«ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОЙ ИГРЫ» |
Воспитание | |||
Автор: Бархоткина Елена Александровна | |||
24.11.2021 13:28 | |||
«ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОЙ ИГРЫ» Бархоткина Е.А МБДОУ г. Иркутска детский сад №81 «Воспитание – это прежде всего человековедение» В.А. Сухомлинский Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность – это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а, прежде всего, активное отношение на основе признания универсальных прав и свобод человека.
В наше время все большую актуальность приобретает вопрос воспитания у детей межнациональной толерантности, так как наблюдается взаимопроникновение культур, что связано с территориальным перемещением людей разных национальностей по стране. Формы и методы воспитания у дошкольников межнациональной толерантности должны соответствовать возрастным особенностям детей, должны быть доступны и интересны детям, должны соответствовать современным требованиям образования[2: 50]. Таким средством воспитания межнациональной толерантности является народная игра. Она, как и любая другая игра, имеет огромное значение для развития ребенка: игра несет познавательную, развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции. Одновременно, являясь феноменом традиционной культуры, она может служить одним из средств приобщения детей к народным традициям, как своего народа, так и других народов[1: 117]. При разучивании сюжетной игры, мы кратко рассказываем о сюжете игры, поясняем роль водящего, даем послушать диалог, если он имеется, и переходим к распределению ролей, которое, помимо применения считалок, проходит иногда путем назначения водящего в соответствии с педагогическими задачами, которые ставит перед собой воспитатель: отклонить просьбу самоуверенного ребенка и включиться в игру самому воспитателю с целью показать ответственность роли водящего; поощрять и активизировать застенчивого ребенка или, наоборот, показать на примере активного, как важно быть смелым и ловким. Когда игра разучена и несколько раз проиграна, мы с детьми начинаем выделять особенности игры того или иного народа. Анализируя совместно с детьми народную игру, делаем вывод, что особенности жизни и труда людей зависят от разных условий: природно-климатических, географического положения и др. (в южных степных районах преобладает коневодство; на севере распространено оленеводство, рыболовство; на юге выращивают хлопок; в тайге занимаются охотой, и т. д.). Все это находит отражение в народной игре. В дальнейшем, на основе игры, мы начинаем знакомить детей с особенностями жизни людей данной национальности[1: 20]. Знакомство происходит в следующим порядке:
Таким образом, происходит знакомство с культурой и традициями народов России через народную игру. В некоторых народных играх перед их началом применяются забавные пеналки. Например, выбирая водящего, все играющие садятся в круг и нараспев говорят: Кто засмеется. Губа задерется. Раз, два, три, четыре, пять, С этих пор молчать! Все стараются не проронить ни слова и не засмеяться. Самый выдержанный из детей становится водящим. Постепенно «Молчанка» приобрела вид самостоятельной игры. Например, перед началом все садятся и хором произносят: Первенчики, бубенчики. Летали голубенчики По свежей росе, По чужой полосе. Там чашки, орешки, Медок, сахарок, Молчок! Тому, кто не выдержит и засмеется, назначают фант и предлагают исполнить танец, спеть песенку и т. д. Певалки имеют место и в самом содержании народных игр. Например, в игре «Уголки» водящий подходит к кому-либо из стоящих в «уголке» (очерченном на земле круге) и говорит: Мышка, мышка, Продай уголок За шильце, За мыльце. За белое полотенце, За зеркальце! После этих слов все играющие меняются уголками (перебегают), а водящий старается занять свободный уголок. Эти четкие считалки, напевно-забавные пе-валки, занимательные диалоги быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневных играх. Народный фольклор устно передается от поколения к поколению и никогда не стареет[2: 35]. В игре ребенок искренне, непосредственно выражает такие мысли и чувства, как симпатию и дружеское отношение к людям другой национальности. Представления детей о родном крае, особенностях искусства, быта, труда разных народов не только уточняются, закрепляются в народной игре, но и творчески перерабатываются, обогащаются и затем становятся основой поведения и убеждений дошкольников. Литература
|