Воспитание социальных и коммуникативных компетентностей детей дошкольного возраста посредством технологии Л.В. Свирской «Детский совет» |
Воспитание | |||
Автор: Надеждина Наталья Анатольевна | |||
28.08.2022 21:57 | |||
Воспитание социальных и коммуникативных компетентностей детей дошкольного возраста посредством технологии Л.В. Свирской «Детский совет» Надеждина Наталья Анатольевна воспитатель МБДОУ Д/С №88 «Улыбка» г. Белгород, Белгородская область Аннотация: в статье говорится о социализации детей. Автор рассказывает о преимуществах технологии Л.В. Свирской в процессе формирования социальных качеств ребенка. Ключевые слова: социализация, социальная компетентность, коммуникативная компетентность, детское общество.
Детское сообщество является основной базой накопления детьми социального, нравственного, игрового, речевого опыта. В нем, под руководством педагога, ребенок приобретает опыт коллективного поведения, как в позициях подчинения, так и руководства. Это приводит к формированию таких социально ценных качеств личности, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность и др. В сообществе складываются и личностные характеристики: самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или непринятие себя как личности. Одним из основных условий и факторов успешной социализации детей в детском саду является формирование коммуникативной компетентности в пространстве взаимодействия ребенка со сверстниками. Чаще всего отношения сверстников строятся спонтанно. В современном обществе детей редко специально обучают эффективным приемам взаимодействия со сверстниками. Наибольшие трудности ребенок старшего дошкольного возраста испытывает именно в сфере общения и взаимодействия со сверстниками. Это проявляется в повышенной тревожности, агрессии, неумении договориться, видеть особенности сверстника, невозможность осуществлять совместную деятельность. Современное состояние общества характеризуется потребностью в самостоятельной, активной, любознательной, творчески мыслящей, стремящейся к познанию личности. Проблема формирования коммуникативной компетентности рассматривается в рамках системно-деятельностного подхода и теории общения и межличностных отношений (М. И. Лисина, Е.О. Смирнова). М.И. Лисина сделала деятельность общения предметом своих исследований. Она рассматривает общение как определенный самостоятельный вид деятельности и как условие формирования личности в целом. Целью общения, считает М.И. Лисина, является познание себя и познание других людей. Взаимодействие с окружающими людьми является центральным компонентом целостного отношения ребенка к себе, к другим людям, к предметному миру в целом. Потребность в общении не является врожденной, а формируется прижизненно, через становление потребности в общении со взрослыми и со сверстниками. В ходе развития меняются потребности, мотивы, средства общения. В дошкольном возрасте ребенок проходит несколько стадий развития общения со взрослыми и со сверстниками, которые М.И. Лисина определила как формы общения. Именно совместное сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и уважение позволяют наполнить жизнь ребенка интересными делами, радостью от совместных побед, переживаниями в процессе выполнения общего дела, что составляет бесценный социальный опыт, столь необходимый детям во взрослой жизни. В дошкольном возрасте начинают складываться черты коллективности, общности в процессе совместного общения детей в разнообразных видах деятельности. В дошкольной педагогике коллектив дошкольников принято обозначать как детское сообщество. Детское сообщество – это группа детского сада как социальная общность, объединяющая детей совместными целями, общей деятельностью и переживаниями. На основе анализа литературы по данной проблеме, Н.И. Титовой выделены следующие задачи формирования детского сообщества: формирование гуманных взаимоотношений в группе сверстников (дружеские отношения, внимание, уважение мнения другого, взаимопомощь и др.); приобщение детей жить и работать сообща, играть и трудиться вместе со всеми детьми в группе; учить считаться с интересами друг друга, подчинять свои интересы интересам коллектива; учить заботиться, помогать друг другу, поощрять и поддерживать дружбу между детьми. Ребенок может усвоить тот опыт, который ему интересен. Смысл детского научения заключается не в конечном продукте, а в самом процессе. В логике стандарта, «образовательная ценность» дошкольного образования вытекает из самооценки дошкольного детства. В тоже время, в соответствии с законом «Об образовании Российской Федерации», дошкольное образование является первым уровнем образования. Особое внимание ФГОС ДО уделяет поддержке детской инициативы, исследовательской активности и игре, все это отражено в основных принципах дошкольного образования, реализовать которые позволяет технология «Детский совет», которая дает возможность развивать познавательную инициативу дошкольников, быть им активными в выборе содержания своего образования, что позволяет содержать на практике принципы ФГОС ДО. «Детский совет» предполагает активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений. Детское общество (термин А.П. Усовой) является источником информации о социальной действительности. Общаясь, дети рассказывают друг другу о том, что узнали от взрослых, от других детей, что наблюдали в жизни, видели в телепередачах и т. п. Такого рода информация важна и имеет ряд достоинств: она заставляет ребенка думать, сомневаться, обращаться за разъяснением ко взрослому, другим детям, т. е. процесс принятия информации, как правило, носит активный характер. Преимуществом информации, которую дети передают друг другу, является и ее близость интересам ребенка. Дети рассказывают о том, что им взаимно интересно, и это также повышает активность восприятия. В отечественной психологии работа над вопросом развития детского сообщества и сплоченности коллектива представлена исследованиями Р.С. Немова, Ю.В. Янотовской, Т.Б. Давыдовой и В.В. Шпалинским. Результаты исследования А.И. Донцова позволили выделить одну из высших форм ценностно-ориентационного единства в группе – предметно-ценностное, в котором отражено совпадение ценностных ориентаций членов группы, касающихся предмета совместной групповой деятельности, и экспериментально показавшего правомерность подобного понимания сплоченности. А.В. Петровский в своих научных исследованиях рассматривал личность через группу, через социум. Потребности в персонификации, по А.В. Петровскому, являются отправным пунктом анализа развития. Список литературы 1. Волкова Т.В. Детский совет по технологии Свирской Л.В. / Т.В. Волкова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maam. ru/detskijsad/detskii-sovet-po-tehnologisvirskoi-l-v. html (дата обращения: 05. 11. 2020)
|