«Воспитание у дошкольников заботливого, чуткого отношения к окружающим». |
Воспитание | |||
Автор: Черепанова Марина Андреевна Ващенко Наталия Леонидовна | |||
20.10.2023 06:22 | |||
«Воспитание у дошкольников заботливого, чуткого отношения к окружающим». Воспитатели Ващенко Н.Л. Черепанова М.А. МБДОУд/с №21 «Тридевятое Царство» г.Белгород Воспитание у дошкольников заботливого, чуткого отношения к окружающим очень длительный процесс, который направлен на то, чтобы забота о людях стала для детей привычной формой их общения и поведения. Умение проявлять чуткость к окружающим, быть отзывчивым на добро, формируются с детства. Основная роль в воспитании дошкольников принадлежит семье, в которой ребенок постигает первую школу общения с близкими. Огромное влияние на ребенка оказывает микроклимат в семье. В воспитательном отношении важен весь уклад семейной жизни.
Девочка с ожесточением бьёт куклу “Вот тебе, вот тебе, чтобы знала! Только вчера надела тебе чистое платье, а ты уже вся вымазалась! ” и злобные огоньки загораются в её глазах. Мальчик подбегает к ровеснице и с явным удовольствием дёргает её за косички. Девочка заплакала. Откуда эта жестокость, агрессия? Давно опровергнута теория о том, что нравственные качества являются врождёнными, наследственно-обусловленными. Поэтому и нет надобности доказывать, что она у них в крови. Жестокость появляется под влиянием таких условий воспитания, при которых у ребёнка развивается эгоистическое, агрессивное отношение к человеку. Что же приводит к его развитию. Есть дети, о которых говорят: “Этот всех обижает, ни в чём никому не поможет, ни с кем не поделится. ” Иногда родители не замечают у своих детей этих качеств: им довольно редко приходится наблюдать за ребёнком в обществе сверстников. Между тем знать эту сторону поведения ребёнка необходимо, чтобы правильно руководить воспитанием. Каждый папа или мама рассердится и сурово накажет ребёнка, если он на какой-то их вопрос ответит: “Отстань. ” А как часто ребёнок слышит от родителей подобные реплики! Взрослые не считают нужным обращаться к детям вежливо, нечаянно толкнув ребёнка, попросить извинения, поблагодарить, если он выполнит поручение. Вот почему А.С. Макаренко настойчиво подчёркивал, что главное в воспитательной работе- уважение к детям, заботливое и одновременно требовательное отношение к ним. Чуткость, внимание и уважение к человеку, эмоции жалости, сострадание следует воспитывать у ребёнка рано, тогда, как ребёнок только учится ходить, говорить. Вначале это самые элементарные формы воспитательных воздействий взрослого: ”Видишь, Олег плачет, подойди и пожалей. ” Сочувствие, жалость, обычно возникают у маленького, когда он видит, что другой плачет, что ему больно. Но можно быть уверенным, что ребёнок, проявляющий жалость в этих случаях, поймёт и моральное горе. Ребёнок растёт жестоким, если его внимание не обращают на то, что человеку больно, трудно, что и кошке бывает больно, что птичка голодная, если ей не посыпать зёрен. Сердечность, чуткость, человечность – это прежде всего сочувствие. Воспитывайте у малыша такое отношение ко всему живому, и он станет относится так ко взрослым, к сверстникам, будет понимать: другому больно, неприятно- значит, делать так нельзя. Добрые чувства, воспитанные у ребёнка, станут источником добрых поступков, сильным барьером против возникновения жестокости. Ребёнок, у которого будет воспитанно гуманное отношение к окружающим, не обидит слабого у него не поднимется рука ударить животное. Нельзя забывать, что ребенок воспитывается в семье в каждый момент его жизни, даже тогда, когда родителей нет дома. Воспитание заботливости в ребенке успешно проходит в тех семьях, где существует взаимное уважение всех членов семьи, интерес к окружающим людям. Таким образом, задача взрослых состоит в том, чтобы постоянно демонстрировать детям положительные образцы поведения, побуждающие их к мотивированным социально значимым поступкам. Список литературы:
|