Современные дети и принципы их воспитания. Если думаешь о завтрашнем дне -сей зерно, Если на 10лет вперед –сажай лес, Если же на 100 лет – воспитывай детей. (Народная мудрость). Родители и педагоги испытывают значительные трудности в воспитании и обучении современных детей: диагностические методики, которые раньше успешно использовались, сегодня не отражают актуальный уровень развития ребенка. Если раньше пятилетний ребенок собирал картинку из 5-6 частей, это расценивалось как нормальное развитие, то сегодня дети в 2-2,5 года без особого труда собирают пазлы из 12 частей. Следует это рассматривать как одаренность или как нормальное развитие? К нам педагогам за помощью часто обращаются бабушки и дедушки , которые «не понимают как нужно воспитывать внуков». Так же те методы , которые они использовали для воспитания своих детей, уже не работают. Наблюдая за детьми замечаю, что современные дети проявляют повышенную двигательную активность и гиперактивность, вследствие чего у них снижено внимание, дети не желают выполнять указания взрослых, и выражают протест, вплоть до агрессии, если их заставляют что-то сделать.
Большинство родителей винят во всех возникающих трудностях образовательную систему, а вот те, кто занят в образовательной сфере, винят как раз родителей. Психологи считают, что винить ни тех ни других нельзя, поскольку в случившемся виновен весь современный мир, вся наша вся наша высокотехнологичная ускоренная цивилизация. Отмечу лишь некоторые особенности современного мира, которые безусловно оказывают влияние на воспитание и развитие наших детей: - изменение в экологической среде; - изменение информационно и технологического пространства (информационные и компьютерные технологии); - социально- культурные и экологические условия и их влияния на современную семью и образовательное пространство. Раньше для всех детей дошкольного возраста добрыми героями были Илья Муромец, Иван Царевич, злодеями- Кощей Бессмертный и Баба-Яга. Для современных детей добрые- это Человек-Паук, Бетмен, а злодеи – Галактус и прочие монстры. И это, конечно, не все отличия между детьми прошлых лет и современными дошкольниками. Многие современные дети умеют делать то, с чем не справлялись их сверстники еще 10-20 лет назад. Но не потому, что психическое развитие стало другим или сами дети изменились, а вследствие того, что изменились требования взрослых к тому, каким должен быть идеальный ребенок. Если раньше таким считался отзывчивый, добрый и честный человек, то теперь таким считается умный и независимый человек. Поэтому у современных детей начинает отставать развитие социальных эмоций- сопереживание и сочувствие, эстетическое переживание и чувства, зато очень развиты интеллектуальные эмоции- удивление, радость от познания мира и самопознания и т.д. Это в эмоциональном плане, а что же в волевом? Слабоволие, причем воспитанное их же родителями. В основном, они проявляют волю там, где нужно чего-то добиться от взрослых, но не там где требуется подчинение своих мотивов поведения общественному «надо» или «нельзя». Кроме того, несмотря на воспитанное в них чувство самостоятельности и независимости , они нередко имеют комплекс неполноценности и боятся что их не любят. Так же современные дети отстают в развитии эмоционально- волевой сферы (Инфантильны, не самостоятельны, мотивация снижена). Работая с детьми обращаю внимание на неумение детей играть. Современные дети хотели бы научиться играть сами, но не могут. Сегодня фактически разрушена детская субкультура, которая передавала бы дошкольникам игровой опыт от одного поколения к другому. Сейчас и во дворах детей играет намного меньше, родители предпочитают занять ребенка возможными секциями и кружками. Между тем игровая деятельность- ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, которая определяет специфику социальной ситуации развития ребенка: освоения социальной позиции «Я и общество». И поэтому в своей работе использую игры разных видов. Современные дети больше подвержены стрессам. На это влияют частые родовые травмы, жизнь в большом городе, и неурядицы в семье, где живет ребенок. Обучая и воспитывая детей выделила следующие принципы воспитания детей: -Определив для детей границы дозволенного поведения, сохраняю при этом творческий подход к их воспитанию. -Даю выход их чрезмерной физической энергии. Надо учитывать эту необходимость в любой ситуации: например, во время непосредственно образовательной деятельности, приучая правилам поведения, при выполнении задания. -Позволяю детям самим устанавливать границы, а не наоборот. - Общаюсь с детьми как со взрослыми и равными, но не возлагаю на них взрослые обязанности. -Даю детям подробные объяснения, а также предоставляю им право высказывать свое мнение при принятии решений по равным вопросам, и более того предоставляю им несколько возможностей для выбора! - Не говорю с ними с высока. - Проявляю к ним уважение. -Если я говорю, что я их люблю, то и отношусь к ним с уважением и с любовью. Никакие слова в мире не заменят проявлений искренней любви. -Общение с ребенком- это одновременно тяжелый труд и привилегия. Ребенок не приходит в мир как чистая книга. Ребенок уже заданный характер. Сколько детей - столько характеров. Не мы посылаем детей в мир. В наших силах только их испортить или сохранить. Главное не стремиться вернуть то, что нельзя вернуть, а просто убеждать детей, что они многое могут, и в результате к ним должна вернуться уверенность в собственные силы, что несомненно поможет им жить. Список использованной литературы: С.В. Кривцова «Учитель и проблемы дисциплины»; Ю.Б.Гиппенрейтер «Обращаться с ребенком. Как?» Б. и Л.Никитины «Мы, наши дети и внуки». Л.Р.Имерукова, воспитатель МБДОУ №30 «Снегурочка»г. Альметьевск.
|