Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Воспитание социальных и коммуникативных компетентностей детей дошкольного возраста посредством технологии Л.В. Свирской «Детский совет»
Воспитание
Автор: Надеждина Наталья Анатольевна   
28.08.2022 21:57

Воспитание социальных и коммуникативных компетентностей детей дошкольного возраста посредством технологии Л.В. Свирской «Детский совет»Воспитание социальных и коммуникативных компетентностей детей дошкольного возраста посредством технологии Л.В. Свирской «Детский совет»

Надеждина Наталья Анатольевна воспитатель МБДОУ Д/С №88 «Улыбка» г. Белгород, Белгородская область

Аннотация: в статье говорится о социализации детей. Автор рассказывает о преимуществах технологии Л.В. Свирской в процессе формирования социальных качеств ребенка.

Ключевые слова: социализация, социальная компетентность, коммуникативная компетентность, детское общество.

 

Детское сообщество является основной базой накопления детьми социального, нравственного, игрового, речевого опыта. В нем, под руководством педагога, ребенок приобретает опыт коллективного поведения, как в позициях подчинения, так и руководства. Это приводит к формированию таких социально ценных качеств личности, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность и др. В сообществе складываются и личностные характеристики: самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или непринятие себя как личности.

Одним из основных условий и факторов успешной социализации детей в детском саду является формирование коммуникативной компетентности в пространстве взаимодействия ребенка со сверстниками.

Чаще всего отношения сверстников строятся спонтанно. В современном обществе детей редко специально обучают эффективным приемам взаимодействия со сверстниками. Наибольшие трудности ребенок старшего дошкольного возраста испытывает именно в сфере общения и взаимодействия со сверстниками. Это проявляется в повышенной тревожности, агрессии, неумении договориться, видеть особенности сверстника, невозможность осуществлять совместную деятельность.

Современное состояние общества характеризуется потребностью в самостоятельной, активной, любознательной, творчески мыслящей, стремящейся к познанию личности. Проблема формирования коммуникативной компетентности рассматривается в рамках системно-деятельностного подхода и теории общения и межличностных отношений (М. И. Лисина, Е.О. Смирнова). М.И. Лисина сделала деятельность общения предметом своих исследований. Она рассматривает общение как определенный самостоятельный вид деятельности и как условие формирования личности в целом.

Целью общения, считает М.И. Лисина, является познание себя и познание других людей. Взаимодействие с окружающими людьми является центральным компонентом целостного отношения ребенка к себе, к другим людям, к предметному миру в целом. Потребность в общении не является врожденной, а формируется прижизненно, через становление потребности в общении со взрослыми и со сверстниками. В ходе развития меняются потребности, мотивы, средства общения.

В дошкольном возрасте ребенок проходит несколько стадий развития общения со взрослыми и со сверстниками, которые М.И. Лисина определила как формы общения. Именно совместное сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и уважение позволяют наполнить жизнь ребенка интересными делами, радостью от совместных побед, переживаниями в процессе выполнения общего дела, что составляет бесценный социальный опыт, столь необходимый детям во взрослой жизни. В дошкольном возрасте начинают складываться черты коллективности, общности в процессе совместного общения детей в разнообразных видах деятельности. В дошкольной педагогике коллектив дошкольников принято обозначать как детское сообщество.

Детское сообщество – это группа детского сада как социальная общность, объединяющая детей совместными целями, общей деятельностью и переживаниями. На основе анализа литературы по данной проблеме, Н.И. Титовой выделены следующие задачи формирования детского сообщества: формирование гуманных взаимоотношений в группе сверстников (дружеские отношения, внимание, уважение мнения другого, взаимопомощь и др.); приобщение детей жить и работать сообща, играть и трудиться вместе со всеми детьми в группе; учить считаться с интересами друг друга, подчинять свои интересы интересам коллектива; учить заботиться, помогать друг другу, поощрять и поддерживать дружбу между детьми. Ребенок может усвоить тот опыт, который ему интересен. Смысл детского научения заключается не в конечном продукте, а в самом процессе.

В логике стандарта, «образовательная ценность» дошкольного образования вытекает из самооценки дошкольного детства. В тоже время, в соответствии с законом «Об образовании Российской Федерации», дошкольное образование является первым уровнем образования. Особое внимание ФГОС ДО уделяет поддержке детской инициативы, исследовательской активности и игре, все это отражено в основных принципах дошкольного образования, реализовать которые позволяет технология «Детский совет», которая дает возможность развивать познавательную инициативу дошкольников, быть им активными в выборе содержания своего образования, что позволяет содержать на практике принципы ФГОС ДО. «Детский совет» предполагает активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений. Детское общество (термин А.П. Усовой) является источником информации о социальной действительности. Общаясь, дети рассказывают друг другу о том, что узнали от взрослых, от других детей, что наблюдали в жизни, видели в телепередачах и т. п. Такого рода информация важна и имеет ряд достоинств: она заставляет ребенка думать, сомневаться, обращаться за разъяснением ко взрослому, другим детям, т. е. процесс принятия информации, как правило, носит активный характер. Преимуществом информации, которую дети передают друг другу, является и ее близость интересам ребенка.

Дети рассказывают о том, что им взаимно интересно, и это также повышает активность восприятия. В отечественной психологии работа над вопросом развития детского сообщества и сплоченности коллектива представлена исследованиями Р.С. Немова, Ю.В. Янотовской, Т.Б. Давыдовой и В.В. Шпалинским.

Результаты исследования А.И. Донцова позволили выделить одну из высших форм ценностно-ориентационного единства в группе – предметно-ценностное, в котором отражено совпадение ценностных ориентаций членов группы, касающихся предмета совместной групповой деятельности, и экспериментально показавшего правомерность подобного понимания сплоченности. А.В. Петровский в своих научных исследованиях рассматривал личность через группу, через социум. Потребности в персонификации, по А.В. Петровскому, являются отправным пунктом анализа развития.

Список литературы

1. Волкова Т.В. Детский совет по технологии Свирской Л.В. / Т.В. Волкова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maam. ru/detskijsad/detskii-sovet-po-tehnologisvirskoi-l-v. html (дата обращения: 05. 11. 2020)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год