Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад № 374 Промышленного района г.Самары Консультация на тему: «Родителям, сомневающимся в успехах своих детей» Выполнила: Рубцова Л.В. г.Самара В школе детей учат читать, считать, писать, решать задачи, в любой информации находить сходство и различия, а также закономерности, скрытые от непосредственного восприятия и раскрываемые путем умозаключений, подтверждать правильность своих высказываний. Автор познакомит родителей с тем, как еще до школы научить ребенка этому и многому другому с помощью рисования.
Язык наш удивительно многообразен и музыкален. Нужно помочь детям чувствовать его красоту. Влюбить их в собственную речь, в красиво звучащее слово. Как это сделать? Вместе с ребенком ищите и находите слово, наиболее точно отражающее характер предмета, о котором идет речь. Изменяйте его, если надо, до тех пор, пока оно не «встанет на место», только и именно ему предназначенное. Пусть сначала это будет существительное в единственном числе. Мы можем определить, какого оно рода, на какой из вопросов отвечает: «Кто?» или «Что?». Мы можем рассказать о нем, отвечая на вопросы: Какая? Какой? Какое?». Заставим это слово «действовать», отвечая на вопросы: «Что делает? Что делал? Что будет делать?». (Даже не зная правил грамматики, с этой интересной работой справится любой заинтересованный в успехах своего ребенка родитель). Например, о Мухе-Цокотухе. Кто это или что? Она или он? Какая Муха-Цокотуха? (Скажем о ее наряде, о том, какая она хозяйка). Обязательно поощряем ответы детей: «Ай да молодец! Я бы так не придумала! Зато я вот что придумала... Она хлебосольная!». При этом обязательно спрашиваем: как это понимаешь ты? (Я думаю, что «хлебосольная» значит...) Мы даем ребенку возможность самому «построить» свою сказку; отвечая на вопросы сказать о предмете как можно полнее. Что делает Муха? (Где? На поле, на базаре, дома). Что делала? (Где? На поле, на базаре, дома). Что будет делать Муха? (Когда? Она придет домой с самоваром, придут гости, прилетит комарик, светлячки зажгут фонарики...) Здесь мы ведем поиск гласных и согласных звуков в слове. Сразу облекая их в знаки - буквы. Не от буквы мы пойдем, а от звука - по той простой причине, что ребенок заинтересуется словом, только если будет хорошо слышать все его звуки. А одеть эти звуки в «волшебные» платья - превратить в буквы - совсем не проблема. Соединяем воедино звук и букву - и ребенок читает! Не обязательно это должны быть слова «Ау» или «Уа». Исходить ну жно из того, что ребенку в данный момент интересно. Любую игру можно превратить в пытку для детей, если навязывать им свои правила. Но если те же правила превратить в игру, объяснить образ слова, обыграв его в разных ситуациях, включив в игру как слово-пароль, необходимый знак, значимый элемент, тогда появится необходимость озвученное слово «одеть» в видимые знаки. Если учение для ребенка праздник, полет души, жизненная необходимость, тогда он с удовольствием сделает все, чтобы увидеть слово. Ммммууууххххаааа. Какие звуки ты слышишь в этом слове? Вот твоя рука. Первый звук в этом слове мы с тобой нашли - это «м», - дотрагиваюсь до пальца ребенка, вместе с ним несколько раз повторяя звук (ребенок сидит напротив меня с раскрытыми ладошками). «А какой следующий звук в этом слове слышится? (Беру следующий палец ребенка). Здесь у нас с тобой звук «у»? А это? (Возвращаюсь к первому звуку-пальцу). «М», а вместе их произнесем, что получится? («Му»). Ой, муха замычала!» Потом еще два - звука - «ха». Ребенок доволен, он заставил Муху рассмеяться! Сначала она мычала, а потом смеялась. А из двух песенок получилось слово «муха». Это ведь так здорово! Он сам догадался! У него так смешно получилось! Ребенку не забыть, где какой звук, потому что память о звуках «осталась в его пальцах». «Теперь давай напишем это слово на бумаге. Как писать будем? Давай превратимся в Волшебников! Хочешь, я расскажу тебе историю о Волшебной стране, в которой живут Звуки? Жили в одной Волшебной стране Звуки. Страна эта была совсем крохотная, поэтому и жителей в ней было мало - 31 Звук. Никто их не видел, потому что они были невидимками. А вот слышать их можно было, Десять звуков были певцами с очень красивыми голосами. Вот послушай; А, Я, У, Ю, Ы, И, Э, Е О, Ё. За певучесть и голосистость их назвали ГЛАСНЫМИ. Остальные звуки тоже были добрыми и хорошими, но петь они не умели. Вот послушай: М, Н, Л, Р, Й, Б, В, Г, Д, Ж, 3, К, П, Ф, Т, Ш, С, X, Ц, Ч, Щ. Они очень дружили с гласными, во всем с ними соглашались, поэтому их и назвали СОГЛАСНЫМИ. Весело жили Звуки, распевали песни волшебные. И мы с ними тоже споем, но сначала научимся узнавать все Звуки, Однажды в стране Звуков появился Волшебник. Она ему так понравилась, что он захотел познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все они невидимки, то очень огорчился, И решил Волшебник каждому жителю подарить платье-видимку. Надев его, Звук сразу становился видимым и превращался в Букву. Букву можно увидеть, слепить, нарисовать, напечатать, написать, а Звук только услышать, спеть, произнести. А еще жили на свете два брата. Были они похожи друг на друга, отличались только походкой и прической. Один мягко ступал по Земле и имел короткие волосы. Его звали мягкий Знак. Другой с силой, твердостью отталкивался от Земли и всегда ходил с малюсенькой косичкой. Это был Твердый Знак. Вот так они выглядели Ь,Ъ. Долго бродили братья по свету, прежде чем попали в удивительную страну7 Гласных и Согласных Звуков, которые умели с помощью волшебного платья-видимки превращаться в Буквы. Понравилась братьям эта страна, и решили они в ней остаться, хотя знали, что никогда не смогут стать Звуками, Но братьев это не огорчало: им нравилось быть всегда видимыми Буквами. Так и жили в удивительной стране 31 - Звук и две Буквы. За одно занятие, если ребенок проявляет интерес к тому, о чем вы говорите (а это происходит, когда он видит. Чувствует вашу неподдельную заинтересованность в том, что вы делаете), он с легкостью может запомнить пять-шесть букв. Более того, ребенок заставит вас пойти с ним дальше по этому увлекательному пути поиска, открытия маленьких и больших чудес в мире звуков и слов. Ваши совместные с ребенком рассказы, сказки, истории начнут «разрастаться» во все стороны, обретая неожиданные, смешные, интересные сюжеты. В слове «муха» мы нашли два слова. А это уже две истории, которые вы можете свести в одну, или продолжить каждую, как самостоятельную, бесконечно долго, пока это не надоест вам и ребенку. Например, «Про Корову Му». Прошу; «Нарисуй мне корову». Можно услышать ответ: «А я не умею. А я не могу». - «Как не можешь? Ты что, коровы не видел? Видел, конечно! Где ты ее видел? (В телепередаче, на картинке, в книжке, живую и т, д.) А какие у нее были рога? Покажи какие. Нарисуй. Уши у коровы где? Голова какая у твоей коровы? Закрой глаза и посмотри. Видишь? Расскажи. Какой хвост у твоей коровы? Закрой глаза, подойди к ней сзади и посмотри. Расскажи, что увидел? Смотри, как здорово получается! Теперь бы нам с тобой у коровы еще ноги рассмотреть. Сколько их у нее? Какие они1? А как они у нее «прикрепляются» к туловищу? Так. Понятно. Теперь туловище. Закрой глаза, рассмотри, какое оно, и расскажи о нем с закрытыми глазами. Рассказывай, а сам «рисуй» его пальцем. Глаза не открывай, а то забудешь, что за чем рисовать нужно». (Ребенок с закрытыми глазами «рисует» в воздухе корову, которую он «видит в своей голове».) Нарисовали корову и дальше работаем над словом «корова». От великого старания, от желания выполнить все правильно, так, как это требует, ждет взрослый, от желания получить положительную оценку, ребенок «всю силу старания» переносит на рабочий инструмент: ручку, фломастер, карандаш и т. п. Как освободить его от этой «силы», распределить ее равномерно на обе руки? Первое, что нужно сделать, - провести гимнастик}' для тела и пальцев рук под ритмичную музыку. Если ожидаемого расслабления не произойдет, погладьте ребенка обеими руками по спине: от поясницы к плечам и дальше по рукам до кончиков пальцев. Выполняя упражнения, дети должны смотреть только на вас, повторяя все движения за вами. Не сразу ребенок сможет повторить все «чисто», заставить работать нужные мышцы своего тела. Не заостряйте на этом внимания, иначе вы получите отрицательный результат. Память ребенка надолго сохранит ваше недовольство, и именно этот момент упражнения, которым вы были недовольны, долго и упорно не будет у него получаться. Не торопите его! Несколько раз повторите одно и то же движение, приговаривая так: «Ах, какие пальчики, молодцы! Как красиво получается у тебя!». Для начала можно выполнить лишь первое и последнее упражнения, а в следующий раз включить второе и восьмое. Когда ребенок постепенно освоит весь комплекс и будет выполнять его, получая от движений своего тела удовольствие, только тогда можно сменить музыку: дети гораздо быстрее осваивают новые движения на фоне старого ритма музыки. Отдохнули ручки - можно порисовать, Каждый рисунок - это не просто рассказ, обогащение словаря, развитие разговорной речи, это постановка руки для письма. Рисуя, ребенок овладевает первоначальными навыками письма: уверенным связным движением без остановок в соединительных точках, ориентировкой в пространстве, которая начинается с собственного тела. Без ориентировки на своем теле нельзя «перепрыгнуть» в мир, окружающий ребенка, учить его геометрии, географии, истории... Вот, например, как можно поиграть с ребенком, «Что мы знаем о своих руках» Перед тобой чистый лист бумаги (альбомного формата), который хранит много тайн. Давай раскроем одну из них - найдем его правую и левую стороны. Как это сделать? (С помощью левой руки и правой руки). Почехму ты думаешь, что это рука левая, а это правая? Как доказать, что это левая рука? Чтобы точно знать, где левая, а где правая рука, нужно приложить ладошки к груди. Что слышно? Что там может стучать? Да, это неутомимый «моторчик» - сердце, Под какой рукой оно стучит? (Под левой). Это левая сторона нашего тела, и все, что слева, называется так: левая рука, левое ухо, левое плечо, левая нога. Противоположная сторона, та, где нет «моторчика», правая: правое ухо, правое плечо, правая рука, правая нога (все перечисленное ребенок находит на своем теле). Положи ладони на лист, Под правой рукой - правая сторона листа, под левой - левая. Что еще можно найти на загадочном листе бумага? Конечно углы! Как мы их назовем? Без этого нельзя, ведь все в мире имеет свое название - вот и утлы можно назвать. Тот, что сверху и слева, мы так и назовем «левый верхний», а под ним -«левый нижний». Справа - «правый верхний» и «правый нижний» углы. Покажи левой рукой середину листа» а чтобы не забыть, где она, быстренько положи там «утютюсенъкий» камушек (рисуем крохотную точку в середине листа). От камушка, который мы положили в середине листа шла дорожка в правый верхний угол. Шла она, шла пока не нашла там малюсенький камушек (ставим точку). Решила дорожка погулять еще. Стала по правой стороне дороги спускаться вниз и в правом нижнем углу нашла маленький камушек (ставим жирную точку). Понравилось дорожке гулять, и она по нижней стороне листа отправилась из правого нижнего угла в левый нижний угол (приостанавливаюсь перед каждым углом, делаю паузу, чтобы ребенок мог подсказать мне, в какой угол прибежала дорожка). Шла она, шла и в левом нижнем углу нашла камушек. Обежала его кругом (точку обрисовываем завитком) и бегом отравилась в левый верхний угол, где лежал камень. Он был меньше или больше остальных камней? Как мы назвали камушек в середине листа? А в углах? Из левого верхнего угла дорожка вернулась к «утютюсенькому» камушку - самому маленькому, тому, что лежал в середине. Пока мы говорили про камушки, лист приготовился рассказать нам еще один свой секрет. Посмотри на него. Что ты видишь? (В результате перемещений по листу от точки к точке получился почтовый конверт). Как его распечатать? Как открыть конверт? (Перевернуть лист). А что здесь? Опять секрет! Мы его обязательно разгадаем, Проверим своими руками; Может он с нами уже говорит? Ты не забыл, что у меня две дружные руки; одна — левая, другая - правая, Помнишь, как найти левую руку? У меня на листочке в левом верхнем углу засияло солнышко! Посмотри, какое оно чистое-лучистое! А у тебя уже появилось такое же доброе веселое солнышко? Чему оно улыбается? Оказывается, оно увидело внизу звонкий, чистый, прозрачный, журчащий, звенящий, озорной, извилистый лесной ручеек. Ах, как он весело бежит из левого нижнего угла в правый нижний угол. В правом нижнем углу, на самом берегу бурного, многоводного ручейка появилась нора ежика. Посмотри, рядом с ней мышонок. Это друг ежика. Мышонок пришел в гости к ежику, а его дома не оказалось. Где же он ходит? Давай пойдем в обратную сторону по берегу ручья. По какому - по левому или правому? (Если ручей бежит из левого нижнего угла в правый нижний угол, значит, берег, по которому мы пойдем искать ежика, называется левым.) Вдоль левого берега ручейка росли три гвоздики и две ромашки, над ними в ясном небе летали пять ярких, разноцветных мотыльков. По левому берегу мы дошли до левого нижнего угла и нашли норку мышонка, а возле нее сидел и звал друга ежик (рисуем). Где же мышонок? (В норе ежика в правом нижнем углу). Как случилось, что друзья не встретились? Что им нужно сделать, чтобы встретиться? (Пауза; пока рука отдыхает, ребенок ищет ответ на поставленный вопрос). Посмотри-ка! Высоко Б небе, прямо над цветами, летает шустрая стрекоза. Она смотрит сверху на незадачливых друзей и смеется. А в правом верхнем углу появилось маленькое, пушистое, легкое, белоснежное облачко. Ему тоже захотелось разглядеть двух потерявших друг друга приятелей. Посмотри внимательно на наш рисунок. Как ты думаешь, история на этом закончилась или продолжается дальше? Давай-ка, чтобы история не забылась и продолжала весело бежать дальше, как наш неугомонный ручеек, вспомним и запишем, как мы нажат солнышко, ручеек; облачко, стрекозу, Какие они? Вспоминаем, придумываем о них красивые слова, чтобы они отвечати на вопросы какое? (солнышко, облачко), какой? (ручеек) и какая? (стрекоза). Прилагательные мужского, женского и среднего рода единственного числа записываю под диктовку ребенка мелом на доске печатными буквами, потом вместе читаем каждое слово. Развитие руки, мелкой мускулатуры пальцев, правильная постановка руки при письме — это одно из условий благополучия ребенка в школе. Вносите в рисунке прописные элементы букв. От рисунка к рисунка их должно становиться больше, а прописыванию их следует уделять все большее и большее внимание. При освоении написания элементов букв так же, как гимнастика, помогает игра в «бирюшечки». «Бирюшечками» мои дети называли вырезанные из картона фигурки. На стене, на уровне глаз ребенка, я вешаю лист бумаги - обои, лицевой стороной к стене, если рисунок на них слишком яркий (иногда рисунок обоев помогает быстрее придумать сюжет рассказа). На пол кладу коробочки с карандашами и бирюшки. Прикладывая картонные фигурки к листу бумаги, висящему на стене, ребенок начинает «обрисовывать» свою историю. Естественно, что ее начало мы обязательно связываем с предыдущими темами рисунков, с уже приобретенным опытом. В каждом занятии рисованием я предусматриваю определенные задачи, цели. Обдумываю, как интереснее «подкинуть идею», чтобы инициатива исходила бы от самого ребенка. Ищущий, внимательный родитель обязательно увидит и услышит «идею дня» - чем ребенок сегодня увлечен. Нужно ли «отрывать» его от этой идеи? Думаю, спорить по этому поводу не стоит. Достаточно вспомнить нас, взрослых, когда нам не дают заниматься любимым или необходимым делом. Что с нами в этот момент происходит? Но мы, взрослые люда, хорошо понимаем значение слова «надо», даже когда душа кричит «не хочу», А для детей это не просто, поэтому постарайтесь увидеть в детской «идее дня, часа, минуты» золотое зерно, поймать за хвостик самый «интересный интерес», «войти» в него незаметно и повести за собой ребенка. Например, читаю малышу сказки и тут же придумываю: как нам встретиться с героями этой сказки? Как рассказать ее дальше? Как эту встречу сделать интересной, извлечь из нее максимум пользы? Если это образ, мимо которого просто невозможно пройти (лишь прочитав, обсудив, просмотрев картинки в книге), я всегда обращаюсь к рисунку. Разве не могут стать героями дня дождь, снегопад, солнце и радуга, капля росы на травинке? А теперь прикладывай, обрисовывай, придумывай сюжет своего рассказа, сказки. Потрогай своими руками. Ты его создаешь, ты о нем можешь рассказать, ты имеешь право изменить в нем все так, как тебе захочется! Мы всегда стараемся развлечь ребенка, а вернее - заставить его делать все так, как нам видится полезным для него. Мы начисто лишаем своих детей инициативы, права ошибаться и находить свою дорогу. Мы подталкиваем, заталкиваем их в наше творчество, нужное и правильное по нашему мнению. А вот «настенный» рассказ дает ребенку возможность почувствовать в первую очередь свои руки, пальцы. И то, с какой «умелостью» они действуют. Л. С. Выготский писал: «Обучать творческому акту искусства нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению», Для детей такая деятельность не просто забава. Это труд. Труд особенный. Труд души. Мы, взрослые, понимаем, что труд, особенно творческий, требует от человека увлеченности, упорства и умения сосредоточить свои силы и внимание на том, что делаешь. Даже к ощущению возможности легкого, без лишнего нажима движения карандаша по бумаге дети должны прийти сами. Так чтобы обвести бирюшку, ребенок, стоя у стены (ноги чуть расставлены, руки опираются на стену), крепко прижимает ее к листу пальцами (или только одним — это зависит от размера бирюшки) одной руки. Вторая рука, обводя бирюшку, хочет она того или нет, возьмет карандаш правильно, иначе не получится четкой контурной линии, а у нас правило, которое мы стараемся не нарушать, - «мы все делаем красиво». Ребенок чувствует свою руку, пальчики, выбирает свою дорогу7 к правильной постановке руки. Спрашиваю: «Как действовали твои пальцы? Покажи и расскажи, как это было?». - «Работали только три пальца. На одном, среднем, карандаш лежал. Указательный нажимал, а большой поднимал карандаш вверх». Бирюшек может быть бесконечное количество - самых разнообразных, по самым разнообразным темам, главное, чтобы ребенок почувствовал заинтересованность, желание с ними играть. А такое желание приходит к нему, если материал (в данном случае бирюшки) выполнен красочно, красиво. Вот как можно поиграть с бирюшками-ласточками, «Солнышко и ласточка» На столе лежит чистый лист; в его правом верхнем углу - ласточка (бирюшка). Что происходит на твоем листочке? Появилась птица. Знаешь, как ее зовут? Правильно, ласточка. Произнеси это слово ласково, нежно, дотронься - и - пальчиком до птички. Скажи «ласточка» так, чтобы она почувствовала, что не зря прилетела нам. Молодец! Как я рада, что ты такой нежный, ласковый. Ласточка, почему ты к нам прилетела? Что хочешь рассказать? Ты хочешь вместе со своими подружками спеть на песенку. Мы будем рады услышать вас. А петь вместе с вами можно? Ах, как замечательно! Что нам нужно сделать для этого? Нарисовать провода и солнышко? Солнышко мы рисовать умеем, а вот провода... Покажете и расскажете? (Обращаюсь к ребенку) Мы готовы? Мы готовы! В левом верхнем углу рано-рано поутру встало солнышко! Всем нам руки-лучики протянуло! Увидало провода! Да-да-да, да-да-да! Вот как струны на гитаре: Ла-ла-ла, ла-ла-ла. Прилетели ласточки, сели и запели: Ли-яи-ли, ли-ли-ли. Любим песни мы земли. Дарим песни мы свои солнцу. Людям и земле: Ле-ле-яе, ле-ле-ле. Понравилось рисовать провода? Они хорошо натянуты? Не провисают? Ласточкам удобно сидеть на них и петь? Посади ласточек на провода (Обрисовка бирюшки). У каждой ласточки своя песенка. Одна пела: «Ла-ла-ла». Какие звуки ты слышишь в ее песенке? Сколько их всего в ее коротенькой песенке - словечке «ла»? Молодец! А сколько раз повторяется это коротенькое словечко в песенке? Чтобы легче было сосчитать, давай споем вместе с первой ласточкой: «Ла-ла-ла. Ла-ла-ла». Сколько коротеньких слов «ла» ты насчитал? Давай проверим: на каждое «ла» будем загибать пальчик. Первое слово песенки первой ласточки запишу иа первом проводе, а ты мне помоги. Надену «волшебное платьице» на звук «л», а теперь на звук «а». Они стали буквами, взяли друг друга за руки и запели: «Ла-а-а». Споем вместе? Мы насчитали шесть коротеньких слов в песенке, давай столько же раз запишем .каждое слово песенки. Похожи они друг на друга? Вот и прекрасно. Так нам легче будет звуки одевать. Пишем слог «ЛА» печатными буквами. Так же поступаем с остальными песенками, каждый раз находя количество звуков в коротеньких словах. Выясняя, какой звук в слове первый, какой - второй, рисуем их на проводах-строчках, пропевая каждую из них в отдельности. Ах, какую чудесную песню мы написали. У нее такие простые и понятные слова. Давай ее споем, Я буду нажимать указкой на словечки, а ты их пой. Скажи, все ласточки поют? Все смотрят на свои песенки? Докажи! Правильно, они повернули головки в левую сторону, слева мы начали писать словечки, слева на наши словечки смотрит и улыбается солнышко. Ай да молодец! Погладь себя по головке и скажи: «Я хороший, я пригожий, я молодец!». Погладь ушки, глазки. Они так хорошо поработали. Обними себя за плечики крепко-крепко, погладь ручки, пальчики. Ах, хороши пальчики-маяыши! Поставь перед собой зеркальце-ладошку. Полюбуйся на свои глазки, щечки, ротик. Улыбнись себе и расцелуй себя в обе щечки! Зовите ребенка в мир сказочных историй, удивительных и красивых, которые научат его в любых жизненных ситуациях находить крупицу добра, тепла, света, красоты, сопротивляться житейским тяготам, преодолевать уныние, отчаяние, одиночество, никогда не испытывать злобы, ненависти, зависти. Такими я вижу детей. И хочу их видеть такими во взрослой жизни.
|