Сообщение из опыта работы «Использование дидактических игр по сенсорному воспитанию детей 3-го года жизни в соответствии с ФГОС ДО». |
Воспитание | |||
Автор: Шикалова Валентина Петровна | |||
28.10.2021 13:34 | |||
Сообщение из опыта работы «Использование дидактических игр по сенсорному воспитанию детей 3-го года жизни в соответствии с ФГОС ДО». Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 7 г. Апатиты Подготовила: воспитатель: Шикалова В.П. г. Апатиты Сообщение из опыта работы: Игра— это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» А. Сухомлинский. В настоящее время происходят большие изменения в экономической и политической жизни. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать. В ФГОС ДО складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка. Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой которого является сенсорное развитие.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
Цель: способствовать развитию представлений детей младшего дошкольного возраста о сенсорных эталонах величины, цвета, формы в процессе проведения дидактических игр. В своей работе мы поставили и решали следующие задачи:
Игра — ведущая деятельность детей, она способствует физическому и духовному здоровью, является обширной информацией, методом обучения и воспитания детей. С её помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка. Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который позволит систематизировать накопленные знания, приобретать новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях, повседневной жизни. Эталонная система для детей дошкольного возраста включает в себя:
Основными средствами развития сенсорики у детей являются обследование, дидактические игры и упражнения. Дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. У них плохо развиты не только сенсорные способности, но и мелкая моторика, глазомер. Многие не знают цвет, форму, качества предмета. Связано это с резким омоложением современных родителей, которые, уделяя своим детям, любовь и ласку, забывают выступать как «активные партнеры» в деловом общении с ребенком, знающие, чего нужно добиться от ребенка, чему его научить. В группе созданы условия для сенсорного развития и собрано большое количество пособий и материала для определения цветового спектра. Многие дидактические игры и пособия созданы своими руками, так например игра «Чудесные прищепки», «Волшебные бусы», «Разноцветная мозаика», «Чудесные цветы», «Укрась зайчика красивым бантиком», «Спрячь мышку», «Воздушные шары», «Улетающие шары», «Подбери по цвету» и т.д. В своей работе используем разные виды дидактических игр, способствующих сенсорному развитию: Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины.
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
Помимо перечисленных дидактических игр для определения и закрепление цвета, величины, формы используем и другие виды игр:
В группе собран материал на развитие тактильных ощущений. Используется большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. — сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия. Дидактические игры на развитие тактильных ощущений.
При ознакомлении детей с сенсорными эталонами, используем игровые персонажи. Сказочные герои помогают детям освоить азы сенсорики, тактильных ощущений, способствует лучшему запоминанию и усвоению программы при помощи игровых приемов. В сенсорном развитии ребенка важнейшее значение имеет и формирование чувственного опыта на основе образования у детей знаний о неживой природе, растениях, животных, доступных чувственному восприятию детей. Эффективность процесса формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста реализуется с помощью различных средств, в том числе и с помощью чувств. «смешивание цветов» при ознакомлении с цветом, «вкладыши» с формой и величиной. Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности. Подбор игровых методов и приёмов, а также планирование всех видов деятельности построено на основных дидактических принципах с опорой на систематичность и последовательность, конкретные педагогические условия: возраст и уровень развития детей. Методы и приемы игровых технологий. Важным принципом организации процесса развития является систематичность. Поэтому каждое игровое занятия я начинаю с пальчиковой гимнастики, или игр с текстом «все захлопали в ладоши», «мы хлопаем руками». Использование игровых технологий позволяют говорить о результативности их использования:
Из бесед с родителями было выявлено, что дома они мало обращают внимание детей на качественные признаки предметов. Поэтому возникла необходимость подготовить ряд консультаций, памяток, информационных бюллетеней по данной проблеме для родителей. На протяжении всей работы большое внимание уделялось детям с низким уровнем развития. Для них использовались игры с более упрощенным вариантом. Родителями этих детей давались советы. Постепенно дети стали активны на занятиях, охотно выполняли задания. В конце года была проведена итоговая диагностика. Результаты были успешными: дети с низким уровнем развития поднялись до среднего, а некоторые из детей — сразу на высший уровень. Успешным результатам способствовало то, что сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста осуществлялось как непосредственно в образовательной деятельности, так и в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов. Но, главное были созданы соответствующие условия и развивающая среда в группе. Литература:
|