«Гендерный подход в воспитании и развитии дошкольников» |
Воспитание | |||
Автор: Матюшко Марина Викторовна | |||
25.08.2022 18:35 | |||
«Гендерный подход в воспитании и развитии дошкольников» Гендерное воспитание призвано не только помочь детям осознать себя представителем того или иного пола, но и сформировать у ребёнка устойчивое понятие своего пола — Я девочка, Я – мальчик и так будет всегда. В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Дети копируют родительское отношение к миру. Если в ситуацию не вмешаться, в будущем просто некому будет строить семьи.
На сегодняшний день существует ряд проблем, которые негативно влияют на развитие гендерного самосознания детей. Во-первых, социальные изменения происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Во-вторых, в условиях образовательного пространства ДОУ девочки и мальчики воспитываются в одной возрастной группе, живут по единому для всех режиму. В-третьих, родители как правило, имеют недостаточно знаний о необходимости применения подходов к воспитанию ребенка с учетом гендерных различий. Не все семьи имеют статус полной семьи, следовательно, ребенок не имеет возможности видеть взаимоотношения родителей, распределений между ними бытовых обязанностей и социальных ролей, что также влияет на формирование у ребенка неправильного гендерного самосознания. Детскому дошкольному учреждению необходимо организовать соответствующую воспитательную среду для систематического проявления и закрепления ребенком полоролевых отличий и формирования женских и мужских черт характера. В старшем дошкольном возрасте, ребенок уже вполне уверенно идентифицирует себя с определенным полом, осознает необратимость половой роли, поэтому при построении и проведении занятий, воспитателям важно учитывать психологические особенности мальчиков и девочек. Педагогический процесс должен быть выстроен таким образом, чтобы во время обучения и воспитания мальчиков и девочек, в разных видах деятельности педагоги использовали дифференцированный подход. Необходимо обеспечить интеграцию деятельности специалистов разных направлений для согласования их деятельности и достижения единой цели – полноценное развитие личности каждого ребенка, помощь в успешной его социализации в обществе. Решением вопросов гендерного воспитания должны заниматься как воспитатели, так и другие специалисты. Каждый решает свою часть задач, используя специфические методы. Таким образом, применение гендерного подхода в воспитании дошкольников позволит улучшить социализацию детей дошкольного возраста и повысить понимание детьми собственной социальной роли в обществе. Матюшко Марина Викторовна воспитатель МАДОУ «ДС №15 «Солнышко» Краснодарский край, ст. Староминская
|