Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Воспитание бережного и экономного использования энергоресурсов с детьми дошкольного возраста через проектную деятельность.
Воспитание
Автор: Храмова Ирина Вячеславовна   
09.03.2023 14:06

Воспитание бережного и экономного использования энергоресурсов с детьми дошкольного возраста через проектную деятельность.Воспитание бережного и экономного использования энергоресурсов с детьми дошкольного возраста через проектную деятельность.

Храмова Ирина Вячеславовна воспитатель МБДОУ №11 Выксунский район Нижегородская область

«Свет, тепло, вода и газ просто так не льются,
И природой нам они даром не даются,
Сохрани этот мир для потомков, для нас.
Экономь электричество, воду и газ».

Бережное и экономное использование природных, топливно-энергетических ресурсов с каждым годом становится все более актуальной проблемой. Слово «экономия» в переводе с греческого значит — «закон дома», понимается как управление хозяйством, т.е. – это закон расчетливого, бережливого ведения хозяйства дома. Человечеству необходимо задуматься об изменении стиля жизни каждого, осознать необходимость перехода не только от потребительского отношения к ресурсам, но и совместному гармоническому развитию природы и общества.

 

Роль в этом процессе занимают экологическое образование и воспитание, а также привитие навыков бережного отношения к природным ресурсам, которыми располагает человечество. Резервы экономии, бережливости у нас поистине неисчерпаемы, и все мы об этом хорошо знаем. Но только знать – мало, надо стремиться воспитать в себе это хотение, стремление научиться самому и научить других бережно, экономно относиться к теплу, газу, воде, своему жилью, природным ресурсам. Навыками бережливости должны владеть как взрослые, так и дети с самого раннего возраста.

Поэтому необходимо выстроить систему воспитания бережливых и экономных дошкольников не с помощью запретов и нравоучений, а увлекая их в интересный и удивительный мир бережливости и экономии. Реализации этой задачи поможет проектная деятельность. Методика работы в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.

Основной целью проекта является воспитание культуры потребления и энергосбережения у детей дошкольного возраста посредством различных видов деятельности.

Задачи проекта:

  1. Привлечь внимание к проблемам использования и экономии ресурсов и энергии;
  2. Обогащать и систематизировать представления дошкольников об энергосбережении;
  3. Вовлечь детей в деятельность по энерго- и ресурсосбережению;
  4. Развивать у воспитанников исследовательскую инициативу, творческие способности, основы энергоэффективного поведения.

Для реализации проекта мною был разработан перспективный план работы с детьми по энерго- и ресурсосбережению; разработаны мультимедийные презентации «Мы – потребители», «Волшебница вода» и др.; разработаны перфокарты «Источники тепла», «Источники света», «Тёплый – холодный», «Где живёт вода?», «Что можно сделать из нефти?», «Природные богатства России» и др.; подобраны и оформлены материалы по опытно-экспериментальной деятельности «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»; подобран литературный и художественно-иллюстративный материал «Всё обо всём»; дидактические игры «Что из чего сделано», «Определи на ощупь», «Где живёт электричество?», «Путешествие капельки воды по временам года», «Найди отгадку», «Разрезные картинки», «Хорошо – плохо», «Сортируем мусор – бережем природу», «Береги природу».

Также была создана соответствующая предметно-развивающая среда.

В группе созданы:

  1. уголки познавательно-практической деятельности, включающие разнообразный развивающий материал: микроскоп, увеличительное стекло, весы, коллекции полезных ископаемых, минералов и горных пород, спиртовой термометр для измерения температуры воздуха и воды, средства измерения, наборы для опытов с водой, магнитом, а также иллюстративный материал по ознакомлению дошкольников с понятиями «свет», «тепло», «вода», «экономия», «бережливость»;
  2. этнографические уголки, где размещены глобус, предметы быта старины (лучины, керосиновая лампа, железные утюги и др.);
  3. уголок бытовой техники и электрических приборов, скомплектованный игрушками «стиральная машина», «микроволновка», «пылесос», «электроплита», «настольная лампа» и др.
  4. книжные уголки, где размещены энциклопедии, художественная литература, книжки — разукрашки по темам «Земля», «Вода», «Электричество», «Тепло», «Экономия».

Для работы с детьми были выбраны наиболее продуктивные формы работы. Среди них: игры-занятия, викторины, экскурсии. Интерес к ним подкрепляет создание проблемных ситуаций, введение сказочных персонажей, использование игр и информационных компьютерных технологий. Также проводились наблюдения «Электричество в нашем детском саду», «Электричество в нашем поселке», «Вода в детском саду»; наблюдения за применением электричества и воды в домашнем хозяйстве; наблюдения за естественным и искусственным освещением.

Особенно увлекало детей опытно-экспериментальная деятельность, позволяющая им стать исследователями, приблизить то или иное явление, получить научное представление о предмете. Особенно увлекает детей опытно-экспериментальная деятельность, позволяющая стать детям исследователями, приблизить то или иное явление, получить научное представление о предмете. Так в ходе опыта «Вулкан» (с использованием пищевой соды, жидкости для мытья посуды, уксуса) детям доступно разъяснили, что такое газ, и они смогли увидеть химическую реакцию с выделением углекислого газа, который пузырится, заставляя массу (лаву) переливаться через края кратера. Посредством опыта с водой и солью, ребята смогли вырастить кристаллы. Также были проведены опыты: «Почему лампочка светит, а игрушка движется», «Волшебные лучи», «Статическое электричество» «Как сохранить тепло», «Волшебные расчёски», «Висящий шарик».

Велика ценность и познавательных бесед, благодаря которым дети учатся устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, искать пути экономии света, воды, тепла. К ним относятся: «Можно ли сократить потребление энергии?», «Какое отношение имеет общественный транспорт к экономии энергии?», «Что означает раздельный сбор отходов? Переработка отходов», «Где хранят использованные батарейки?», «Из чего сделаны игрушки?», «Почему нужно беречь воду?», «Правильно ли мы расходуем воду».

Особенно эффективной для воспитанников является игровая деятельность (игры-рифмовки, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры). Такая форма работы формирует представления о предметах, явлениях, профессиях, содержании труда, прививает экономические качества (бережливость, экономность, заботливость, хозяйственность).

Овладение детьми основами бережливости осуществляется в различных видах художественно-речевой деятельности: конкурс рисунков «Учись бережливым быть», лепка, знакомство с пословицами, поговорками, чтение стихотворений, сказок, рассказов.

Также воспитанники приняли активное участие в олимпиадах, такие как «Год экологии», «Юный эколог», «Мир вокруг нас». Дети заняли призовые места и получили дипломы.

Воспитание экономии и бережливости начинается в семье. Ребенок с детства должен видеть, как родители экономно расходуют воду и электричество, как бережно относятся к имуществу. Именно в семье ребёнок сталкивается с экономическими понятиями, экономическими отношениями. Он узнаёт цену труду, узнаёт о доходах и расходах семьи, видит, как взрослые планируют оплату за коммунальные услуги и другие покупки. Одновременно ребёнок усваивает, что необходимо экономить электроэнергию, тепло, воду, так как от этого зависят расходы в семье. Ребёнка интересует, где производят и продают товары, их стоимость, почему у него нет таких игрушек, как у других детей.

В связи с этим с родителями воспитанников реализовались мероприятия:

  1. информационные уголки «Уроки бережливости для взрослых»;
  2. конкурс «Самая бережливая семья;
  3. акции «День без автомобиля», «Внимание – розетка!», «Не дай капельке упасть»;
  4. вручение памяток «Потреблять, а не распылять энергию», «Рациональное освещение квартиры», листовок «Экономить энергию просто», «Бережём воду!», «Бережём тепло!», «Бережём электроэнергию!».
  5. Родительское собрание «Воспитание культуры энергосбережения»

В результате целенаправленной работы у воспитанников:

  • сформированы элементарные представления о природных ресурсах, нужных человеку (солнечная энергия, энергия ветра, нефть, газ, уголь)
  • развито стремление и навыки рационального потребления природных ресурсов
  • воспитаны экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность, экономность) потребности в сохранении и приумножении природных богатств.

Законные представители:

  • понимают значимость и необходимость формирования основ энергосбережения у детей
  • принимают активное участие в совместной деятельности по воспитанию бережливости, экономности у дошкольников.
  • проявляют интерес к созданию в домашних условиях среды, способствующей сохранению энергоресурсов.

Считаю необходимым продолжать работу по энергосбережению в учреждении дошкольного образования, выявлению и распространению эффективного опыта работы в сфере энергосбережения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год