, метла, зубная паста, шампунь; Береза, дуб, сосна, земляника; Книга, телевизор, радио, магнитофон.
2.Бывает и не бывает
Дополнительно: мяч Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить. Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.
3.Бывает или не бывает Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный. 4.Что лишнее Дополнительно: картонная коробка, любые предметы В большую картонную коробку складываются разные предметы: кубики, карандаши, маленькие машинки, мозаика... Сверху коробка закрывается платком. Ребенок берет наощупь предмет и пытается угадать, что это такое. Таким образом, в настоящий момент существуют различные педагогические игры, отвечающие современным требованиям и позволяющим развивать основы логического мышления детей. Поэтому пусть обучение будет еще интересным и увлекательным.
|