Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка Проектная деятельность по социально — культурному воспитанию детей. «Мы разные, но мы – вместе!»
Воспитание
Автор: Дельмухаметова Розалия Мансуровна   
07.11.2021 08:58

Методическая разработка Проектная деятельность по социально — культурному воспитанию детей. «Мы разные, но мы – вместе!»Методическая разработка Проектная деятельность по социально — культурному воспитанию детей. «Мы разные, но мы – вместе!»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 79» городской округ город Стерлитамак

Автор: Дельмухаметова Розалия Мансуровна 2021 год 

Введение:

Актуальность: В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова безнравственность, без духовность, мы всерьёз задумываемся о том, какие вырастают нынешние дошкольники. Думаем, выход в том, чтобы с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умению помогать другим, т.е. воспитывать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сейчас отсутствуют. Говорят, если человеку присуща доброта, чуткость, добропорядочность, значит — человек состоялся. Но как, какими методами воспитывать в них. В этой методической разработке, попытаемся ответить на некоторые из вышепоставленных вопросов.

Скачать конспект

Цель:

Формирование у детей познавательного интереса к своей народной культуре через ознакомление с народными промыслами, культурой и традициями; организацию художественно — продуктивной и творческой деятельности. Научить распознавать ребенка черты характерные свое культуре, своим традициям, своей национальности.

Задачи:

  • познакомить детей с народными промыслами
  • развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах творчества
  • развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус
  • приобщать к культуре и традициям своего народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие
  • развивать художественно — творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка, аппликация.
  • приобщить к многообразию и особенностям декоративно — прикладного искусства.

Предполагаемый результат:

  • Узнают и называют знакомые виды народного декоративно- прикладного искусства.
  • Составляют узоры, с включением знакомых элементов народной росписи создают декоративные композиции по мотивам народных изделий.
  • Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находят их сходство и различие.
  • Самостоятельно и творчески применяют умение и навыки, полученные на занятиях.
  • Умеют отличать народные костюмы по характерным признакам.

Основная часть:

Великий историк В.О. Ключевский как то сказал: «История — это фонарь, который светит нам из прошлого в будущее». У каждого имеется своя, сложившаяся в течении многих тысячелетий история, своя воспитательная система. Она охватывает все стороны подготовки ребенка к будущей жизни, передает от старшего поколения младшему все лучшее, что накоплено поколениями, и дает прекрасные результаты в становлении личности.

Народное искусство вообще, многофункционально и одна из этих функций- воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.

В нашей дружной группе бок о бок играют дети башкирской, русской, татарской, и чувашской на-циональности. Было принято решение познакомить детей с их народными традициями, чтобы у детей появилась возможность получить знания о культуре, традициях, быте не только своих предков, но и предков своих товарищей. Научить сравнивать их между собой, находить общие черты и особенности, свойственные только одной национальности. А для этого нет лучше пути, чем знакомить детей с народными промыслами, мастерством народных умельцев и народным фольклором. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью своего народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными народностями и их традициями.

Согласно новым требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в практику своей работы новые интерактивные и более эффективные методические средства и приемы, которые способствуют повышению познавательной активности дошкольников.

К ним смело можно отнести Лэпбук. В дословном переводе ( «лэп» — колено, «бук» — книга) лэпбук означает «наколенная книга». Это самодельная книжка – раскладушка или папка, которая состоит из множества наклеенных картинок, карманчиков, вкладок, объемных аппликаций и т.д. главное условие – вся информация, собранная в лэпбуке, должна соответствовать определенной тематике.

Чтобы объединить собранные наработки были разработаны Лэпбуки: «Мой край-Башкортостан», «Русские: культура и быт», «Татары: культура и быт», «Чуваши: культура и быт». Основная деятельность по ней направлена на освоение культурных традиций. Разучивание Потешек, календарных праздников и народных обрядов, знакомство с народным костюмом, национальной кухней, народным бытом, музыкальными инструментами, сказками, театром, подвижными играми.

Эти Лэпбуки дают детям много возможностей для развития. Раскроем подробно содержание каждого из них:

  • содержание лэпбука «Мой край – Башкортостан!»
  1. Увидеть в каком красивом регионе они живут (Карточки с изображениями красот республики).
  2. Ознакомиться с фольклором, лучшими произведениями народных сказок.
  3. Узнать о народных праздниках, гербе, флаге, гимне, о столице, и т.д. по развивающим карточкам с описаниями
  4. Закрепить знания о народных орнаментах и узорах.
  5. Разузнать об особенностях музыкальных инструментов, узнать историю (легенду) их возникновения.
  6. Разукрашивать костюмы и музыкальные инструменты, выбирая правильные цветовые комбинации, что позволяет закрепить знания о костюмах и музыкальных инструментах.
  7. Более подробно узнать о народных подвижных играх.
  8. Разыгрывать сказки, потешки, рассказы (составление описания) при помощи пальчиковых кукол, а так же при помощи юрты в миниатюре и кукол в национальном костюме.
  9. Использовать фольклор для развития речи детей дошкольного возраста.
  • Содержание лэпбука «Русские –культура и быт»:
  1. Ознакомиться с фольклором, лучшими произведениями народных сказок;
  2. Узнать о народных праздниках по развивающим карточкам с описаниями;
  3. Закрепить знания о народных орнаментах и узорах.
  4. Разузнать об особенностях музыкальных инструментов;
  5. Разукрашивать костюмы и музыкальные инструменты, выбирая правильные цветовые комбинации, что позволяет закрепить знания о костюмах и музыкальных инструментах.
  6. Более подробно узнать о народных подвижных играх.
  7. Разыгрывать сказки, потешки, рассказы (составление описания);
  8. Использовать фольклор для развития речи детей дошкольного возраста.
  • Содержание лэпбука «Татары- культура и быт»:
  1. Ознакомиться с фольклором, лучшими произведениями народных сказок.
  2. Узнать о народных праздниках, по развивающим карточкам с описаниями
  3. Закрепить знания о народных орнаментах и узорах.
  4. Разузнать об особенностях музыкальных инструментов;
  5. Разукрашивать костюмы и музыкальные инструменты, выбирая правильные цветовые комбинации, что позволяет закрепить знания о костюмах и музыкальных инструментах.
  6. Более подробно узнать о народных подвижных играх.
  7. Разыгрывать сказки, потешки, рассказы (составление описания)
  8. Использовать фольклор для развития речи детей дошкольного возраста.
  • Содержание лэпбука «Чуваши – культура и быт»:
  1. Ознакомиться с фольклором, лучшими произведениями народных сказок.
  2. Узнать о народных праздниках,
  3. Закрепить знания о народных орнаментах и узорах, что они означают;
  4. Разузнать об особенностях музыкальных инструментов;
  5. Разукрашивать костюмы и музыкальные инструменты, выбирая правильные цветовые комбинации, что позволяет закрепить знания о костюмах и музыкальных инструментах.
  6. Более подробно узнать о народных подвижных играх.
  7. Рассмотреть народные костюмы с описанием;
  8. Использовать фольклор для развития речи детей дошкольного возраста.

Если внимательно посмотреть на описание каждого лэпбука, то можно увидеть, что они построены однотипно, и это сделано для того, чтобы вместе с детьми сделать сравнительный анализ, и вывести общие (похожие) черты и различительные особенности.

Особое место в народной педагогике отводится фольклору. Он развивает и поддерживает в детях радостные эмоции, формирует речевые навыки, нравственно-эстетические и художественно-эстетические качества. Очень важно говорить детям о традициях, обычаях и бытовом раскладе наших предков. Как были раньше устроены их дома, традиции, обычаи, каков был их быт. Как воспитывали они своих детей. Какие сказки они рассказывали своим детям.

Любимый жанр детей – это, конечно же, сказки. В наше время выпускается множество книг, методических разработок по работе со сказкой в разных возрастных группах дошкольного учреждения. Все они направлены на развитие творческих способностей детей, эстетическое и нравственное воспитание, знакомство детей с культурой разных народов. Но при знакомстве детей с народными сказками перед педагогами встаёт ряд вопросов. Как занимательно и интересно рассказать детям народную сказку? Как заставить их душу проникнуться смыслом сказки, понять быт и традиции народа и не важно — русская это сказка, чувашская, татарская или башкирская. Ребенок должен быть знаком со сказками своих предков. Многонациональность нашей группы дает нам возможность сделать сравнительный анализ этих народных сказок. И мы понимаем, что они тесно переплетаются между собой. В некоторых сказках даже сюжеты схожи, однако Башкиры пишут, что это башкирская народная сказка, татары – татарская, русские – русская, чуваши – чувашская. Это говорит о том, что не только в нашем современном мире разные нации живут дружно, но и наши предки когда – то жили вместе, делились своими историями, рассказами, сказками. И это немаловажно.

Сказка является одним из элементов культуры и базируется на народно-этнической культуре, на фольклорных корнях.

Народная педагогика отразила в сказках целые методики планомерного формирования морально-эстетического облика человека. Сказки воспитывают у детей — чуткость, внимательность, отзывчивость, смелость, мужество, стойкость, бесстрашие, и т.д. Детство — это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Отражение патриотических и интернациональных традиций башкирского народа мы находим в бога-том фольклоре. Фольклор как исторически-конкретная форма народной культуры не остается неизменной, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные условия.

Прогрессивные педагоги (Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева и др.) всегда считали, что в основе воспитания детей дошкольного возраста должны лежать национальные традиции. По их мнению, с самого раннего возраста необходимо приобщать детей к отечественной культуре, народному слову.

Исследователи рассматривали влияние устного народного творчества на развитие и воспитание детей в раз-ных аспектах: личностном и речевом.

Тихеева Е. И., Шураковская А. А., Алиева С., Шибицкая А. Е. в своих исследованиях показали влияние сказок на развитие устной речи.

Флерина Е. А., Усова А. И. характеризуют устное народное творчество с точки зрения нравственного и эстетического воспитания ребенка.

Размышляя над этим, мы пришли к выводу, что детям с речевыми нарушениями помочь может театрализованная деятельность, основанная на народных сказках. Театр помогает развитию танцевальных, песенных способностей, а общение с куклами делает детей свободными, раскрепощёнными, так как выступают в ролях не они, а куклы.

Театральная деятельность способствует развитию психофизических способностей (мимики, пантоми-мики, речи) монолог, диалог, познавательной деятельности, координации движений, усвоению логико-грамматических конструкций, расширению словаря по материалам народных сказок.

Поэтому, мы с ребятами не только читаем, обсуждаем и пересказываем сказки, но так же проигрываем ма-ленькие театральные представления внутри группы. В нашей группе имеется юрта в миниатюре, оборудованная бытовыми принадлежностями и куклами в национальном костюме, и детям дается возможность, некоторые моменты обыгрывать с их помощью, (дети играют с юртой, аналогично тому, как они играют с кукольным домиком). Юрта оборудована согласно традициям древних башкир, на стенах и полу имеются ковры с национальным орнаментом, сундук, постельные принадлежности, имитация костра, и собранный хворост.

Чтобы закрепить особые приметы орнамента, в представленных Лэпбуках имеется дидактическая игра «Сложи картинку» по мотивам Узоров. В этой дидактической игре дети могут сравнивать узоры башкирской, русской, татарской и чувашской народностей. Научиться их отличать. Научиться отличать их костюмы, опираясь на знания, полученные при просмотрах карточек с национальными костюмами и с национальными узорами.

Ребята на себя примеряли костюмы своей национальности, и в глазах их можно было уловить нотки радости, они словно смогли дотронуться своими руками до своей истории, до истории своих предков. Так же, в рамках нашей работы, родители наших воспитанников сшили народные костюмы для кукол. Куклы стали украшением нашей группы. А дети получили возможность детально изучить народные костюмы. Сегодня появляются и стилизованные национальные костюмы, стилизованные украшения, которыми нам довелось восхититься на выставке современного национального прикладного творчества. Наши воспитанники посещали разные мероприятия национального характера, после посещения которых они поделились с нами своими воспоминаниями и эмоциями.

В связи с тем, что в нашем городе проходил финал республиканского конкурса «Етегэн», (у нас появилась возможность более детально познакомится с традициями, обычаями, костюмами, танцами, песнями Башкир. Сегодня очень важно знать и помнить свои корни! Это праздник олицетворяющий любовь, верность и преданность своей семье.

Семья это главное! Так было раньше, так есть сегодня, так будет всегда. В связи с чем, для родителей и детей были проведены консультации на тему «Что такое семья», «Роль семейных традиций в воспитании детей», «О семье и семейных традициях». Использование фольклорной педагогики в работе с детьми способствует формированию базиса личностной культуры, фольклорного самосознания. Мы подобрали ряд занятий для дошкольников по устному народному творчеству на развитие речи и формирование целостности картины мира и изобразительному искусству и музыке.

Музыкальное воспитание так же занимает очень важное место в нашей работе. В процессе прослушивания мелодий Башкирских, Русских, Чувашских и Татарских инструментов, дети учатся распознавать и называть те или иные инструменты. С большим интересом изучают материал с описанием народных музыкальных инструментов и легенды связанные с их названием. Развивают музыкальные и творческие способности посредством различных видов музыкальной деятельности. Воспитывают коммуникативные навыки, интерес к музыкальным инструментам и желание играть на них и слушать их. Слушать народные песни, смотреть народные танцы, повторять их. Что же такое народный танец? Это пластический портрет народа. Немая поэзия, зримая песня, таящая в себе часть народной души. В его неистощимой сокровищнице много бесценных жемчужин. В них отражены творческая сила народной фантазии, поэтичность и образность мысли, выразительность и пластичность формы, глубина и свежесть чувств. Это эмоциональная, поэтическая летопись народа, самобытно, образно, ярко рисующая историю событий и чувств, пережитых им. «Чем привлекает народный танец?» Посмотрите хотя бы одно

выступление и придете к выводу, что не найти более праздничного, жизнелюбивого вида искусства, чем на-родный танец. Он с детской непосредственностью раскрывает свои чувства, вовлекает в свое веселье. Народный танец румянит щеки, зажигает кровь мышечной радостью. В нем таится такой заряд веселья и бодрости, который в состоянии опрокинуть все печали, заботы и страхи, нависшие над человеком наших дней. У народного танца нет служебного хореографа, он рождается из окружающей среды. Как и все, что касается народного, традиционного – это все рождено природой, рождено окружающей средой.

В заключении нашей работы, мы с ребятами провели праздник «Сабантуй», предварительно проведя анализ подвижных игр, выделив основные несколько, которые встречаются во всех национальностях, провели веселое мероприятии. В связи со сложившейся обстановкой, родителей на праздник мы пригласить не смогли, однако это не помешало ребятам провести весело время..

В этом разноцветном мире все мы связаны одной ниточкой, чаще всего она остаётся невидимой, но насколько эта нить будет прочной, зависит от каждого человека. Всегда важно помнить об этом. Злоба, недоверие, ненависть легко может разорвать эту ниточку (на этих словах можно ножницами разрезать нить) и тогда человек остается один со своими радостями и бедами. Важно чувствовать, понимать других людей, терпимее относиться к чужим ошибкам и недостаткам.

Заключение

Таким образом, эта методическая разработка открывает нам множество разнообразных возможностей и форм работы с детьми. Надеюсь, что этот материал будет полезен для работы педагогов групп разных возрас-тов дошкольных учреждений. Напомним, что народное искусство многофункционально и одна из функций — воспитательная. Ведь именно в ней заложены большие воспитательные возможности, которые могут быть реализованы, если грамотно и в полном объеме использовать предоставленный материал. В этой работе раскрыты не все возможности использования собранных нами материалов, потому, что они, по сути безграничны. Все зависит от вашей фантазии, от Ваших планов, что, где, и как лучше использовать.

В заключении хочется сказать, все мы с вами разные, разные по национальности, разные по возрасту, по взгляду на мир, на происходящее вокруг, но нас объединяет любовь к детям, и то, что мы с Вами так отличаемся друг от друга, не мешает нам дружить, работать вместе и поддерживать друг друга.

Спасибо за предоставленную возможность поделиться своей работой. Всем творческих успехов! 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Агишева Р. Л. Дидактические игры «Я познаю Башкортостан»: Учебно-практическое пособие для воспитателей детских садов и учителей начальных классов. — Уфа: БИРО, 2005.
  2. Башкирское народное творчество. Перевод с башкирского. — Уфа: Башкирское книжное издательство, 1987. — 576 с.
  3. Башкирские народные сказки. Сказки о животных. Бытовые сказки. — Уфа: Башкирское книжное издательство, 1987. — 120с.
  4. Бачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку — М.: Ось-89, 2001. -144 с.
  5. Галяутдинов И. Г. Башкирские народные игры (на русском и башкирском языках). Книга первая. — Изд. 2-е, с изм. — Уфа: Китап, 2002. -248с.
  6. Рахимкулов М. Г. «Любовь моя — Башкирия». Литературно-краеведческие очерки. Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985.
  7. Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошк. Учреждений. / Науч. Рук. Ю. А. Лебедев. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
  8. Гасанова Р. Х., Кузьмищева Т. Б. Фольклорная педагогика в воспитании и дошкольников: Методические рекомендации в помощь воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Уфа — БИРО, 2004. — 70 с.
  9. Зайтунова Р.М. Путешествие в страну сказок. — Уфа: Китап, 2019. -224с.
  10. "Юмахсем" — сказки на чувашском языке. Из собраний сочинений И.А. Патмар и Э.И. Патмар, том 2.. Изд. «Новое Время» 2007 г., Чебоксары, 319 стр.
  11. Ăслăлăх сукмакĕ = Тропа мудрости. Из собраний сочинений Патмар Э.И. и Патмар И. А. том 5.Изд. "ИПК Чувашия", Чебоксары, 2009 г., 359 стр.
  12. Книга "Культура чувашского народа" на чувашском языке. Изд. мини-типография Шафровой Г. К., Чебоксары, 2001 г., 224 стр.
  13. Народное творчество. Татарские народные сказки. Татарское книжное издательство, сост.,. Замалетдинов Л. Ш г.Казань2019 г., 497 стр.
  14. Габитова Р.К. Этнопедагогический аспект башкирского фольклора // Педагогика. — 2002. — № 1. С. 45–50.
  15. Гора самоцветов: Сказки народов СССР в пересказе М.Булатова / Рис. И. Кузнецова. — М.: Детгиз, 1957. С.480.
  16. ллер В.Ф. Экскурсы в область народного эпоса. — М., 1892.
  17. Миллер О. Илья Муромец и богатырство киевское. — СПб., 1869.
  18. Мильдон В.И. «Сказка — ложь...» (вечно женственное на русской земле) // Вопросы философии. — 2001. — № 5. — С. 132–148.
  19. Мир детства и традиционная культура: Сб. научных трудов и материалов Гос. респ. центра рус. фольклора / Сост. С.Г. Айвазян. — М., 1995–1996.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год