«Повышение родительской компетентности в процессе воспитания детей в ДОО и семье» |
Воспитание | |||
Автор: Рощина Галина Юрьевна | |||
25.02.2023 13:25 | |||
«Повышение родительской компетентности в процессе воспитания детей в ДОО и семье» «Быть компетентным — значит знать, когда и как действовать». П. Вейлл Материал подготовила: Старший воспитатель ГБДОУ № 36 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Рощина Галина Юрьевна Высшая квалификационная категория Модернизации российского образования на период до 2025 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Дошкольная образовательная организация – один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Изучение влияния семьи и семейных отношений на развитие личности отражено в работах многих отечественных психологов и зарубежных исследователей. Они отмечают, что уровень компетентности родителей – очень важная часть самореализации взрослого человека.
Компетентный родитель – это человек, который видит реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, который понимает, что для изменения развития ребенка в благоприятную сторону надо меняться самому, и предпринимает усилия для этого, не уходит от ответственности. Психолого-педагогическое сопровождение семьи профессионалами ДОО (педагогами, психологами, логопедами), способствует становлению родительской компетентности. Большинство взрослых людей – родители. Профессия, призвание, долг, удача, личное дело каждого человека? Профессии у всех разные, но состоятся в роли родителя важно всем. И общество очень требовательно относится к родительскому сообществу, давая понять, что мы, проявив свою родительскую компетентность, должны уметь что-то такое, что сделает нашего ребенка та- ким, каким хотят его видеть не только мама, папа и вся семья, но и общество. Кто же такой современный компетентный родитель? Тот, у которого нет проблем? У кого примерный ребенок отличник? Специалисты всего мира сходятся во мнении, что компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Но никто, никого и никогда не учит быть родителем предметно, а экзаменом нашего родительства становится сама жизнь. Все ли из нас сдают его успешно? Мы все хотели бы, чтобы наши дети стали хорошими людьми, самостоятельными и ответственными, умели разрешать свои проблемы, адаптироваться к жизненным обстоятельствам. Воспитывая ребенка в условиях отсутствия системы родительского образования, мы используем личный опыт, в основном транслируя на детей те методы воспитания, которые когда-то применялись к нам. Мы выросли, встали на ноги, получили профессию, создали семью, но почему же сейчас поселилась тревога, когда речь идет о поколении наших детей? Мы не может утверждать, что прошлые стратегии воспитания вдруг оказались устаревшими и нерезультативными, поскольку ими воспользовались наши родители и вырастили нас. Но жизнь, заполненная различной информацией, стремительно меняется. Появляются новые подходы в педагогике и психологии, иные требования к развитию и образованию детей, Да, мы что-то знаем и что-то слышали о воспитании, но информация, не ставшая опытом, бесполезна и быстро забывается. Ранее в нашей стране существовала система лекториев, где родители получали знания о том, как растить детей: «Любите своего ребенка, принимайте его таким, какой он есть, уделяйте ему время» и пр., Но как реализовать эти правильные слова на деле? Как реагировать на непослушание? Может ли компетентный родитель сердиться на своего ребенка? Как быть понятным для своего ребенка? Где границы родительского влияния: «принимать», «направлять» или «останавливать»? Чему конкретно надо учить этого маленького человека, чтобы он был успешен в школе? Все эти вопросы требуют запаса определенных знаний и навыков. Многие проблемы в диаде «родитель – ребенок», в этом движении двоих навстречу друг другу, кроются в не- умении взрослых своевременно научится говорить со своим ребенком. Пока он не вырос. Мы забываем, что детство – это не подготовка к жизни, не черновик, а уже жизнь. Педагогу необходимо помочь родителю быть готовым к тому, что ребенок сам должен осознать свое жизненное авторство в пространстве других людей. Необходимо научить ребенка отвечать за свои поступки. Один из самых сложных вопросов – это вопрос о стиле родительского воспитания. Мысли о своей родительской компетентности чаще возникают у тех, кто предпочитает не только думать во благо своих детей, но и действовать: «Хочешь изменить мир – измени себя». Если родитель сам себя принимает, то ему легче «видеть» своего ребенка реально и понимать его. Не во всякой социально благополучной семье вырастают благополучные и успешные дети. И это действительно так, и примеров достаточно. В нашем обществе принято учиться, обучаться, повышать квалификацию, получать образование. Мы учимся много чему, как правило, отдавая предпочтение профессиональным педагогам. Но одна из важнейших функций взрослого человека – быть родителем – формируется зачастую стихийно. Родителями не рождаются, ими становятся. Каждое следующее поколение теряет все больше традиционных ценностей, подменяя их актуальными для своего времени приоритетами. Наверное, это цена прогресса. Возможно, по-другому и не может происходить развитие цивилизации. Но все большее количество современных родителей стремится повысить свою компетентность. Источники для ее повышения существуют различные: это и многочисленные пособия для родителей, периодические издания, просветительские проекты. Однако знания приходится приобретать «по крупицам», ориентируясь не только на тенденции в родительской среде, но и собственную интуицию, житейскую мудрость. Мы не рождаемся родителями, мы учимся, учимся на собственных детях, которые прощают нам наши оплошности, искренне верят в чистоту наших намерений, благодарно воспринимают нашу заботу. Мы можем сделать наших детей более счастливыми, для этого мы должны помнить, что учиться быть родителями мы должны всегда, получая знания из всех доступных нам источников. Еще недавно для того, чтобы быть успешным родителем, вполне достаточно было наличие стихийных педагогических знаний. Сейчас нынешнему поколению родителей требуется более глубокая психолого-педагогическая компетентность в вопросах воспитания, так как современная жизнь сопровождается множеством неблагоприятных факторов. Отец и мать первыми открывают ребенку мир родительского дома и семьи, страны и общества. Важно, когда родитель понимает, что не только знания и умения в воспитании ребенка определяют успех в его развитии, но и понимание себя как родителя и как человека, работа над собой имеют важное значение для выстраивания позитивного взаимодействия и развития ребенка. Самопознание и саморазвитие родителей – важнейший компонент родительской компетентности. Ученые едины в том, что знания и умения являются основой компетентности. И это понятно, поскольку они обеспечивают исполнение деятельности. Анализ исследований Р.В. Овчаровой, Н.Г. Кормушиной, Н.И. Мизиной, М.О. Емихиной определяет следующие составляющие (структурные компоненты) родительской компетентности: когнитивную, эмоциональную, поведенческую. Когнитивная составляющая включает в себя знания и представления о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка, представления о себе как о родителе, знание родительских функций. Поведенческая составляющая содержит представления о различных способах и формах взаимодействия родителей с ребенком, а также убеждения в приоритетности реализуемых им направлений взаимодействия с ребенком. Эмоциональная составляющая – это субъективное отношение к себе как родителю, родительские чувства и установки. Если мы говорим о развитии родительской компетентности, то мы должны обеспечить развитие всех трех составляющих компетентности. В практике работы дошкольных образовательных организаций уже сложились методы работы с родителями по повышению их родительской компетентности. Но опыт работы с родителями показывает, что большинство проблем, возникающих в отношениях между ними и детьми, – результат ее недостаточности. В этих условиях необходима четкая система работы по «выращиванию» родителей и, как важнейшее условие становления родительской компетентности, ее психолого-педагогическое сопровождение. В нашей стремительной материализованной жизни очень мало моментов для того, чтобы остановиться и немного размыслить о своей родительской позиции. Но мы убеждены в том, что каждый из нас искренне любит своих детей и обладает достаточной компетентностью в вопросах воспитания. В настоящее время родители – участники образовательных отношений и вместе с педагогом выстраивают индивидуальную образовательную траекторию ребёнка. Взаимодействие не может быть эффективным без личной заинтересованности каждого субъекта отношений и понимания результативности своей части партнерства. Педагог – прежде всего профессионал, способный грамотно и эффективно оказать помощь родителям, как своим участием в процессе воспитания и образования ребенка в детском саду, так и формированием необходимой родительской компетентности. Родительская компетентность – это прежде всего грамотность в вопросах образования, развития, воспитания своего ребенка. Грамотность предполагает актуализированные знания и опыт, на основе которых строится готовность и способность родителей выполнять свои родительские функции. Быть родителем, не профессия, а сложное многогранное социально-психологическое явление. На формирование компетентности родителей влияют самые разные факторы. Компетентный родитель в любой момент, в любой ситуации общения со своим ребенком может быть искренним и находить с ним «совместный язык», видеть реальную ситуацию его развития и наиболее эффективные средства и методы воспитания. Современные родители достаточно грамотные люди, свободно погружающиеся в мир литературы и Интернета для получения разнообразной информации, касающейся развития, воспитания и образования детей. Для них не секрет и не открытие, что полноценного человека, культурную, социальную личность можно вырастить, только являя перед ребенком родительский пример такой личности. Поэтому следует говорить о взаимодействии образовательной организации и родителей, основными принципами которого являются взаимоуважение, единство целей и координация усилий, диалог и сотворчество в вопросах воспитании. Кто же первый выступает, как координатор действия родителей? Педагог – профессионал. Он выступает инициатором взаимодействия, используя различные пути вовлечения родителей в жизнь ребенка в дошкольный период, обогащения представлений родителей о возрастных психолого-педагогических особенностях детей, методах и приемах воспитания, инициирует диалог в построении индивидуальной траектории развития ребенка, помогает родителям сформировать рефлексивную позицию. Детский сад – первый внесемейный социальный институт, первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Для того, чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, педагогический коллектив дошкольной образовательной организации должен служить образцом такого воспитания. Педагогам и воспитателем необходимо постоянно повышать свою квалификацию, заниматься самообразованием, ориентироваться в современных педагогических новациях
|