Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОЙ ИГРЫ»
Воспитание
Автор: Бархоткина Елена Александровна   
24.11.2021 13:28

«ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОЙ ИГРЫ»«ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОЙ ИГРЫ»

Бархоткина Е.А МБДОУ г. Иркутска детский сад №81 «Воспитание – это прежде всего человековедение» В.А. Сухомлинский

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность – это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а, прежде всего, активное отношение на основе признания универсальных прав и свобод человека.

 

В наше время все большую актуальность приобретает вопрос воспитания у детей межнациональной толерантности, так как наблюдается взаимопроникновение культур, что связано с территориальным перемещением людей разных национальностей по стране. Формы и методы воспитания у дошкольников межнациональной толерантности должны соответствовать возрастным особенностям детей, должны быть доступны и интересны детям, должны соответствовать современным требованиям образования[2: 50].

Таким средством воспитания межнациональной толерантности является народная игра. Она, как и любая другая игра, имеет огромное значение для развития ребенка: игра несет познавательную, развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции. Одновременно, являясь феноменом традиционной культуры, она может служить одним из средств приобщения детей к народным традициям, как своего народа, так и других народов[1: 117].

При разучивании сюжетной игры, мы кратко рассказываем о сюжете игры, поясняем роль водящего, даем послушать диалог, если он имеется, и переходим к распределению ролей, которое, помимо применения считалок, проходит иногда путем назначения водящего в соответствии с педагогическими задачами, которые ставит перед собой воспитатель: отклонить просьбу самоуверенного ребенка и включиться в игру самому воспитателю с целью показать ответственность роли водящего; поощрять и активизировать застенчивого ребенка или, наоборот, показать на примере активного, как важно быть смелым и ловким.

Когда игра разучена и несколько раз проиграна, мы с детьми начинаем выделять особенности игры того или иного народа. Анализируя совместно с детьми народную игру, делаем вывод, что особенности жизни и труда людей зависят от разных условий: природно-климатических, географического положения и др. (в южных степных районах преобладает коневодство; на севере распространено оленеводство, рыболовство; на юге выращивают хлопок; в тайге занимаются охотой, и т. д.). Все это находит отражение в народной игре. В дальнейшем, на основе игры, мы начинаем знакомить детей с особенностями жизни людей данной национальности[1: 20].

Знакомство происходит в следующим порядке:

  • место жительства народа (находим на глобусе, выясняем особенности географического положения (горы, равнина, степь, леса и т. д)
  • климатические особенности (проводим беседы, рассматриваем атлас)
  • растительный и животный мир (просматриваем слайд-шоу, рассматриваем атласы животных и растений)
  • быт и основной род занятий представителей народа (беседы, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы)
  • национальные костюмы и народные промыслы (выставка кукол в национальных костюмах, альбомы народных промыслов, мини-музей «Русская изба», посещение центра народных ремесел)
  • народные сказки и устное народное творчество (чтение народных сказок, пословицы и поговорки народов России)

Таким образом, происходит знакомство с культурой и традициями народов России через народную игру.

В некоторых народных играх перед их началом применяются забавные пеналки. Например, выбирая водящего, все играющие садятся в круг и нараспев говорят:

Кто засмеется.

Губа задерется.

Раз, два, три, четыре, пять,

С этих пор молчать!

Все стараются не проронить ни слова и не засмеяться. Самый выдержанный из детей становится водящим. Постепенно «Молчанка» приобрела вид самостоятельной игры. Например, перед началом все садятся и хором произносят:

Первенчики, бубенчики.

Летали голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок,

Молчок!

Тому, кто не выдержит и засмеется, назначают фант и предлагают исполнить танец, спеть песенку и т. д.

Певалки имеют место и в самом содержании народных игр. Например, в игре «Уголки» водящий подходит к кому-либо из стоящих в «уголке» (очерченном на земле круге) и говорит:

Мышка, мышка,

Продай уголок

За шильце,

За мыльце.

За белое полотенце,

За зеркальце!

После этих слов все играющие меняются уголками (перебегают), а водящий старается занять свободный уголок.

Эти четкие считалки, напевно-забавные пе-валки, занимательные диалоги быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневных играх. Народный фольклор устно передается от поколения к поколению и никогда не стареет[2: 35].

В игре ребенок искренне, непосредственно выражает такие мысли и чувства, как симпатию и дружеское отношение к людям другой национальности. Представления детей о родном крае, особенностях искусства, быта, труда разных народов не только уточняются, закрепляются в народной игре, но и творчески перерабатываются, обогащаются и затем становятся основой поведения и убеждений дошкольников.

Литература

  1. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя дет. Сада/Сост. А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1998. – 239с.
  2. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет/Авт. -сост. Э. Я. Степаненкова. – М.: Мозаика-синтез, 2013. -144с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год