Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Семейный досуг, как форма помощи родителям в организации взаимодействия с «особым» ребёнком
Воспитание
Автор: Елена Геннадьевна Петрова   
07.09.2014 20:10

Семейный досуг, как форма помощи родителям в организации взаимодействия с «особым» ребёнкомАзановская Ирина Анатольевна, учитель-дефектолог
Петрова Елена Геннадьевна, музыкальный руководитель МКДОУ Детский сад № 2 г. Архангельск

Семейный досуг, как форма помощи родителям в организации взаимодействия с «особым» ребёнком
В статье раскрываются значение и особенности организации совместной досуговой деятельности родителей и детей с интеллектуальной недостаточностью  в дошкольном учреждении компенсирующей направленности.

В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, это становится актуальным и значимым из-за наметившихся тенденций роста числа «особых» детей.             Особенности общения умственно отсталых детей дошкольного возраста выражаются в низком уровне коммуникативных и организаторских умений и навыков, низким уровнем представлений о нормах и правилах поведения в социуме, недостаточностью владения вербальными и невербальными средствами общения, отсутствием потребности вступать в контакт с окружающими людьми. Формирование коммуникативных навыков у «особых» детей  имеет большое значение. Если ребенок способен выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ними людей, он сможет адаптироваться к окружающему миру.
Наше дошкольное учреждение посещают дети с проблемами интеллектуального развития. Общение педагогов с родителями наших воспитанников, наблюдение за взаимоотношениями родителей и детей выявили проблему: родители не всегда могут придти на помощь своим «особым» детям. В силу своей закомплексованности и незнания как это можно сделать в социальной среде (в транспорте, на улице, на концерте или детском мероприятии), там, где другие дети могут обойтись без помощи родителей.
На наш взгляд, привлечение родителей к активному участию в совместной с детьми досуговой деятельности, наилучшим образом способствует формированию  социальных  навыков общения  у детей с ОВЗ.
Семейный досуг - самая непосредственная форма проведения детского праздника. Здесь нет барьера между детьми и родителями, а также между родителями и педагогами. На празднике дети и взрослые сидят рядом. Более активные дети подпевают, играют, двигаются самостоятельно, чему очень радуются их родители. Более застенчивые дети выполняют те же действия с взрослым (мамой, папой, бабушкой, педагогом), и все тоже счастливы. На праздниках они выходят вместе петь, танцевать, играть, водить хороводы, выступать в оркестре, изображать сказочных персонажей. Совместно выходят из   смоделированной проблемной ситуации. Если ребенок что-то забыл, чего - то испугался – на помощь всегда приходит взрослый. Такой опыт совместного творческого сотрудничества помогает детям раскрыться, приобрести знания и опыт, поверить в свои силы. А также почувствовать родительскую поддержку и любовь. На наш взгляд, привлечение родителей к активному участию в совместной с детьми досуговой деятельности, наилучшим образом способствует формированию  социальных  навыков общения  у детей с ОВЗ. Чтобы наглядно показать возможности взаимодействия взрослого и ребенка для родителей наших воспитанников мы  используем проведение семейных досугов в виде концертов, развлечений, соревнований, театральных представлений, экскурсий. 
С помощью родителей в нашем детском саду пополнены: пространство предметно-развивающей среды, созданы уголки сказок, изготовлены театральные куклы, ширмы, декорации, костюмы и др.
Если в  начале организации семейных досугов родители были скованны, выбирали позицию наблюдателя, то после участия в нескольких мероприятиях, поняв значимость своей  активной позиции  и помощи ребенку в игре, в выступлении в роли, в исполнении песни, танца вместе с дочкой или сыном, изменилось отношение родителей к посещению организуемых  совместных встреч. Так,  на спортивных соревнованиях родители осваивали приемы игры с мячом. На театрализованных представлениях учились повышать заинтересованность детей в выполнении заданий, которые получены от героя (Зайчика, куклы и т.д.), учились выполнять роль сказочного персонажа с помощью простых жестов, мимики и звукоподражания. На концертах и праздниках осваивали выполнение простых движений в паре с ребенком, запоминали, подпевали несложные песенки, с удовольствием играли в оркестре на детских шумовых инструментах.                                  
Полученный развивающий эффект, отзывы родителей дают нам право утверждать, что проведение семейных досугов помогает им лучше понять и принять своего «особого» ребенка, учит  способам взаимодействия  и оказания им  коррекционно – развивающей помощи, а также способствует позитивному изменению в характере их взаимоотношений и в самом общении воспитанников.
Приобретенный опыт участия в совместных мероприятиях в нашем детском саду позволит родителям использовать его для дальнейшей адаптации детей в социуме.

Литература:
1.Заозерская Н.И., Мулько И.Ф. Учусь жить среди людей// 2001.
2.Котышева Е.Н. Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями// С.Пб, 2009.
3.Картушина М.Ю.  Забавы для малышей // М, 2010.
4.Культурно–досуговая деятельность старших дошкольников// составитель А.П. Шаповалова .
5.Развивающие игры с малышами// составитель Т.В. Галанова.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год