МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КВАРКЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1 «КОЛОСОК» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ Автор: Тарасова Альфия Барыевна, воспитатель МАДОУ Кваркенский детский сад №1 «Колосок»
СОДЕРЖАНИЕ I. Пояснительная записка • Направленность парциальной программы • Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы • Цель и задачи парциальной программы
Скачать программу
• Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы • Возраст детей, участвующих в реализации данной программы • Сроки реализации парциальной программы • Формы и режим занятий • Ожидаемые результаты и способы определения их результативности • Формы подведения итогов реализации парциальной программы II. Планирование образовательных отношений • Тематическое планирование образовательной деятельности • Перспективный план взаимодействия с социумом • Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников III. Содержание парциальной программы IV. Система наблюдения за деятельностью детей V. Ресурсное обеспечение • Нормативно-правовой ресурс • Кадровый ресурс • Научно-методический ресурс • Материально-технический ресурс VI. Список используемой литературы VII. Приложения • Приложение 1 • Приложение 2 • Приложение 3
1.Пояснительная записка Направленность Программы Парциальная программа «Волшебные ручки» имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает развития у дошкольников художественно-творческих способностей в процессе ознакомления с различными видами рисования. Новизна программы. Программа носит инновационный характер , т.к. в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, монотипия, набрызг, граттаж, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природных материалов, техника по сырому, рисование ладошками, рисование листьями, рисование примакиванием, рисование по точкам. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения, способствует развитию координации движений. С этой целью был создан кружок по различным видам рисования "Волшебные ручки" (образовательная область «Художественное творчество»).Это и отличает парциальную программу от традиционной программы Т.С.Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду», которая является основной. Актуальность в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием различных видов рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Занимаясь изобразительным искусством, ребенок не только овладевает практическими навыками художника и дизайнера, не только осуществляет творческие замыслы, и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать внутренний мир малыша. Введение программы в образовательный процесс целесообразно, т.к. способствует формированию целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального богатства. Содержание программы направленно на то, чтобы жизнь ребенка была насыщена различными проявлениями искусства. Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий. Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе : Развивает уверенность в своих силах . Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными ,природными и бросовыми материалами . Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник. Цель: развитие художественно-творческой деятельности старших дошкольников в процессе работы нетрадиционной техникой рисования. Задачи: Развивающие: - Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности; -Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение. - Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ. - Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового. Образовательные: - Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества. - Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения. Воспитательные: - Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом. - Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы. Все занятия в программе направлены на развитие у дошкольников художественно-творческих способностей через обучения различными видами рисования. Во-первых, педагогический опыт применения данных нетрадиционных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программах. Во-вторых, эти техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», они являются скорее экспериментальными. В-третьих, нетрадиционные художественные техники только начинают в Педагогике Искусства свою историю, хотя известны много лет. В-четвёртых, в способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жёсткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость, результат обычно очень эффектный. Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 5-6 лет. Сроки реализации дополнительной образовательной программы Программа реализуется в течение 1 года. Формы и режим занятий Непосредственно образовательная деятельность детей по данной Программе реализуется 1 раз в неделю после обеда продолжительностью 20-25 минут в форме кружкового занятия. В процессе организации учитываются гендерные особенности детей, осуществляется индивидуальный и дифференцированный подходы. На занятиях использую также тематическую литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал, что позволяет сделать занятия доступными, содержательными и познавательными. В своей работе использую игры на развитие творческой активности:«Волшебная капля», игровое упражнение «Простые рисунки",дидактические игры «Создай картину», «Угадай картину» и т.д. 1. Совместная деятельность педагога с детьми: занимательные показы, свободная художественная деятельность с участием воспитателя, индивидуальная работа с детьми, рассматривание картин, рисунков, иллюстраций, сюжетно-игровая ситуация. 2. Непосредственная образовательная деятельность: изготовление украшений для группы к праздникам, предметов для игры, украшение предметов для личного пользования, игры в процессе на отбор привлекательных предметов. 3. Самостоятельная деятельность детей: создание проблемных ситуаций, игра, рисование по замыслу, рассматривание картин, рисунков, иллюстраций. Создание соответствующей предметно-развивающей среды по «Художественному творчеству».
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности Интеллектуальные -проявляет устойчивый интерес к нетрадиционной технике рисования; -способен совершать интеллектуальные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение) …..; -способен разработать план действий по созданию продукта, составления описательного или творческого рассказа о предмете художественно-творческой деятельности . Физические -способен уверенно действовать по образцу (инструкции) педагога в процессе создания образа и описания продукта собственной художественно-творческой деятельности; -демонстрирует понимание эстетической ценности образцов народного творчества (описывает средства выразительности …), проявляет эстетическое чувство в процессе…; -способен довести работу до конца. Личностные -способен самостоятельно привлечь внимание взрослого или ребенка с целью сообщения информации о продукте художественно-творческой деятельности; продукте художественно-творческой деятельности сверстника; -способен привлечь родных к созданию коллекции или организации авторской выставки др. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: -выставки детских работ в детском саду (тематические, праздничные) ; -художественные конкурсы (внутри дошкольного учреждения, городского, муниципального масштаба) ;дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам) ; -составление альбома лучших работ. -наблюдение за действиями детей в различных видах техниках рисования, заполнение Карты наблюдения.
|