Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Статья: «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Воспитание
Автор: Крымова Елена Владимировна   
23.10.2021 20:01

Статья: «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Статья: «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Воспитатель Крымова Елена Владимировна Город Тюмень детский сад №155

Как известно, дошкольное детство – важный период в развитии детей. Этот период дает множество преимуществ в формировании личности, социализации, а также социально-коммуникативного развития. В дошкольной образовательной организации дети получают опыт по установлению взаимоотношений со сверстниками детьми младшего и старшего возраста, и взрослыми. Например, очень часто в отношениях между детьми появляются обиды и конфликты, в результате чего есть вероятность изменения социального статуса ребенка и изменения системы отношений со сверстниками в целом, что оказывает влияние на развитие его личности, а также на изменения положения ребенка в группе. Именно поэтому среди детей появляются «звезды», «принятые», «отверженные». Следовательно, важным вопросом становится развитие доброжелательных взаимоотношений у детей дошкольного возраста [1].

 

Доброжелательность – это одна из главных черт гармоничных отношений с людьми. Когда люди доброжелательно относятся друг к другу, то поведение никогда не будет агрессивным. Доброжелательность означает не сомневаться в добрых намерениях, обращать внимание на положительные черты, питать благодарность, доверие и уважение к окружающим.

В отечественной педагогике проблема воспитания гуманных и, следовательно, доброжелательных отношений традиционно занимала видное место. Этой проблемой в России занимались: М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.

В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования одной из задач является формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Главной задачей в дошкольном возрасте должно быть проявления доброжелательности во взаимоотношениях детей дошкольного возраста. Доброжелательность – это одна из главных черт гармоничных отношений с людьми. Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. Однако практически отсутствуют работы, посвященные доброжелательных взаимоотношений у детей дошкольного возраста. [5].

Вместе с тем, в системе дошкольного образования наличествуют негативные тенденции: чрезмерная сосредоточенность на интеллектуальном развитии ребенка, технологизация современной жизни, которые ведут к недоразвитию эмоциональной и коммуникативной сфер, и как следствие этого – формирование неадекватного отношения к сверстникам. Поэтому главной задачей в дошкольном возрасте должно быть проявления доброжелательности во взаимоотношениях детей дошкольного возраста [3].

Это обусловило проблему исследования: какой должна быть педагогическая технология формирования доброжелательности во взаимоотношениях у детей дошкольного возраста.

Проблема формирования доброжелательных взаимоотношений является не новой для педагогической науки. Межличностные отношения дошкольников изучали Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова; система работы детского сада по формированию доброжелательных отношений у дошкольников – О.А. Мишанина. Проблемы взаимоотношений дошкольников в коллективе исследовали В.В. Абраменкова, Л.Н. Башлаков, Д.П. Лаврентьев, М.И. Лисин и Е.В. Субботский.

Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел «социально-эмоциональное» или «нравственное» воспитание, посвященный формированию положительного отношения к другим людям, социальных чувств, взаимопомощи и пр. Важность этой задачи очевидна, поскольку именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, формируются и укрепляются индивидуальные варианты отношений к себе и к другому человеку [4].

Доброжелательные отношения дошкольников в процессе занятий представляют собой общую эмоционально-положительную направленность поведения ребенка в его взаимоотношениях со сверстниками, проявляющуюся в умении сочувствовать, понимать состояние сверстников, в готовности оказывать помощь и вступать в сотрудничество в совместной двигательной деятельности.

Учитывая то, что стиль социальная мальчики направленность личности отношений проявляется и формируется в отношениях, влияют чрезвычайно рефлексивную важно, чтобы хорошо доминирующими были жестикуляция гуманные дошкольного отношения, одним из такого важных компонентов которых должны является более доброжелательность. Доброжелательные методы отношения – продукт деятельности социально является обусловленного содержания связи общения. Общение, будучи правила важнейшей замыслу социальной потребностью разыгрывают развивающейся личности, поединки неотделимо развитие от отношений

Диагностическое исследование уровней сформированности доброжелательного отношения у детей старшего дошкольного возраста осуществлялось на базе МАДОУ Детского сада №155 города Тюмени Тюменской области. В исследовании приняли участие 15 детей старшего дошкольного возраста, 15 родителей и воспитатели старшей группы.

Проведенные исследования были построены на классификации уровней доброжелательности детей пятого года жизни по работе Т. А. Владимировой. Автором выделены 4 уровня взаимоотношений:

к I уровню были отнесены дети общительные, умеющие дружно играть, проявлять симпатию и дружеские чувства к товарищам, подчиняться правилам, решать возникающие конфликты.

Ко II уровню также были отнесены общительные, инициативные дети, но несколько эгоистичные.

К III уровню относились дети, не умеющие дружно играть, самостоятельно распределять роли и т. д.

К IV уровню относились дети, нарушающие правила поведения в играх. Как видим, при характеристике уровней автор в основном выдвигает умения ребенка общаться, проявлять инициативу, самостоятельность, черты коллективизма и др.

На основе совокупности выделенных критериев были определены уровни сформированности доброжелательности во взаимоотношениях у детей старшего дошкольного возраста в градации: высокий, средний, и низкий уровни.

Исходя из результатов обследования, полученных в ходе эксперимента, мы пришли к выводу, что необходима целенаправленная работа по формированию доброжелательности во взаимоотношениях у старших дошкольников.

В диагностическом исследовании применили такую методику как, методика Рене Жиля, которая выявляет избирательные предпочтения детей, а также преобладающую позицию ребенка среди других. Начиная с 4 лет можно использовать эту методику для определения того, с кем ребенок стремится общаться, как он относится к своим сверстникам. Методика позволяет выявить следующие данные:

  • чье общество – сверстников или взрослых – ребенок предпочитает
  • наличие внутрисемейных конфликтов
  • стиль поведения ребенка в конфликтных ситуациях.

Таким образом, проведенное диагностическое исследование показало, что необходимо организовать работу по воспитанию доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. В связи с этим возникают предпосылки для разработки педагогической технологии воспитания доброжелательных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.

Целью технологии является — сформировать доброжелательность во взаимоотношениях у детей старшего дошкольного возраста. Данная модуль технология в первую воспитывать очередь уподобляться руководствуется научными возраста принципами теории и методики учетом дошкольного других образования, логопедии старших, специальной психологии, учетом лингвис нормтики.

Содержание работы с детьми в каждом блоке предполагает включение НОД; дидактических игр, педагогических ситуаций, имитационных игр, чтение художественной литературы и проведение этических бесед по произведениям, тренингов. Мы постарались предложить занятия в форме игровых ситуаций, которые помогают сблизиться детям друг к другу, с воспитателем, с родителями. Содержание предлагаемых нами занятий формирует у детей умения и знания, необходимые, для доброжелательного общения, для воспитания хороших манер.

Для воспитания доброжелательного, вежливого отношения друг к другу, нами было проведено открытое занятие по нравственному воспитанию «Фея «Добра» у нас в гостях». На занятии продолжали учить оказывать помощь друг другу, развивали способность оценивать поступки сверстников.

На занятии на тему: «Спешите делать добро», было целью воспитывать уважительное и доброе отношение к сверстникам и окружающим людям, формировать правильное понятие слов «добро» и «зло».

Провели игру-занятие: «Путешествие в страну вежливости», где использовали приемы и методы: словесный – беседу, наглядный – показ. Закрепили представление о доброте и вежливости. Главной задачей этой игры, является, воспитание дружеских взаимоотношений между детьми и уважительное отношение к окружающим.

В ходе бесед «Русские писатели о вежливости» были рассмотрены произведения: «Мойдодыр» К. И. Чуковского, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского, «Уроки вежливости» А.Усачева, «О вежливости» С.Я. Маршака – в этих произведениях писатели учат дружить друг с другом, уважать младших, быть вежливыми со взрослыми.

Проведено родительское собрание, целью которого являлось установление отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком. Одним из главных задач родительского собрания это – расширение возможностей понимания своего ребенка; улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком; выработка новых навыков взаимодействия с ребенком; активизация коммуникации в семье. Предварительно до родительского собрания оформлена была выставка детских и семейных фотографий и проведено анкетирование родителей на тему: «О способах воспитания». На собрании затрагивали такие моменты такие, как: главные человеческие качества, тех, которые делают человека человеком.

Проведена практическая консультация для родителей «Воспитываем добротой», целью которой являлось, повышение педагогической культуры родителей, изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания, профилактика семейного неблагополучия. Определение преобладающего стиля воспитания в семье, закреплением послужила игра на сближение «Теплота сердец».

Проведен «круглый стол», на тему «Доброжелательные отношения у детей дошкольного возраста», среди педагогов, целью которого являлось – определить достижения в работе ОУ по воспитанию доброжелательных взаимоотношений у детей, выявить круг проблем, требующих решения.

Данная педагогическая технология формирования доброжелательности во взаимоотношениях у детей 5-6 лет со сверстниками будет, на наш взгляд, способствовать формированию доброжелательности во взаимоотношениях у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, на этапе формирующего эксперимента была реализована педагогическая технология воспитания доброжелательности во взаимоотношениях у детей старшего дошкольного возраста, цель, которой проверка выдвинутой гипотезы и повышение уровня воспитания доброжелательности во взаимоотношениях у старших дошкольников.

Заключительный этап опытно-экспериментальной работы включал определение степени влияния разработанной нами педагогической технологии воспитания доброжелательности во взаимоотношениях у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, сравнивая результаты диагностики на начальном и заключительном этапах опытно-исследовательской работы, можно сделать вывод, что специально организованная работа воспитания доброжелательных взаимоотношений дала положительные результаты.

Уровень воспитания доброжелательных взаимоотношений повысился. Опытно-исследовательская работа показала о необходимости использования организованной педагогической работы, которая направлена на воспитание доброжелательных взаимоотношений, что позволило продолжить и расширить деятельность в данном направлении.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Артемова Л.В. Содержание и организация общения дошкольников как средство нравственного воспитания [Текст] / Л.В. Артемова // Автореф. дис.. док. педаг. наук. -Тбилиси, 1985. -51 с.
  2. Варшецкая Л.В. Учимся дружить [Текст] / Л.В. Варшецкая // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2013. – № 7. – С. 48-56
  3. Кардаполова А.А. Педагогические условия воспитания дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А.А. Кардаполова // Ребенок в современном образовательном пространстве: междунар. Сб. науч. -исслед. Работ студентов и аспирантов / ред. Н.А. Каратаева. – Шадринск: ШГПИ, 2011. – Вып. 2. – С. 86-93.
  4. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 318 с.
  5. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год