РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ |
Воспитание | |||
Автор: Лаврушкина Галина Владимировна | |||
16.11.2021 05:27 | |||
РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Аннотация: в статье обоснована актуальность обращения к роли родителей в воспитании подрастающего поколения. Обращается внимание на взаимосвязь русской народной педагогики и современных законов, которые обозначают значимость родителей в воспитании и образовании детей. Приводится описание праздников, посвященных роли семьи, отца и матери. Ключевые слова: родители, мать, отец, дошкольные организации. Общеизвестно, что среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Однако в реальной жизни это не всегда и не всеми осознается с достаточной глубиной и ответственностью. Хотя каждый взрослый человек более или менее отчетливо понимает, что его семейное счастье находится в его руках.
Тем не менее, очень немногие задумываются о счастье и благополучии воспитывающихся в семьях детей. Говоря о семейном воспитании, следует иметь в виду, что это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в этой системе принадлежит родителям. Приоритетное право родителей в воспитании детей закреплено в Российской Федерации на законодательном уровне. Так, ст. 63 Семейного кодекса гласит, что родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Также там указано, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Об этом же указано в ст. 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: «родители несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 2 https: //interactive-plus. ru Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Мы полагаем, что указанные в законах формулировки основаны на истоках русской народной педагогики, где среди воспитателей на первое место поставлены отец и мать, и их оценивают по тому, как они растят детей: «не тот отец и мать, кто родил, а тот, кто воспитал, вскормил да добру научил». Действительно, нельзя сомневаться в том, что «вспоить, вскормить», т.е. совместная жизнь, руководство в деятельности, непосредственное влияние поведения и образа жизни родителей, которым ребенок вольно или невольно подражает, имеет очень большое воспитательное значение. Опираясь на эти постулаты, образовательные организации призваны донести до родителей их значимость в воспитании детей посредством налаживания контактов с ними. До недавнего времени все образовательные организации, в том числе дошкольные, имели возможность привлекать родителей к проводимым совместно с детьми мероприятиям. Однако, ситуация в корне изменилась в связи с ограничительными мерами по борьбе с коронавирусной инфекцией. Поэтому сейчас общение с родителями, в основном, происходит через социальные сети. А это не всегда эффективно. Вместе с тем, есть несколько возможностей привлечь родителей к вопросам воспитания детей. Так, в России совсем недавно начали отмечать несколько праздников, которые касаются семьи. Подготовка к этим праздникам предполагает непосредственное участие родителей и детей. Начнем с приоритетного праздника – Дня семьи, любви и верности, который закреплен законодательно с 2008 года и отмечается каждый год 8 июля, в день памяти Петра и Февронии. Суть этого праздника заключается в сохранении духовно-нравственных ценностей семьи. Кроме того, особого внимания заслуживают и такие праздники, как День матери, который отмечается каждый год в последнее воскресенье ноября, и День отца, который также ежегодно отмечается в третье воскресенье июня. Эти Scientific Cooperation Center "Interactive plus" 3 Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) праздники в последнее время набирают особую популярность, напоминая нам всем о важной роли родителей в воспитании. Следует напомнить, что основная роль матери в русской народной педагогике заключалась в воспитании в детях умеренности, доброты, великодушия, кротости, смирения и одновременно силы воли, умения ладить с людьми и т. д. А главной задачей отца в русской народной педагогике считалось воспитание трудолюбия, чести и справедливости. В русской традиции на протяжении многих веков сложился образ отца как человека, воплощавшего закон и долг, которому дано право определять жизнь детей, принимать решения, обеспечивающие их счастье и благополучие. О родителях мы вспоминаем так же, отмечая традиционные, давно привычные нам праздники: День защитника Отечества (23 февраля) и Международный женский день (8 марта). К этим дням в образовательных организациях, особенно, в детских садах, бывает приурочено множество мероприятий, начиная с элементарных поделок, рисунков и аппликаций, заканчивая проведением утренников и спортивных развлечений. В текущем году в условиях нашей дошкольной организации в честь праздника День защитника Отечества были организованы беседы с детьми о том, кто из отцов служил в армии, как они защищали родину, чтобы у детей возникла гордость за них. Кроме того, в детском саду были организованы фотовыставки «Я и мой папа», где каждый ребенок мог показать и рассказать, чем замечателен его отец. Следует отметить, что сегодня воспитательные задачи семьи намного усложнились. Перед семьей встали задачи, решить которые только на основе интуиции и эмпирически найденных приемов, без соответствующей теоретической вооруженности родителей необходимыми знаниями стало невозможно. Поэтому образовательные организации, в том числе дошкольные, призваны обеспечить родителей новыми навыками воспитания детей в семье.
|