МАДОУ Детский сад №18 «Наказывать можно или нельзя» Воспитатель: Пошина А.В. Нельзя унижать ребенка Унижения разрушают положительную самооценку. Ребенок начинает чувствовать вину за то, что он вообще живет на свете. В результате может вырасти глубоко несчастный человек. Никогда не нужно угрожать Угрозы заставляют ребенка бояться и ненавидеть угрожающего ему взрослого. От угроз ребенок не перестанет вести себя кое-как, а если и перестанет, то только в присутствии взрослого, но потом обязательно "отыграется". Не следует вымогать обещания Обещание, как и угроза, относятся к будущему - когда оно еще наступит? А ребенок живет в настоящем. Вымогание обещаний разовьет в нем либо чувство вины, либо циничность в словах и делах. Неразумно требовать немедленного повиновения Ребенок не робот и не зомби. Ему нужно время, чтобы понять и принять или не принять ваше наставление. Предупреждайте его, что время игры скоро закончится, Даже в безоговорочных обязанностях должна оставаться иллюзия самостоятельности. Не нужно допекать, опекая Иначе ребенок никогда не почувствует, что может что-то сделать сам. А это снижает самооценку и приводит к комплексам, Кроме того, излишняя опека приучает ребенка к мысли, что можно не напрягаться - и так все для тебя сделают. Нельзя слепо потакать ребенку Чем более конкретны "да" и "нет", тем проще ребенку понять, что взрослый от него хочет. Некоторые правила, ребенок будет усваивать быстро, другие же потребуют большего времени и терпения. Нужно быть последовательным, чтобы достичь понимания.
Трудно даже сказать, что более вредно в воспитании: захваливание, злоупотребление поощрением или, напротив, наказание по всякому поводу. В отличии от таких форм косвенного требования, как одобрение и осуждение, являющихся повседневными, рядовыми мерами на воспитанников, поощрение и наказание как средства коррекции должны использоваться значительно реже. Можно сказать, что эффект применения поощрений и наказаний обратно пропорционален частоте их использования. Только в тех ситуациях, когда необходимость поощрения или наказания жестко и недвусмысленно диктуется конкретной ситуацией, надо к ним прибегать. ПЯТЬ ПРАВИЛ, О КОТОРЫХ ВСЕГДА СТОИТ ПОМНИТЬ РОДИТЕЛЯМ: ПЕРВОЕ. Не спешите наказывать. Горячность - плохая помощница воспитателя., ВТОРОЕ. Не откладывайте наказание на слишком долгие сроки, иначе наказание превратится в месть. А месть всегда недостойна человека. ТРЕТЬЕ. Запрещая ребенку что-либо делать, обязательно объясните, почему он не должен так поступать. Постарайтесь увидеть в вашем ребенке взрослого человека, считайтесь с его мнением и настроением. ЧЕТВЕРТОЕ. Дети есть дети, будьте великодушны и терпеливы. ПЯТОЕ. Не бойтесь часто хвалить ребенка, говорите ему - какой он хороший, добрый, умный. Таким образом вы формируете его самооценку, и он будет стремиться к ней. Иными словами, если ребенку говорить, что он хороший, то он действительно таким и станет. И САМОЕ ГЛАВНОЕ: ОБЩАЯСЬ С ДЕТЬМИ, ЧАЩЕ ВСПОМИНАЙТЕ СЕБЯ В ДЕТСТВЕ. Список литературы: 1. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/ под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2003. – 240 с. 2. Карабанова, Н.А., Курынова, С.С., Руденко, И. В., Тумакова, О.Е. Экология детства. Комплексное сопровождение ребёнка в условиях ДОУ: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ./ под ред. И.В. Руденко. – Тольятти, 2005. – 132 с.
|