ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Воспитание | |||
Автор: Кистерёва Людмила Васильевна | |||
25.02.2023 15:10 | |||
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы Школа № 1583 имени К.А. Керимова Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Кистерёва Людмила Васильевна В современных условиях социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов. Сущность понятия «гражданственность» состоит в способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу. Гражданственность формируется в ходе накопления социально-нравственного опыта, являющегося результатом воспитательного воздействия ДОУ, семьи, социального окружения, а также в результате самовоспитания. Гражданственность – это высшая ступень развития нравственного сознания личности. Хорошо известно, что процесс формирования самосознания ребенка начинает формироваться в дошкольном возрасте. Дошкольные образовательные учреждения призваны сформировать у детей базовое представление об окружающем мире, об отношении человека к природе, к малой Родине, к своему Отечеству.
Воспитание гражданственности у детей старшего дошкольного возраста возможно при решении комплекса задач:
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только гражданственность, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Социокультурная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования проблему поиска средств и модернизации форм работы по воспитанию гражданственности в новых условиях. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности. Работу по воспитанию гражданственности необходимо проводить последовательно и в системе. Лучше всего начать знакомить детей с малой родиной — местом, где они живут. Всё начинается с семьи. Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Любовь к Родине начинается с любви к отцу, маме, бабушке, деду, сестре, брату и другим близким людям. Ценности, признанные в семье и усваиваемые ребенком с первых лет имеют огромное значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье влияют на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Ребёнок видит, как строятся отношения между родителями и более старшим поколением — бабушек, дедушек. Он непроизвольно принимает эти установки. Неуважение к пожилым людям со стороны родителей пагубно повлияет на формирование его нравственных ценностей и непременно скажется на его отношении к своему Отечеству. Только родители и старшие члены семьи на личном примере могут научить ребенка любить своих близких и уметь заботиться о них, привить трудолюбие, развить активную жизненную позицию, лидерские качества, способность брать ответственность на себя, сопереживать и сочувствовать, проявлять при необходимости настойчивость и твердость. Ребенок постепенно знакомится с детским садом, своей улицей, городом. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Начиная работу по воспитанию любви к родному городу, педагог должен сам хорошо знать свой город. Затем нужно подводить к пониманию того, что город — часть большой страны, а дети — жители России, ее граждане. Гражданин — житель страны, который признает ее законы (правила поведения), потому что он любит свою страну. Мы знакомим воспитанников со страной, ее столицей и символами. Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и родной страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Знакомство дошкольника с родным городом и родной страной — процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь систематической работой, и эта работа должна проходить не только на специально организованных занятиях, но в основном вне их. На занятия же выносятся темы самые сложные, требующие объяснения, толкования. Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа родного края; труд людей, традиции, общественные события, права и обязанности детей и взрослых – граждан России и т.д. Он должен продумать, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для нашего города. В воспитании гражданственность у детей старшего дошкольного возраста огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Поэтому особенно важно в ДОУ поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны; семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций; счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства. Важной частью работы по воспитанию гражданственности является формирование у детей представлений о людях родной страны, тех людях, которые прославили нашу Родину (художников, композиторов, изобретателей, ученых, путешественников). Также надо на конкретных примерах познакомить детей с характером российского народа: гостеприимство, отзывчивость, доброта, умение защищать свою Родину; песенность; творческие способности, умелость, уделить внимание народным промыслам Формы работы могут быть использованы самые разные. Это и традиционные: рассматривание иллюстраций, слушание художественных произведений, беседы, рисование, продуктивная деятельность, экскурсии, игры-путешествия, а так же и современные, нетрадиционные:
Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, является игра. При этом имеются в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые имеют характер игры (обряды, праздники, ярмарки). Возможно оформление визитки каждого ребенка «Я – гражданин России»: ребенок на листе ватмана в ходе общей работы под руководством педагога рисует свой портрет, а с родителями кратко пишет о себе и о своей семье – кто он, какая у него семья, что он любит, чем занимается, какие у него права и обязанности, какой характер. Можно разработать систему занятий по воспитанию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ, включающая направления – «Я – гражданин России», «Моя семья», «Все мы рядом живем», «Мои права и обязанности», предусматривающей организацию разнообразной деятельности детей по овладению доступным для данного возраста объемом знаний о Родине, интереса к событиям, происходящим в стране, потребности в обществоведческих сведениях, стимулирование у дошкольников стремления к отражению в деятельности полученных знаний и отношений, накопление опыта участия в общественно полезной деятельности. К работе должны привлекаться родители дошкольников, что обеспечивает тесный контакт ДОУ с семьей дошкольников и позволяет использовать жизненный опыт семьи в процессе воспитания гражданственности. Задача педагогов заключается в формировании положительной мотивации у детей старшего дошкольного возраста, при которой потребность быть полезным обществу, народу, Отечеству, что является нравственным стержнем личности.
|