«Валеологическое воспитание дошкольников» |
Воспитание | |||
Автор: Чигак Оксана Александровна | |||
28.10.2021 19:53 | |||
«Валеологическое воспитание дошкольников» Чигак Оксана Александровна, воспитатель муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад №111» г.Оренбург В последние годы одной из ведущих является идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса. Здоровье детей в процессе их развития способно не только сохранятся или наращиваться, но определенным образом строиться и перестраиваться. Поэтому в валеологии наиболее актуальной является задача развития у детей осознанной потребности в здоровье и становлении практических навыков ведения здорового образа жизни. В связи с этим актуальной становиться проблема формирования валеологической культуры дошкольников. Выбрав данное направление работы, увидела огромные возможности для деятельности и самореализации. Цель моей работы: повышение педагогической компетентности в области валеологического воспитания дошкольников и внедрение ее на практике. Исходя из цели данной работы, выделила ряд задач:
Систему работы по теме выстроила с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста. Чтобы валеологическая работа была в системе, мною разработано тематическое планирование по всем возрастным группам. Работу выстроила по двум направлениям:
В группе созданы необходимые условия:
Начиная с младшей группы, дети знакомятся с правилами личной гигиены через презентации и просмотра обучающих мультфильмов, узнают о пользе овощей и фруктов, о вредных продуктах, о том, как беречь свое здоровье. С каждой возрастной группой знания детей становятся все более обширными и полными. В процессе беседы познавательного содержания использую наглядные пособия, изготовленные самостоятельно. Из цикла бесед «Строение тела человека» — познакомила детей со строением человеческого организма и его возможностями, внутренними органами и их значением для человека, при помощи плоскостного конструктора «Человек», где дети моделируют человека. В своей работе активно использую опыты, целью которых является нахождение скрытых свойств органов. Например, опыт «Узнай на вкус» помог определить вкусовые зоны языка. Опыт «Определи на ощупь» дети узнали, что такое осязание. В этом помог «Ящик ощущений». Опыт «Тихо, громко» позволил познакомить с органом слуха. Также активно использую в работе дидактические игры и упражнения для закрепления полученных знаний на занятиях и в совместной и свободной деятельности. «Что за чем. Режим дня», «Спорт-лото», «Вредно-полезно», «Будь здоров», «Где спрятались микробы» и т.д. Из цикла бесед «Наше здоровье» дети не только учатся бережно и осознанно следить за своим здоровьем, но и соблюдать правила безопасного существования. Проведены с детьми беседы по основам безопасного поведения в разных ситуациях: «Бездомные животные», «Осторожно, грибы!», «Незнакомец на улице» и т.д Один раз в месяц проводятся дни здоровья в группе. Где дети закрепляют и обобщают полученные ранее знания. Работу с родителями тоже организовываю разнообразными методами и приемами, в целях более глубокого просвещения в валеологическом образовании. В группе функционирует зона «Советы Неболейкина» для родителей, подобраны консультации, папки-передвижки. Были проведены беседы и консультации на тему оздоровления детей. С целью привлечения родителей была организована акция: «Что значит быть здоровым», итогом этой акции послужило – изготовление «Дерева здоровья». Таким образом, воспитание валеологической культуры дошкольников обеспечивается через взаимодействие следующих педагогических условий:
Проделанная мной работа является эффективной, об этом свидетельствует положительная динамика в валеологическом развитии детей: сформировались представления о своем теле, частях и органах, повысился интерес к оздоровлению собственного организма. Появилось умение определять свое состояние и ощущения. Сформировались навыки ведения здорового образа жизни.
|