«Роль музыкально – ритмических движений в воспитании детей» |
Воспитание | |||
Автор: Авдеева Марина Ивановна Бабенкова Наталья Викторовна | |||
24.10.2023 14:06 | |||
«Роль музыкально – ритмических движений в воспитании детей» Ритмика является одним из предметов, входящих в систему музыкального воспитания детей. Задача педагога – научить детей двигаться в характере музыки, передавая ее темповые, динамические, метроритмические особенности. В процессе работы над движениями, связанными с музыкой, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческий способности. Вместе с тем ритмические упражнения служат и задачам физического воспитания. Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения. Виды упражнений, в которых ставятся музыкально-ритмические и двигательные задачи: 1. Ходьба.
Ходьба укрепляет главным образом мышцы нижних конечностей, развивает ориентировку в пространстве. Нагрузка на организм при ходьбе зависит от скорости движения и интенсивности шага. Виды ходьбы: с подушечки – средней части стопы; с носк; на носках: с перекатом – с пятки на носок; топающим шагом – на всю ступню; пружинящим шагом; широким шагом; с высоким подъемом ног. Часто детям предлагается самим выбрать движения, соответствующие настроению и динамике музыкальной пьесы. Подобные занятия развивают творческое воображение детей. 2. Бег. Бег способствует разностороннему физическому развитию, активизируя работу сердца, легких. Виды бега: легкий; широким шагом; с высоким подъемом ног; с захлестом голени назад. Различными видами бега отмечаются динамические оттенки (громко – тихо), структура музыкального произведения. Посредством бега можно создать определенный художественный образ (лисички, лошадки и т.д.). 3. Прыжки. Для выполнения прыжков требуется работа всего мышечного аппарата, обеспечивающая мягкость, упругость движений, сохранение равновесия. Прыжки развивают мышцы ног, укрепляют связки и суставы ног. Виды прыжков: - На обеих ногах на месте - На обеих ногах с продвижением вперед - Поочередно на правой и левой ноге - Ноги в стороны – вместе - Поскоки с ноги на ногу - Прыжки вверх с разбега - Перепрыгивание - Спрыгивание - Прыжки через скакалку Подготовкой к прыжкам является ходьба и бег пружинящим шагом, движение «пружинка». 4. Бросание и ловля мяча. Упражнения с мячом развивают ловкость, четкость, пластичность, координацию движений, глазомер; укрепляют мышцы рук, плечевого пояса; способствуют развитию кисти и пальцев рук. Ритмические упражнения с мячом:
5. Построение и перестроение. Построения и перестроения организуют и дисциплинируют коллектив, развивают ориентировку в пространстве. Виды:
Посредством перестроений в ритмической композиции отмечается смена динамики и фразировка музыкального произведения. 6. Гимнастические упражнения. Цель использования гимнастических упражнений – равномерное развитие всей мышечной системы, совершенствование двигательных навыков, выработка пластичности, точности, координации движений, формирование правильной осанки. 7. Хороводы, танцы. Работа над танцами способствует воспитанию пластичности, красоты, выразительности движений, творческих способностей детей. Некоторые виды танцевальных движений: русский переменный шаг; припадание; подскоки; ковырялочка с притопом; завивание улитки; развивание улитки; бегунец; гребеночка; веревочка; па-де-баск; шаг польки; галоп. 8. Игры. Музыкально-ритмические игры строятся на основных и танцевальных движениях. Они развивают восприятие музыки, двигательные навыки, творческие способности детей. В игре дети учатся выражать посредством движений свое отношение к музыке, создавать художественный образ. Реквизит и пособия для выполнения музыкально-ритмических задач: мячи, скакалки, гимнастические палки, бубны, погремушки, музыкальные инструменты, платочки, флажки, ленты, маски, музыкальная колонка Одежда для выполнения музыкально-ритмических задач должна быть: форма должна быть удобной и комфортной, красивой, чистой и опрятной. Обувь — балетки или чешки, должны обеспечивать идеальную работу стопы. Таким образом, ритмика для детей сегодня стала важным компонентом системы воспитания дошкольников. Занятия вводят малышей в мир музыки и движений, развивают пластику, координацию движений, грациозную походку. При помощи пластических средств выразительности ребенок начинает проявлять свои эмоции, что благоприятно сказывается на его общем эмоциональном фоне и способствует гармоничному формированию характера. Бабенкова Наталья Викторовна воспитатель МБДОУ д/с №89, г. Белгород Авдеева Марина Ивановна социальный педагог МБДОУ д/с №89, г. Белгород
|