Азановская Ирина Анатольевна, учитель-дефектолог Петрова Елена Геннадьевна, музыкальный руководитель МКДОУ Детский сад № 2 г. Архангельск
Семейный досуг, как форма помощи родителям в организации взаимодействия с «особым» ребёнком В статье раскрываются значение и особенности организации совместной досуговой деятельности родителей и детей с интеллектуальной недостаточностью в дошкольном учреждении компенсирующей направленности.
В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, это становится актуальным и значимым из-за наметившихся тенденций роста числа «особых» детей. Особенности общения умственно отсталых детей дошкольного возраста выражаются в низком уровне коммуникативных и организаторских умений и навыков, низким уровнем представлений о нормах и правилах поведения в социуме, недостаточностью владения вербальными и невербальными средствами общения, отсутствием потребности вступать в контакт с окружающими людьми.
Формирование коммуникативных навыков у «особых» детей имеет большое значение. Если ребенок способен выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ними людей, он сможет адаптироваться к окружающему миру. Наше дошкольное учреждение посещают дети с проблемами интеллектуального развития. Общение педагогов с родителями наших воспитанников, наблюдение за взаимоотношениями родителей и детей выявили проблему: родители не всегда могут придти на помощь своим «особым» детям. В силу своей закомплексованности и незнания как это можно сделать в социальной среде (в транспорте, на улице, на концерте или детском мероприятии), там, где другие дети могут обойтись без помощи родителей. На наш взгляд, привлечение родителей к активному участию в совместной с детьми досуговой деятельности, наилучшим образом способствует формированию социальных навыков общения у детей с ОВЗ. Семейный досуг - самая непосредственная форма проведения детского праздника. Здесь нет барьера между детьми и родителями, а также между родителями и педагогами. На празднике дети и взрослые сидят рядом. Более активные дети подпевают, играют, двигаются самостоятельно, чему очень радуются их родители. Более застенчивые дети выполняют те же действия с взрослым (мамой, папой, бабушкой, педагогом), и все тоже счастливы. На праздниках они выходят вместе петь, танцевать, играть, водить хороводы, выступать в оркестре, изображать сказочных персонажей. Совместно выходят из смоделированной проблемной ситуации. Если ребенок что-то забыл, чего - то испугался – на помощь всегда приходит взрослый. Такой опыт совместного творческого сотрудничества помогает детям раскрыться, приобрести знания и опыт, поверить в свои силы. А также почувствовать родительскую поддержку и любовь. На наш взгляд, привлечение родителей к активному участию в совместной с детьми досуговой деятельности, наилучшим образом способствует формированию социальных навыков общения у детей с ОВЗ. Чтобы наглядно показать возможности взаимодействия взрослого и ребенка для родителей наших воспитанников мы используем проведение семейных досугов в виде концертов, развлечений, соревнований, театральных представлений, экскурсий. С помощью родителей в нашем детском саду пополнены: пространство предметно-развивающей среды, созданы уголки сказок, изготовлены театральные куклы, ширмы, декорации, костюмы и др. Если в начале организации семейных досугов родители были скованны, выбирали позицию наблюдателя, то после участия в нескольких мероприятиях, поняв значимость своей активной позиции и помощи ребенку в игре, в выступлении в роли, в исполнении песни, танца вместе с дочкой или сыном, изменилось отношение родителей к посещению организуемых совместных встреч. Так, на спортивных соревнованиях родители осваивали приемы игры с мячом. На театрализованных представлениях учились повышать заинтересованность детей в выполнении заданий, которые получены от героя (Зайчика, куклы и т.д.), учились выполнять роль сказочного персонажа с помощью простых жестов, мимики и звукоподражания. На концертах и праздниках осваивали выполнение простых движений в паре с ребенком, запоминали, подпевали несложные песенки, с удовольствием играли в оркестре на детских шумовых инструментах. Полученный развивающий эффект, отзывы родителей дают нам право утверждать, что проведение семейных досугов помогает им лучше понять и принять своего «особого» ребенка, учит способам взаимодействия и оказания им коррекционно – развивающей помощи, а также способствует позитивному изменению в характере их взаимоотношений и в самом общении воспитанников. Приобретенный опыт участия в совместных мероприятиях в нашем детском саду позволит родителям использовать его для дальнейшей адаптации детей в социуме.
Литература: 1.Заозерская Н.И., Мулько И.Ф. Учусь жить среди людей// 2001. 2.Котышева Е.Н. Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями// С.Пб, 2009. 3.Картушина М.Ю. Забавы для малышей // М, 2010. 4.Культурно–досуговая деятельность старших дошкольников// составитель А.П. Шаповалова . 5.Развивающие игры с малышами// составитель Т.В. Галанова.
|