РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «О НАКАЗАНИЯХ ДЕТЕЙ» Ребенок вырабатывает собственную нравственную систему ценностей в среднем только к семилетнему возрасту, когда начинает самостоятельно оценивать поступки окружающих и их поведение. Нормой оценки при этом будут являться некие личностные критерии, полученные им в основном в процессе духовно-нравственного воспитания в семье. С рождения главными авторитетами для детей являются отец и мать. А главная задача родителей с первых дней жизни ребенка – обогащать его знаниями, опытом, умениями, развивать ум, формировать отношение к добру и злу, прививать принятые в социуме моральные ценности и устои и способность их отстаивать. В процессе духовно-нравственного развития и воспитания моральные идеи, прививаемые ребенку родителями, должны трансформироваться в нормы поведения. Существует несколько уровней духовно-нравственного воспитания, использование которых в семье комплексно необходимо для успешного становления гармоничной личности: Мотивационно-побудительный – наиболее важный, содержащий истоки поведения, которые общество осуждает или одобряет, в зависимости от приносимой пользы или вреда, добрые или злые. Основная задача родителей – побудить ребенка к такому развитию, когда он сам захочет быть хорошим, проявляя активность в своем нравственном становлении; Эмоционально-чувственный – состоящий из впитываемых ребенком чувств и эмоций, составляющих семейную атмосферу. Необходимо доминирование в семье сердечности, ласки, искренности над морализаторством, запретами, менторством. Особенно важна такая атмосфера на первых годах жизни детей, когда им нужна эмоциональная поддержка и теплые чувства родителей. Эмоции, которые вызывают положительные чувства – любовь, нежность, радость, благодарность, восхищение должны преобладать в семейной атмосфере над отрицательными, провоцирующими гнев, злость, зависть, обиду, ненависть; Рациональный (интеллектуальный) – содержащий моральные знания и оценки, принципы, нормы поведения, идеалы. Задача родителей – научить детей основным понятиям, привить знания о добре и зле, смысле жизни, счастье, долге, чести и достоинстве. Духовно-нравственное воспитание в детях всех элементов их эмоциональной и нравственной составляющих будет гарантией гармонии внутреннего мира ребенка.
Нравственные потребности должны быть направляющими в дальнейшей жизни для формирования высокодуховной личности. Основные методы духовно-нравственного воспитания детей в семье: Атмосфера здоровой любви – оказывает сильнейшее воздействие на детскую психику, формирует реализацию его нравственных потребностей, дает возможность проявления его чувств; Атмосфера искренности – исключает склонность ребенка в дальнейшем ко лжи, обману, симуляции. Никакие обстоятельства в жизни родителей не должны их вынуждать говорить ребенку неправду; Отсутствие упреков – не следует упрекать ребенка, это может пагубно сказаться на его психологическом состоянии, убедить в неспособности дальнейшего успешного развития. Задача родителей – вселить в ребенка уверенность в собственных силах; Наказание как крайняя мера воспитания – нельзя оставлять безнаказанными проступки детей, но наказание не должно унижать, оскорблять достоинство, показывать неверие. Наказывая, необходимо дать строгую оценку действиям, выражая при этом свою любовь и заботу о ребенке; Запреты – разумные запреты позволяют сформировать у детей верное поведение и учат адекватно относиться к своим желаниям, которых в детстве множество, но далеко не все из них следует удовлетворять; Атмосфера труда – регулярное выполнение различных трудовых обязанностей в присутствии детей и с их помощью способствует формированию нравственной потребности работать.
|