Надо ли наказывать ребенка дошкольника? И как? |
Воспитание | |||
Автор: Вицина Валентина Владимировна | |||
22.02.2021 14:54 | |||
Надо ли наказывать ребенка дошкольника? И как? Наказания детей — тема непростая. Хорошо бы понимать, что поощрения всегда действуют лучше, чем наказания, поэтому изначально лучше позаботиться о том, чтобы выработать систему поощрений в семье. Для этого родителям хорошо бы понимать, что они хотят сформировать у ребёнка своими действиями (полезную привычку, поведение) и ответить себе на вопрос, как они будут помогать ребёнку это осваивать. В семье не должно быть много критики, наказаний и слов «нельзя». Если запретов слишком много, то ребёнок все равно будет их нарушать. Наказаний будет увеличиваться, а поведение ухудшаться. Один из лучших методов воспитания — метод естественных последствий, когда ребёнок сам сталкивается с последствиями своего поведения, и это само по себе становится наказанием. Например, не захотел собирать свои игрушки на улице — ушли без них, ребёнок лишился игрушек.
Ребенок должен понимать, за что наказывают и заранее знать, какое наказание последует за его проступок. Если наказания «придумываются на ходу» по принципу «раз ты себя так ведёшь, то тогда не будешь смотреть мультфильмы», то ребёнком это воспринимается, как импульсивность взрослого и часто кажется ему несправедливым. Поэтому с ребёнком заранее оговаривают правила в семье и проговаривают, что будет, если эти правила нарушаются. Для наглядности можно нарисовать (или написать для детей постарше) эти правила на листе бумаге, а напротив сделать значки, обозначающие поощрения в случае выполнения их и наказания в случае нарушения. В качестве наказаний нельзя применять оскорбления, унижения, физическую силу. Битье ребёнка — это больше про бессилие родителей и эмоциональное истощение их же, а не про воспитание. Результатом насилия может быть невроз или агрессивность, но не правильно воспитанный счастливый человек. Допустимые варианты — это ограничения и лишения, которые оговариваются заранее, и ребёнок «в курсе». Экстренный способ остановить разбушевавшееся чадо — метод тайм-аута. Это когда ребёнка, поведение которого «вышло из берегов» отправляют в комнату на несколько минут «успокоиться». Считается, что психологически безопасен тайм-аут продолжительностью количеству минут равных возрасту (в три года это 3 минуты, в 4 года — 4 и т.д.). При этом речь не идет о кладовках, туалетах и темных комнатах. Светлая комната с окном и безопасной атмосферой. Психологи говорят, что наказание должно быть естественным следствием поступка. Вылил суп на стол (если это не случайность) — остался голодным. Но так работает не всегда. Не всех, например, беспокоит, что если ребенок не уберет в комнате, то будет жить в беспорядке. Так что, в некоторых случаях, мы всё-таки должны прибегать к наказаниям (ограничениям). Но как это сделать так, чтобы не сломать ребёнка?
И напоследок. Естественно, мы не говорим, что наказаний быть не должно. Но ребёнок должен знать, что родитель — это не только карательный орган. Ребенок важен и нужен родителю. Родитель видит не только промахи, но и достоинства. Или даже не так. В первую очередь, видит достоинства. Тогда поступков, заслуживающих наказания, сделанных "на зло", для привлечения внимания, станет намного меньше. Или они исчезнут совсем.
|