Медведовская Фаина Симоновна Воспитатель высшей квалификационной категории. ГБДОУ детский сад №118 Выборгского района Санкт-Петербурга Санкт - Петербург – развивающийся город с особой историей и традициями толерантности во взаимоотношениях представителей разных народов, вероисповеданий, с особым укладом дружелюбия и взаимопомощи, проверенными и сохраненными в тяжелейших испытаниях, выпавших на долю дедов и прадедов нынешних дошколят. От воспитателя детского сада зависит самая первая форма знакомства с этими традициями, передача детям духовных ценностей Петербурга, характера взаимоотношений между детьми, от которых будут зависеть их дальнейшие установки в восприятии «иного», недопущение разного рода конфликтов, вплоть до «национализма в песочнице». Необходимо формирование культуры толерантности в раннем возрасте как условия гармоничного развития детей и предупреждения интолератного и асоциального поведения в их будущем. В достижении этой цели – залог благополучия российского общества. Дошкольное детство – начальный этап становления личности, ее ценностных ориентаций. В этот период закладывается позитивное отношение к миру, к себе и к окружающим людям.
Период четырех – пяти лет является оптимальным для начала целенаправленного отношения к людям ближайшего национального окружения. Формирование этнокультурного взаимодействия у детей начинается в совместной деятельности с взрослым. Совместная деятельность предполагает общение , в результате которого возникают те нити, которые связывают отдельных индивидов в общность и позволяет ребенку развиваться. Через знаки ребенок овладевает собственным поведением и осознает себя как элемент общества . Знаковыми носителями этнического сознания выступают язык , танец, ритуал, визуальные символы и жесты. Осознание смысла этих элементов, включение их в сферу собственной жизнедеятельности означает понимание его этнического сознания. В наше время очень актуальна проблема воспитания у детей межнационального общения, ориентации на общечеловеческие ценности. С целью создания положительного эмоционального отношения к другим национальностям рекомендуется использовать: непосредственную связь с детьми разных национальностей, рассказы педагога, иллюстрации, фильмы (мультфильмы) и игрушки соответствующего содержания. Детям доступно усвоение элементарных представлений о труде и быте некоторых наций, их национальных традициях, праздниках, творчестве и культурных событиях. Праздник – это день, посвященный отдыху по случаю или в память какого – либо события. Значение праздника: Возможность проявить себя как личность Возможность выразить внимание к другим людям Знакомство детей с традициями и обычаями разных стран и народов Знакомство с формами проявления уважения, внимания Эстетическое развитие Формирование гуманности, толерантности Формирование коммуникативных умений, умений устанавливать контакт с близкими и малознакомыми людьми Снижение конфликтности, формирование чувства общности. Для детей дошкольного возраста праздник всегда служит своеобразным психотерапевтическим средством. Праздник открывает простор для творчества, рождает в душе благородные чувства, воспитывает умение взаимодействовать с окружающими людьми, родителями и друзьями, стимулирует разные виды деятельности детей, содействует накоплению ими опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самодеятельности. Все праздники можно разделить на календарные, семейные, корпоративные. Праздник в детском саду является эффективным средством решения межличностных и межгрупповых конфликтов, он позволяет обрести новые связи, способствует углублению знаний о разных этнических и возрастных группах, развивает взаимную ответственность за общее дело. Особое значение для формирования толерантности детей младшего возраста имеет активное взаимодействие образовательного учреждения с семьей. Сегодня все проблемы, касающиеся ребенка, в том числе формирование его взглядов и ценностей, могут быть решены только через родителей. 1.Информация должна помогать родителям решать актуальные проблемы 2.Информация должна быть конкретной, адресной, точной и представлена на языке, понятном родителям. 3. Информация должна носить позитивный и безоценочный характер, не содержать критики ни ребенка, ни родителя. 4. Информация должна предоставляться регулярно, чтобы родители могли рассматривать ее как постоянный источник навигации по решению различных проблем ребенка.
|