ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА |
Воспитание | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Лунева Екатерина Григорьевна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24.10.2020 17:21 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 1. 1. Диагностика уровня сенсорного развития у детей раннего возраста С целью проверки выдвинутых предположений на базе МБ ДОУ «Детский сад № 6 «Ромашка» комбинированного вида г. Междуреченска в период с января 2020г. по май 2020 г. организовано и проведено экспериментальное исследование. В эксперименте приняли участие воспитанники младшей группы, 10 детей раннего дошкольного возраста, регулярно посещающих младшую группу. В экспериментальную группу вошло 4 мальчика и 6 девочек (Приложение 1). Констатирующий эксперимент был организован в январе 2020 года. Цель констатирующего этапа эксперимента мы определили как выявление уровня сенсорного развития у детей раннего возраста. Задачами констатирующего эксперимента стали:
С целью определения диагностического инструментария эксперимента мы выделили критерии сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, предложенными Л.А. Венгером:
В соответствии с данными критериями, мы разработали показатели сенсорного развития, которые представлены в таблице 1. Таблица 1 - Критерии оценки развития сенсорного развития у детей раннего возраста.
В соответствии с критериями нами были определены следующие методики диагностики (таблица 2, приложение 2). Таблица 2 - Диагностические методики определения уровня сенсорного развития детей раннего возраста
Рассмотрим результаты I констатирующего эксперимента с использованием методики «Диагностическое лото «Цвет»Т.Е. Васильевой (приложение 2). В процессе использования методики «Цвет» мы раздавали детям карточки основных цветов (белого, чёрного, красного, синего, зелёного, жёлтого), а также дополнительных цветов (оранжевого, фиолетового) и оттенков (серого, розового, голубого). Затем мы показывали карточки с изображёнными на них предметами разных цветов, спрашивали о том, у кого из детей есть тот или иной предмет (красная машина, зелёный огурец, жёлтый шарик и т.д.). Ребёнок закрывал свои картинки на карте. Фиксация результатов диагностики производилась исходя из следующих показателей уровней развития: - высокий уровень: ребенок действует самостоятельно, без какой–либо помощи, к концу игры закрывает все предметы на карте лото (3 балла); - средний уровень: ребенок действует с помощью взрослого или по подсказкам других детей, К концу игры у него остаются незакрытыми 1–2 предмета тех цветов, названия которых он еще нетвердо знает и путает (2 балла); - низкий уровень: ребенок не выполняет задания или закрывает на карте лото лишь 2–3 предмета тех цветов, названия которых ему знакомы (1 балл). В результате проведения диагностики «Диагностическое лото «Цвет»Т.Е. Васильевой мы получили результаты, представленные в таблице 3. Таблица 3 - Результаты Iконстатирующего эксперимента исследования уровня восприятия цвета (методика «Диагностическое лото "Цвет"»Т.Е. Васильевой)
Количественная обработка результатов исследования показала, что в экспериментальной группе у 2 детей – 20% высокий уровень, так как эти дети смогли самостоятельно закрыть все карточки в соответствии с цветом; средний уровень выявили у 4 детей – 40%, эти дети справились с заданием частично, допускали две-три ошибки; с низким уровнем выявлено 4-х детей – 40%. Мы провели также качественную обработка результатов исследования. Два ребенка (20%), показали высокий уровень, что свидетельствует о том, что эти дети знают называние как основных, так дополнительных цветов и оттенков, умеют самостоятельно соотносить цвет с образцом. Это: Александр Р. И Дмитрий Р. В. Пять детей - 50% показали средний уровень знаний эталонов цвета, так как путают названия дополнительных цветов и оттенков, не всегда могут самостоятельно соотнести цвет с образцом Трое детей - 30%, которые путают основные цвета, не знают оттенки. Он слабо проявляли желание самостоятельно выполнять задания, просили помощи или ориентировались на мнения других детей. Результаты исследования по методике «Диагностическое лото "Цвет"»Т.Е. Васильевой как показателя уровня знания эталонов цвета детей раннего возраста представлены на рисунке 1. Рисунок 1 - Результаты диагностики уровня восприятия цвета детей раннего возраста (методика «Диагностическое лото "Цвет"»Т.Е. Васильевой) Для выявления уровня сформированности восприятия формы мы использовали диагностическую игру «Построим домики для фигур». В процессе эксперимента мы показывали детям геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник) и предлагали им построить домики, такой же формы из палочек и ниток. Оценка уровня сформированности восприятия формы мы осуществляли в соответствии со следующими уровнями: – высокий уровень: ребенок правильно называет все геометрические фигуры, самостоятельно строит домики для всех фигур (3 балла); – средний уровень: ребенок не твердо знает название фигур, называет с помощью воспитателя; действует с помощью взрослого, который помогает увидеть разницу домиков для разных фигур. Допускается показ способа построения домиков (2 балла); – низкий уровень: (1 балл). Количественная обработка результатов исследования показала, что в экспериментальной группе высокий уровень сформированности восприятия формы имеет 1 ребенок - 10%; средний уровень – 5 человек детей - 50%; низкий уровень – 4 ребенка - 40% (приложение 2, таблица 4). Таблица 4 - Результаты оценки уровня сформированности восприятия формы (Диагностическая игра «Построим домики для фигур» Н.В. Серебряковой)
1 человек (10%) из экспериментальной группы показал высокие результаты, что свидетельствует о том, что у ребенка сформировано представление об эталонах формы, он самостоятельно умеет воспроизводить фигуры по заданной форме. 5 человек (50%) представление о форме сформировано недостаточно. Эти дети справлялись с заданиями с помощью воспитателя, не всегда отличали одну фигуру от другой, но при этом демонстрировали интерес и желание справится с заданием. Стоит отметить, что 4 человека (40%) не знают эталонов формы, так как не знают названия фигур, не могут воспроизвести показанную фигуру даже с помощью взрослого. Кром того, демонстрируют низкую заинтересованность: играли палочками, выкладывали что попало. При затруднениях не принимали помощь взрослого, часто конфликтовали и чаще проявляли отрицательные, а не положительные эмоции. Результаты исследования уровня развития восприятия формы в экспериментальной группе представлены на рисунке 2. Рисунок 2 - Результаты оценки уровня восприятия формы детей раннего возраста (Диагностическая игра «Построим домики для фигур» Н.В. Серебряковой) Для выявления уровня сформированности восприятия величины мы использовали диагностическую игру «Накормим мишек» Н.В. Серебряковой. В процессе эксперимента мы предлагали детям картинку с изображением 5 медведей разной величины, стоящих по росту, а также 5 различных по величине мисок и 5 ложек убывающей величины. Каждому ребенку мы предлагали помочь медведям и найти им нужную по величине миску и ложку. Наблюдая за деятельностью детей, мы фиксировали как ребенок раскладывал миски и ложки. Важно было определить способ выполнения задания: соизмерение, на глаз, наугад. Оценка уровня развития сформированности восприятия величины осуществлялась в соответствии со следующими уровнями: – высокий уровень: ребенок безошибочно выполняет задания, при необходимости проверки использует способ соизмерения предметов; хорошо соотносит три ряда величин между собой, безошибочно выполняет задания (3 балла); – средний уровень: ребенок не всегда пользуется способом соизмерения, делает 2–3 ошибки при раскладывании предметов, но после вопросов воспитателя способен самостоятельно их исправить; хорошо соотносит три ряда величин между собой, безошибочно выполняет задания (2 балла) ; – низкий уровень: ребенок раскладывает миски и ложки как попало, играет с ними, раскладывает миски и ложки не соотнося их величину с величиной медведей, а также величину мисок и ложек между собой; наводящие вопросы воспитателя не приводят к успеху (1 балл). Полученные результаты представлены в таблице 5 и в приложении 2. Таблица 5 - Результаты оценки уровня сформированности восприятия величины (Диагностическая игра «Накормим мишек» Н.В. Серебряковой)
Анализ результатов диагностики показал, что высокий уровень в экспериментальной группе выявлен у 1 человека (10%): у Александра Р. Средний уровень выявлен у 4 человек (40%). Низкий уровень обнаружен у 5 детей (50%). Мы провели также качественную обработку. В экспериментальной группе половина детей показали низкий уровень. В процессе эксперимента дети с данным уровнем раскладывали миски и ложки наугад, играли с ними, совершено не соотносили их величину с величиной медведей, а также величину мисок и ложек между собой. Наводящие вопросы взрослого, как правило, не приводили к успешному выполнению задания. Средний уровень восприятия величины (40%) показали дети, которые не всегда могли пользоваться способом соизмерения, в процессе раскладывая предметов они делали 2-3 ошибки. Стоит отметить, что но после наводящих вопросов воспитателя они часто самостоятельно их могли исправить. Только один ребенок (Александр Р.) абсолютно точно выполнил все задания, при необходимости проверки использовал способ соизмерения предметов. Наблюдение показало, что он хорошо соотносит три ряда величин между собой, что позволяет ему безошибочно выполнять задания. Результаты оценки уровня сформированности восприятия величины в экспериментальной группе представлены на рисунке 3. Рисунок 3 - Результаты оценки уровня сформированности восприятия величины (Диагностическая игра «Накормим мишек» Н.В. Серебряковой) Проведение I констатирующего эксперимента показало, что большинство детей показывают средний и низкий уровень развития сенсорного восприятия. Наиболее высокие результаты дети исследуемой группы обнаружили относительно критерия «Восприятия цвета» – 20% испытуемых показали высокий уровень развития. Относительно критерия «Восприятия формы» и «Восприятие величины» – только один ребенок (10%) показал высокий уровень развития. Стоит отметить высокий процент детей с низким уровнем: 40% относительно критериев «Восприятия цвета» и «Восприятия формы» и 50% относительно критерия «Восприятие величины». В рамкахконстатирующего эксперимента была изучена работа воспитателей младшей группы по организации деятельности по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста. Занятия, а также самостоятельная деятельность детей в свободное время, индивидуальная работа с детьми планировалась педагогами с учетом возрастных особенностей. Стоит отметить, что занятия, непосредственно связанные с сенсорным развитием, проводятся эпизодически, систематическая работа в данном направлении отсутствует. Также с воспитателями мы провели беседу. Нас интересовало, как используется игровая деятельность авторская сказка как средство сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста, есть ли программа, которая непосредственно направлена на сенсорное развитие детей. В результате беседы мы выяснили, что работа, направленная на сенсорное развитие, не имеет программного обеспечения, то есть специально организованная систематическая работа в данном направлении отсутствует. Проведя исследование уровня сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста, мы установили, что уровень восприятия цвета, формы, величины недостаточно развит. Высокий уровень развития индивидуальности в исследуемой нами группе выявлен только у 10-20% детей, средний и низкий – у 40-50%. Исследование показало, что педагоги в своей работе по сенсорному развитию в основном используют стандартные приемы и техники, мало ориентированы на целенаправленную работу в рамках специально разработанной программы сенсорного развития каждого ребенка. Результаты констатирующего эксперимента послужили основанием для проведения формирующего эксперимента. Исходя из этого, нами было принято решение разработать программу сенсорного воспитания детей раннего возраста, направленную на повышение уровня восприятия сенсорных эталонов. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
|