«Основы воспитания толерантности у дошкольников». |
Воспитание | |||
Автор: Москаленко Юлия Сергеевна | |||
08.11.2023 20:17 | |||
«Основы воспитания толерантности у дошкольников». «В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить». Сократ Ежегодно 16 ноября в мире отмечается Международный день толерантности (терпимости). В этот день в 1995 году государства члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов терпимости и Программу действий. В 1996 году Генеральная Ассамблея предложила государствам членам ООН ежегодно отмечать этот день и приурочивать к нему соответствующие мероприятия, ориентированные как на учебные заведения, так и на широкую общественность.
В последнее время мы всё чаще замечаем у наших детей проявления озлобленности, жестокости, неприязни. И зачастую они направлены против тех, кто чем-то отличается от основной массы: имеет другие особенности развития, носит очки или имеет другую веру. Малыши любознательны и при этом не отягощены комплексами. Они могут громко чем-то восхититься и точно так же громко откоментировать то, что вызвало их удивление. Человек на инвалидной коляске, ребенок с синдромом Дауна или ДЦП — не самая типичная картина для обычного малыша. Поэтому он наверняка присмотрится к ним повнимательнее. И результатом наблюдений обязательно поделится с родителями. Как воспитать ребенка толерантным, и что рассказать ему, когда он задаст вопрос «А почему он такой?» Наша задача — дать понять ребенку, что люди, которые непохожи на него, имеют точно такие же права. С ними можно и нужно общаться и дружить. Основной принцип толерантности звучит так: «Я вижу, что ты другой и отличаешься от меня, но принимаю и уважаю это». Работа по формированию толерантного отношения сверстников к особенным детям должна быть целенаправленной и поэтапной. Для начала нужно рассказать детям о том, что люди могут отличаться друг от друга, об особенностях детей с инвалидностью, их возможностях и ограничениях, о помощи, которая им требуется. Для этого можно: рассматривать и обсуждать картинки, читать воспитанникам художественную литературу, проводить беседы. Следующим этапом будет формирование устойчивого толерантного отношения к детям с особенностями. Важно объяснить, что от поведения каждого из нас зависит очень многое. Следует показать детям пути преодоления жестокости, несправедливости, что можно не допустить этого, если встать на чью-либо сторону, защитить не только свои интересы, но и того кого обижают. Важно научить детей взаимодействовать между собой, помогать, если требуется помощь. Именно так дети учатся сочувствию, сопереживанию, толерантному поведению. Возможно — это будет самый непростой этап, многое может быть не реализовано полностью. Среди проблем, с которыми можно столкнуться, следует выделить нежелание и страх родителей здоровых детей общаться. Если это произошло в присутствии человека с инвалидностью или особенностями развития, не стоит ругать ребенка. Показательно начинать воспитывать и посыпать голову пеплом тоже не нужно. Лучше спокойно извиниться и переключить внимание малыша на что-то другое. Семья даёт ребёнку первый опыт социализации. Именно от родителей ребёнок получает навык взаимодействия с людьми, первые уроки общения, учится принимать мнение окружающих, с уважением относиться к своим близким. «Необходимо проводить целенаправленную работу с родителями, разъяснять им важность воспитания у детей культуры общения. Помнить, что личный пример воспитывает у детей чувство уважения к другим взглядам. Очень сложно сформировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают сами родители» Здоровые дети, имеющие возможность с ранних лет общаться с особыми детьми, начинают понимать, что мир – это единое сообщество людей, которое включает в себя и тех, кому необходима помощь. Для здоровых детей такое общение является огромным источником нравственного воспитания. «Толерантность – норма времени. Сегодняшние дети будут жить в мире, когда бояться особых людей и отстраняться от них будет просто стыдно. Сегодня обществу необходима личность, которая способна с уважением относиться к мнениям, взглядам, поведению других людей»
|