Статья: «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» |
Воспитание | |||
Автор: Крымова Елена Владимировна | |||
23.10.2021 20:01 | |||
Статья: «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Воспитатель Крымова Елена Владимировна Город Тюмень детский сад №155 Как известно, дошкольное детство – важный период в развитии детей. Этот период дает множество преимуществ в формировании личности, социализации, а также социально-коммуникативного развития. В дошкольной образовательной организации дети получают опыт по установлению взаимоотношений со сверстниками детьми младшего и старшего возраста, и взрослыми. Например, очень часто в отношениях между детьми появляются обиды и конфликты, в результате чего есть вероятность изменения социального статуса ребенка и изменения системы отношений со сверстниками в целом, что оказывает влияние на развитие его личности, а также на изменения положения ребенка в группе. Именно поэтому среди детей появляются «звезды», «принятые», «отверженные». Следовательно, важным вопросом становится развитие доброжелательных взаимоотношений у детей дошкольного возраста [1].
Доброжелательность – это одна из главных черт гармоничных отношений с людьми. Когда люди доброжелательно относятся друг к другу, то поведение никогда не будет агрессивным. Доброжелательность означает не сомневаться в добрых намерениях, обращать внимание на положительные черты, питать благодарность, доверие и уважение к окружающим. В отечественной педагогике проблема воспитания гуманных и, следовательно, доброжелательных отношений традиционно занимала видное место. Этой проблемой в России занимались: М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др. В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования одной из задач является формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Главной задачей в дошкольном возрасте должно быть проявления доброжелательности во взаимоотношениях детей дошкольного возраста. Доброжелательность – это одна из главных черт гармоничных отношений с людьми. Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. Однако практически отсутствуют работы, посвященные доброжелательных взаимоотношений у детей дошкольного возраста. [5]. Вместе с тем, в системе дошкольного образования наличествуют негативные тенденции: чрезмерная сосредоточенность на интеллектуальном развитии ребенка, технологизация современной жизни, которые ведут к недоразвитию эмоциональной и коммуникативной сфер, и как следствие этого – формирование неадекватного отношения к сверстникам. Поэтому главной задачей в дошкольном возрасте должно быть проявления доброжелательности во взаимоотношениях детей дошкольного возраста [3]. Это обусловило проблему исследования: какой должна быть педагогическая технология формирования доброжелательности во взаимоотношениях у детей дошкольного возраста. Проблема формирования доброжелательных взаимоотношений является не новой для педагогической науки. Межличностные отношения дошкольников изучали Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова; система работы детского сада по формированию доброжелательных отношений у дошкольников – О.А. Мишанина. Проблемы взаимоотношений дошкольников в коллективе исследовали В.В. Абраменкова, Л.Н. Башлаков, Д.П. Лаврентьев, М.И. Лисин и Е.В. Субботский. Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел «социально-эмоциональное» или «нравственное» воспитание, посвященный формированию положительного отношения к другим людям, социальных чувств, взаимопомощи и пр. Важность этой задачи очевидна, поскольку именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, формируются и укрепляются индивидуальные варианты отношений к себе и к другому человеку [4]. Доброжелательные отношения дошкольников в процессе занятий представляют собой общую эмоционально-положительную направленность поведения ребенка в его взаимоотношениях со сверстниками, проявляющуюся в умении сочувствовать, понимать состояние сверстников, в готовности оказывать помощь и вступать в сотрудничество в совместной двигательной деятельности. Учитывая то, что стиль социальная мальчики направленность личности отношений проявляется и формируется в отношениях, влияют чрезвычайно рефлексивную важно, чтобы хорошо доминирующими были жестикуляция гуманные дошкольного отношения, одним из такого важных компонентов которых должны является более доброжелательность. Доброжелательные методы отношения – продукт деятельности социально является обусловленного содержания связи общения. Общение, будучи правила важнейшей замыслу социальной потребностью разыгрывают развивающейся личности, поединки неотделимо развитие от отношений Диагностическое исследование уровней сформированности доброжелательного отношения у детей старшего дошкольного возраста осуществлялось на базе МАДОУ Детского сада №155 города Тюмени Тюменской области. В исследовании приняли участие 15 детей старшего дошкольного возраста, 15 родителей и воспитатели старшей группы. Проведенные исследования были построены на классификации уровней доброжелательности детей пятого года жизни по работе Т. А. Владимировой. Автором выделены 4 уровня взаимоотношений: к I уровню были отнесены дети общительные, умеющие дружно играть, проявлять симпатию и дружеские чувства к товарищам, подчиняться правилам, решать возникающие конфликты. Ко II уровню также были отнесены общительные, инициативные дети, но несколько эгоистичные. К III уровню относились дети, не умеющие дружно играть, самостоятельно распределять роли и т. д. К IV уровню относились дети, нарушающие правила поведения в играх. Как видим, при характеристике уровней автор в основном выдвигает умения ребенка общаться, проявлять инициативу, самостоятельность, черты коллективизма и др. На основе совокупности выделенных критериев были определены уровни сформированности доброжелательности во взаимоотношениях у детей старшего дошкольного возраста в градации: высокий, средний, и низкий уровни. Исходя из результатов обследования, полученных в ходе эксперимента, мы пришли к выводу, что необходима целенаправленная работа по формированию доброжелательности во взаимоотношениях у старших дошкольников. В диагностическом исследовании применили такую методику как, методика Рене Жиля, которая выявляет избирательные предпочтения детей, а также преобладающую позицию ребенка среди других. Начиная с 4 лет можно использовать эту методику для определения того, с кем ребенок стремится общаться, как он относится к своим сверстникам. Методика позволяет выявить следующие данные:
Таким образом, проведенное диагностическое исследование показало, что необходимо организовать работу по воспитанию доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. В связи с этим возникают предпосылки для разработки педагогической технологии воспитания доброжелательных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. Целью технологии является — сформировать доброжелательность во взаимоотношениях у детей старшего дошкольного возраста. Данная модуль технология в первую воспитывать очередь уподобляться руководствуется научными возраста принципами теории и методики учетом дошкольного других образования, логопедии старших, специальной психологии, учетом лингвис нормтики. Содержание работы с детьми в каждом блоке предполагает включение НОД; дидактических игр, педагогических ситуаций, имитационных игр, чтение художественной литературы и проведение этических бесед по произведениям, тренингов. Мы постарались предложить занятия в форме игровых ситуаций, которые помогают сблизиться детям друг к другу, с воспитателем, с родителями. Содержание предлагаемых нами занятий формирует у детей умения и знания, необходимые, для доброжелательного общения, для воспитания хороших манер. Для воспитания доброжелательного, вежливого отношения друг к другу, нами было проведено открытое занятие по нравственному воспитанию «Фея «Добра» у нас в гостях». На занятии продолжали учить оказывать помощь друг другу, развивали способность оценивать поступки сверстников. На занятии на тему: «Спешите делать добро», было целью воспитывать уважительное и доброе отношение к сверстникам и окружающим людям, формировать правильное понятие слов «добро» и «зло». Провели игру-занятие: «Путешествие в страну вежливости», где использовали приемы и методы: словесный – беседу, наглядный – показ. Закрепили представление о доброте и вежливости. Главной задачей этой игры, является, воспитание дружеских взаимоотношений между детьми и уважительное отношение к окружающим. В ходе бесед «Русские писатели о вежливости» были рассмотрены произведения: «Мойдодыр» К. И. Чуковского, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского, «Уроки вежливости» А.Усачева, «О вежливости» С.Я. Маршака – в этих произведениях писатели учат дружить друг с другом, уважать младших, быть вежливыми со взрослыми. Проведено родительское собрание, целью которого являлось установление отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком. Одним из главных задач родительского собрания это – расширение возможностей понимания своего ребенка; улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком; выработка новых навыков взаимодействия с ребенком; активизация коммуникации в семье. Предварительно до родительского собрания оформлена была выставка детских и семейных фотографий и проведено анкетирование родителей на тему: «О способах воспитания». На собрании затрагивали такие моменты такие, как: главные человеческие качества, тех, которые делают человека человеком. Проведена практическая консультация для родителей «Воспитываем добротой», целью которой являлось, повышение педагогической культуры родителей, изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания, профилактика семейного неблагополучия. Определение преобладающего стиля воспитания в семье, закреплением послужила игра на сближение «Теплота сердец». Проведен «круглый стол», на тему «Доброжелательные отношения у детей дошкольного возраста», среди педагогов, целью которого являлось – определить достижения в работе ОУ по воспитанию доброжелательных взаимоотношений у детей, выявить круг проблем, требующих решения. Данная педагогическая технология формирования доброжелательности во взаимоотношениях у детей 5-6 лет со сверстниками будет, на наш взгляд, способствовать формированию доброжелательности во взаимоотношениях у детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, на этапе формирующего эксперимента была реализована педагогическая технология воспитания доброжелательности во взаимоотношениях у детей старшего дошкольного возраста, цель, которой проверка выдвинутой гипотезы и повышение уровня воспитания доброжелательности во взаимоотношениях у старших дошкольников. Заключительный этап опытно-экспериментальной работы включал определение степени влияния разработанной нами педагогической технологии воспитания доброжелательности во взаимоотношениях у детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, сравнивая результаты диагностики на начальном и заключительном этапах опытно-исследовательской работы, можно сделать вывод, что специально организованная работа воспитания доброжелательных взаимоотношений дала положительные результаты. Уровень воспитания доброжелательных взаимоотношений повысился. Опытно-исследовательская работа показала о необходимости использования организованной педагогической работы, которая направлена на воспитание доброжелательных взаимоотношений, что позволило продолжить и расширить деятельность в данном направлении. ЛИТЕРАТУРА
|