«Воспитание ранней профориентации у детей дошкольного возраста посредством промышленного туризма». |
Воспитание | |||
Автор: Озерова Наталья Владимировна | |||
28.08.2022 22:03 | |||
«Воспитание ранней профориентации у детей дошкольного возраста посредством промышленного туризма». Озерова Наталья Владимировна воспитатель МБДОУ д/с 88 г. Белгород Аннотация: актуальность ознакомления старших дошкольников с профессиями своего региона очевидна и родителям необходима помощь в развитии у ребенка интереса к выбору будущей профессии ребёнка. Ключевые слова: Профориентация — (профессиональная ориентация, выбор профеccии, ориентация на професccию, профессиональное самоопределение) – это процесс выявления у человека склонностей к определённому роду профессиональной деятельности. Туризм — вид путешествий, cсовершаемых для отдыха или c образовательными целями Профессия — род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся источником средств к cсуществованию. Промышленный туризм – это организация целевых экcкурcи й на действующие промышленные предприятия города.
Проблема выбора профессии известна с давних времен. Проблема, точнее, её решение очень важны, поскольку затрагивают интересы не только отдельно взятого человека, но и общества в целом. Подготовить ребенка к труду, это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Труд дошкольника имеет свою специфику. Макаренко А.С. в своей работе отмечал, что правильное воспитание — это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда. Первым главным средством является социальная действительность, воздействующая на ребенка, питающая его ум и душу. Ведь главное – показать детям социальный мир «изнутри», помочь ребенку накопить социальный опыт и понять свое место в этом мире. Труд – тоже социальное явление, поэтому центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и места каждого человека в решении этих задач, понимание значения труда в жизни общества каждого человека. Это обусловливает развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности людей, отношения к труду и результатам труда уже в дошкольном возрасте. В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы. С.А. Козлова и А.Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с тружениками, с отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей (нужно довести груз, приготовить обед). М.В. Крулехт и В.И. Логинова делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий. Педагоги, такие как Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда и наиболее распространенными в конкретной местности. Авторы, рассматривали вопросы овладения ребенком трудовыми операциями и навыками, не ориентацию его в сфере будущей профессиональной деятельности, а выявления и развития профессионально важных человеческих качеств. Н. С. Пряжников пишет: «…при определении возможного объекта профориентационного исследования можно исходить из предположения о многоуровневой организации психического, которое в разных своих проявлениях (и на разных уровнях) характеризуется способностью к самостоятельности, автономии, непредсказуемости, внутренней активности и рефлексии…». «Ранняя» (детская) профориентация проводится заблаговременно, до непосредственного выбора профессии остается еще много лет. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), и не исключает совместного обсуждения мечты, опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Н. Н. Захаров выделял задачи профориентации детей дошкольного возраста: ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями привить любовь к трудовым усилиям, сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности. Цель ранней профориентации — это сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. Развитие идеи непрерывной профессиональной ориентации при введении вариативного и профильного обучения целесообразно, учитывая особенности психологического развития ребенка, осуществлять раннюю профессиональную ориентацию ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения. Наиболее распространенные в практике ДОУ комплексные и парциальные программы предусматривают ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями, но не на уровне отдельной задачи, а попутно и в ограниченном масштабе. При всех их достоинствах ни одна из программ не нацеливается на более полное использование возможностей игровой деятельности для формирования у дошкольников представлений о мире профессий. Трудовая деятельность взрослых, которую дети могут непосредственно наблюдать, оказывает более действенное влияние. Живые и достаточно привлекательные примеры скорее вызывают подражание. Поэтому действенным методом для воздействия на эмоциональную сферу детей являются целевые экскурсии. Экскурсии имеют большое воcпитательно-образовательное значение, воспитатель имеет возможность формировать у детей конкретные представления о труде человека. Всё это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности. Таким образом: формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий. Одним из важнейших подходов при ознакомлении дошкольников c профессиями взрослых является промышленный туризм. Посещение предприятия позволяет детям получить конкретные впечатления, знания и представления о современных технологиях и заглянуть в мир «живого» производства. Экскурсия может заменить серию занятий, так как она расширяет кругозор, прививает навыки общественного поведения. Помощь родителей в таком ответственном деле, как приобщение детей к труду и знакомство с профессиями, важна и необходима. Ведь именно родители чувствуют и знают своего ребенка, наблюдая его характер. Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности, у каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не замечая, передаём ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребёнок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот. Таким образом, необходимо организовывать работу с семьями воспитанников по профессиональной ориентации детей дошкольного возраста и в первую очередь, такая работа в семье должна быть направлена на формирование у детей положительного отношения к труду. Список литературы:
|